Аннексия Крыма: полуостров сокровищ и проблем
28.03.2014 10:05
Депутаты российской Госдумы собрались обязать компании «Google» и «Microsoft» откорректировать свои электронные карты так, чтобы Крым в них приобрел красную окраску российской территории.

Как именно они собрались принудить две крупнейшие транснациональные компании выполнить свой каприз, пока неизвестно. Очевидно одно: вряд ли им удастся заслать в их офисы «зеленых человечков», идущих за спинами машущих триколорами актрис провинциальных театров. Поскольку тогда терпение Запада может лопнуть, и уже в самом Кремле появятся «песочные человечки»…

Что ж, царящую в России эйфорию по случаю приобретения Крыма и возобновления политики «собирания земель» можно понять. Равно как и обрушившийся на Украину шок от его столь неожиданной потери в результате нахальной выходки бывшего «старшего брата». Однако ещё далеко не все осознают, что Крым – это не только лоскут на политической карте. Вместе с ним от Украины к России ушли (временно или насовсем, время покажет) не только 27 тысяч квадратных километров суши и два миллиона душ населения.

Украинцы: потерявши плачем…

Для украинцев, которые были в Крыму давным-давно или не были никогда вообще, он ассоциируется, прежде всего, с винами и фруктами. Каждое лето на украинских рынках появляются крымские черешня, абрикосы и персики, осенью – крымские яблоки и виноград. Крымские вина марок «Массандра», «Коктебель», «Голицинские», «Магарач» можно найти на полках любого винного отдела. И теперь, когда между Украиной и Крымом возводится чуть ли не линия фронта, начинаешь понимать, что с черешней «Чкалов» и массандровским «Южнобережным» в этом году будет напряженно. А украинский бюджет потерял 1,3 миллиарда гривен ежегодных акцизных сборов с крымского алкоголя.

Возможно, для кого-то из читателей черешня и портвейн покажутся слишком смешной проблемой на фоне такой глобальной трагедии. Однако еще раз подчеркнем: если не считать моральной боли за поруганную державу, то физически большинство украинцев ощутят «временное отсутствие» Крыма тогда, когда из продажи исчезнут популярные южные фрукты и вина.



Еще около 4-х миллионов украинцев ежегодно ездили к морю на отдых: кто по путевке, кто «дикарем», кто на тематические экскурсии и путешествия, а кто и просто автобусом на три дня. Теперь их число сократится минимум в разы. Одни откажутся ездить в оккупированный Крым из принципа, другие просто поостерегутся ехать в эту опасную зону (вдруг война – а они в трусах на пляже), третьих остановит необходимость пересекать границу. Ну а если, согласно закону «О временно оккупированных территориях», эту границу вообще заблокируют, то в Крым не поедет никто. И миллионы украинцев, у которых нет денег и загранпаспортов для поездки в Турцию и Египет, в ближайшее время никакого моря не увидят – ну разве что Азовское.

Раз уж мы затронули тему отдыха и туризма, то не лишним будет уточнить, что в Крыму находятся десятки государственных санаториев и резиденций, в том числе знаменитый детский лагерь «Артек». Теперь из него выгоняют украинских детей, а лагерем живо заинтересовался Владимир Жириновский, заявивший, что теперь будет там отдыхать каждое лето в окружении российских ребятишек.

Потеряны 300 крымских заповедников, музеев, памятников природы, истории и архитектуры. Их стоимость исчисляется миллиардами, в культурном же и экологическом плане они бесценны. Как говорится, это не Донбасс с терриконами и домнами, Москва знала, что захватывать в первую очередь! Для государства эта утрата тяжелейшая, поскольку Россия не только отобрала полуостров вместе с этими объектами, но и собирается вывозить экспонаты из его музеев.

Кстати, подобное ограбление Крыма может свидетельствовать о том, что в Кремле не слишком уверены в его аннексии «навеки» - поэтому, словно отступавшие немцы в 1943-45 годах, они будут спешить вывезти к себе всё ценное, и в первую очередь музейные реликвии.

Вместе с Крымом автоматически аннексируется и крымский шельф, богатый углеводородами, разработку которых уже вела Украина. И не просто вела, но и планировала за счет его освоения значительно снизить зависимость от российского газа. Но, ирония судьбы, теперь этим шельфом собирается завладеть «Газпром», планируя купить захваченные и «национализированные» предприятия, в том числе «Черноморнефтегаз». А ведь только оно давало Украине в год 1,6 миллиарда кубов газа.



В числе утраченного имущества – важные морские порты в Керчи, Феодосии, Севастополе, Керчи. Кстати, вместе с Керчью потерян и Керченский пролив, который когда-то Киев так принципиально отстаивал по время Тузлинского кризиса. А значит, для Украины нет больше и свободного выхода из Азовского моря в Черное.

Вместе с морем и портами утрачена значительная часть рыбной промышленности Украины – по некоторым данным, до 70%. Это и два крупнейших рыболовецких флота в Севастополе и Керчи, и несколько крупнейших рыбзаводов, кормивших всю Украину скумбрией, камбалой, сардинами, бычками и килькой. Теперь этой дешевой и доступной малоимущим слоям населения рыбы станет меньше, и она будет дороже…

Все эти потери колоссальны, а их общая сумма подсчитывается. Но пока что нынешняя украинская власть и не заикается о том, чтобы вернуть свою территорию и находящееся на ней имущество так, как это делают все нормальные государства. Она лишь планирует подать на Россию в международный суд, надеясь с его помощь вернуть утраченное или хотя бы получить компенсацию. Но думается, что в Кремле эти иски вызовут лишь гомерический хохот.

Однако экономические потери в Крыму понесло не только украинское государство, нависла угроза над крымским имуществом украинских олигархов. В частности, Дмитрий Фирташ владеет Крымским содовым заводом, «Крымгазом» и предприятием «Титан», Ринат Ахметов приобрел 45% акций Крымэнерго, Керченский метзавод, Севастопольский судоремонтный и морской завод. Теперь над ними висит угроза «национализации» или же «отжатия» более сильным российским бизнесом, пользующимся покровительством Кремля.

Не исключено, что под экспроприацию попадет и шикарная недвижимость на берегу моря, которую годами там строили «семья» Януковича, премьер Азаров, прокурор Пискун, олигархи Коломойский, Григоришин, Боголюбов, Медведчук и др. В некоторых из этих дворцов уже хозяйничают вооруженные мародеры…



Крым: счастливые лишенцы

Россияне очень странная нация: они умудряются одновременно боготворить товарища Сталина за его суровые методы управления – и тут же заявлять о соблюдении неких демократических и либеральных норм. Впрочем, думается, что ход их мыслей можно понять. Своим противникам они желают крепкой сталинской руки, а вот когда дело касается их самих, начинают кричать про права, справедливость и христианские заповеди.

Так, например, они называли население Крыма не просто его неотъемлемой частью, но и его единственными полноправными владельцами, якобы имеющими право определять, в составе какого государства он должен находиться. Чем, собственно, и оправдывают «законность» крымского референдума, которым, в свою очередь, Кремль пытается оправдать аннексию Крыма. Точно так же россияне заявляли, что «народ Донбасса и Одессы тоже имеет право решать судьбу своей земли», а не позволяющая им это сделать новая украинская власть сплошь «бандеро-фашистская».

Интересно, как в этом случае поступили бы Иисус и товарищ Сталин? Что же, пути Господа неисповедимы, а вот товарищ Сталин однажды уже продемонстрировал, что он делает с сепаратистами: в 1944 году крымские татары переехали на другое место жительства. А ведь они были коренным населением полуострова, более того, Крым был их национальной автономией - в отличие от понаехавших на их место пенсионеров Минобороны, МВД и КГБ. Но в 1941-м, радостно приветствуя своих немецких и румынских освободителей и записываясь в татарскую «самооборону», получая форму «серых человечков», татары еще не догадывались, чем всё это закончится…

Крымчане так и не поняли, что Кремль присоединил к России именно Крым – то есть территорию, землю, порты, прибрежные воды и морской шельф. Это и было основной целью операции «Русская весна». Проживающее на этой территории население лишь использовали как повод для аннексии. После этого отношение к сделавшим свою работу крымчанам изменилось: в Москве уже прямо заявили, что не считают крымчан наделенными какими-то исключительными правами на крымскую землю. Теперь они – обыкновенные граждане Российской Федерации, проживающие в Крымском федеральном округе. И больше никогда не смогут решать судьбу своего региона.

Российская ФСБ, в отличие от украинской СБУ, теперь уже не потерпит никаких референдумов. Возжелай крымчане вернуться обратно в Украину, то инициаторы такой идеи тут же отправятся в Магадан, причем не на вольное поселение. С 9 мая этого года крымчане будут отвечать за это по статье 280 УК РФ (до 5 лет). А «несанкционированный митинг» сразу разгонит ОМОН – тот самый, который еще недавно славили за «борьбу с бандеро-фашистами». Теперь даже на стихийные акции по социально-бытовым вопросам новоявленным гражданам Российской Федерации будет собираться опасно. Могут запросто обвинить в либерализме, «болотничестве» и даже в «бандеро-фашизме» - и доказывай потом в отделении, что ты не наймит американских спецслужб!



Политическая и гражданская свобода – вот что сразу же потеряли все жители Крыма, поддержавшие его аннексию Россией. Они этого пока еще не поняли, но уже очень скоро почувствуют на своей шкуре.

Вместо этого крымчане, как обыкновенные граждане РФ, получили обязанность защищать её интересы на всей территории РФ, куда московская власть пошлет. Например, на Кавказ. Теперь крымские милиционеры, став российскими полицейскими, смогут получить командировку в Чечню или Дагестан. Туда же могут отправиться и крымские призывники. Причем в этом отношении Кавказ не самое худшее место по сравнению с китайской границей или тундрой.

Кстати, для юных крымчан, чьи родители голосовали за присоединение к России, повестки в военкомат станут неожиданным шоком, ведь они привыкли к тому, что в Украине срочная военная служба сводилась на нет и недавно была вообще упразднена. Что ж, здравствуй, юность в сапогах!

Но крымчане вляпались не только урезанные права и расширенные обязанности граждан Российской Федерации, но и в российские коммунальные тарифы. Несмотря на то, что депутаты Крымского парламента приняли решение заморозить нынешние тарифы с целью недопущения их роста, рано или поздно Крыму придется платить за воду, свет и отопление по российским ценам. А они довольно высоковаты даже в соседнем Краснодарском крае.

Так, жителям Анапы кубометр поставляемой воды обходится в 26,46 рубля (около 8 гривен) и ещё 18,35 рубля (около 5 гривен) они платят за водоотведение – итого около 13 гривен. В украинском Крыму за всё вместе платили куда меньше: от 4 гривен в Симферополе и Евпатории до 8-9 гривен в Судаке и Джанкое. Электроэнергия в соседнем российском регионе (одноставочный счетчик для городской квартиры) стоит 3,23 рубля (около 80 копеек) за кВт/час, в Украине действует тариф 28 копеек (до 150 кВт) и 36,48 копейки (свыше 150 кВт). Тарифы же на отопление в России примерно такие же, несмотря на её имидж «газовой империи». Если отопление в российской Анапе обходится в 1671 рубль за Гкал (около 400 гривен), то сегодня тепло обходится крымчанам от 309 гривен (Симферополь) до 524 гривен (Красноперекопск) за Гкал.



С учетом возможности будущей «коммунальной блокады» Крыма крымчан могут ожидать самые различные неприятности: от подорожания электричества и водоснабжения до их подачи по часам или даже полного отключения. Насколько быстро Россия сумеет решить эти вопросы, пока что неизвестно. Но сейчас Москве придется, как минимум, субсидировать коммунальную сферу Крыма, пока уровень доходов крымчан не вырастет хотя бы до среднего показателя по российской провинции.

А вот с этим пока что будут большие проблемы. Конечно, увеличить зарплаты бюджетникам будет нетрудно. Правда, только тем, кто останется на своей работе. Предчувствуя «большую чистку», из Крыма уже начала бежать местная чиновничья элита. Так, неожиданно, обратно в Украину попросились крымские судьи.

Но как быть с рабочими частных предприятий? Особенно тех, которые выпускали продукцию для украинского рынка или экспортировали её через территорию «большой Украины». Напомним, что в связи с принятием закона Украины «о временно оккупированной территории», единственные сухопутные ворота Крыма на севере могут быть перекрыты. А когда Россия сподобится построить свой мост через Керченский пролив и построит ли вообще, учитывая непредсказуемость дальнейшего развития ситуации, – это неизвестно.

В итоге потерявшие украинский рынок крымские производители продовольствия могут просто разориться и быть скупленными ушлыми «саквояжниками», прибывшими в новый субъект федерации из «большой России», в том числе с Кавказа. Возникла угроза и крымскому туристическому бизнесу, и не только из-за предстоящего срыва сезона. На крымские отели и санатории тоже положили глаз более сильные и более нахальные бизнесмены из России, которые могут начать «большой рейд» уже в самое ближайшее время. Для них срыв сезона-2014 только на руку, это поможет «отжать» объекты у местных, ну а к следующим сезонам, надеются они, Путин таки прорубит прямую широкую дорогу в России…



Россия: цена географического величия

С точки зрения современного мирового права, стремление «вернуть Крым России» было настолько же легитимным, как и «возвращение» Закарпатья - Словакии, Калининграда - Германии или Приморского края - Китаю. Причем, подчеркнем, в 1954 году Крымская область отошла Украине не в результате силового захвата, а совершенно законно, по обоюдному согласию обеих сторон. Так что с тем же успехом Москва могла бы потребовать у Вашингтона «вернуть» проданную Аляску.

Впрочем, думается, что она бы и потребовала. И референдум бы среди эскимосов устроила, и «зеленых человечков» в Анкоридж ввела. Если бы США не обладали сильнейшей в мире армией и огромным ядерным арсеналом. Запад давно знал истинные намерения «миролюбивой политики» Москвы – украинцы узнали об этом только в марте 2014-го, поэтому ничем не смогли возразить потерявшему всякие края «стратегическому партнеру». Всё, что смогла Украина – плакаться в жилетку Западу.

Правда, так получилось, что пока что ожидание экономических санкций принесло России куда больше вреда, чем сами санкции. 3 марта индексы российских бирж рухнули на 11-12%, акции ведущих российских компаний на 13-15%. Это была крупнейшая финансовая катастрофа в России со времен 2008 года. 14 марта российская биржа отреагировала на крымский референдум еще одним падением, на этот раз всего на 4%.

По подсчетам аналитиков, во время этих двух встрясок государство потеряло до 100 миллиардов долларов «капитализаций», еще столько же потеряли частные инвесторы и держатели. Первоначальный «взнос» за Крым оказался довольно дорогим для России.

Впрочем, затем на бирже установилась тишина, которую не нарушили ни принятие Крыма в состав Федерации, ни введение первых санкций со стороны Запада. Это весьма озадачило сторонников «войны санкций», до которых только сейчас дошел смысл слов Бисмарка: «На каждую вашу продуманную хитрость Россия ответит своей непредсказуемой глупостью». И, тем не менее, вторая волна санкций, затронувших, в частности, российское производство вооружений, уже напрягла Москву.



Что Россия получает взамен на эти непредвиденные убытки? В плюсе, безусловно, будет сам Крым – как территориальное и политическое приобретение. Хотя он в разы меньше Ямала и Таймыра, зато он находится не за полярным кругом, а в той части Европы, которая сто лет назад называлась югом России. Имеется в виду, конечно, Российская империя, а не нынешняя Российская Федерация. Как раз игра в «возрождение» той империи и является сегодня основой её внутренней политики. Надо же чем-то развлекать народ! А известие о том, что к огромной территории «Великой России» прибавили еще один кусочек, имеющий к тому же историческую ценность, наполнит российских обывателей чувством ликующей гордости за свою мега-державу. Что, в свою очередь, поднимает рейтинг российской власти.

С практической точки зрения Крым важен для России как огромная военная база, ключ к Черному морю – каким он был еще при СССР. Можно быть уверенным, что в Москве уже разрабатывают планы увеличения российского военного присутствия в Крыму в разы, включая восстановление ряда баз и объектов стратегического назначения: в частности, станции дальнего обнаружения и аэродрома дальних бомбардировщиков.

Экономическая стратегия России видит Крым и его прибрежные воды как источник углеводородов и южный транспортный коридор в Европу, идущий в обход Украины. А если РФ еще рискнет оккупировать Херсонскую, Николаевскую и Одесскую области, то это будет и сухопутный коридор плюс полный контроль над черноморским шельфом.

Сюда стоит добавить вышеупомянутые бесценные крымские заповедники, музеи, резиденции, а также промышленные предприятия, приносящие неплохой доход своим владельцам. Что касается туристической недвижимости полуострова, то пока что этот бизнес будет весьма убыточным ввиду ожидаемого кризиса туризма. Точно так же мало перспектив у производителей продовольствия: вино и рыбные консервы Россия к себе еще сможет вывезти, но со скоропортящимися фруктами возникнут сложности. И не только в плане их реализации.

Хотя украинская власть пока отказывается от идеи перекрытия Крымского канала, в случае эскалации напряженности возможность такого шага не исключается. Кроме того, Киев уже заявил, что намерен повысить стоимость поставляемой на полуостров воды и электроэнергии. В такой ситуации крымчане уже подумывают отказаться от рисоводства.



Влив в ряды российских граждан два миллиона крымчан, подавляющее большинство которых это русские и украинцы, РФ временно улучшит демографию своего «белого» населения, начавшего сокращаться в последние годы. Но проблема в том, что добрая треть из них (677 тысяч) - это пенсионеры, которые больше остальных хотели стать гражданами РФ. И теперь их содержание ложится на плечи российского бюджета.

Еще одна проблема Крыма – безработица. Причем не официальная (всего 1,4%), а скрытая. Она представлена тремя категориями трудоспособного населения: сезонные рабочие (сельское хозяйство, рыболовство, переработка продуктов), временно работающие (где придется) и просто «бродяги», живущие сбором металлолома, случайными заработками, на родительскую пенсию или детские выплаты. В их лице Россия получает регион, крайне сложный в социальном и криминальном плане, решение проблем которого потребует новых и новых расходов...

Но, пожалуй, самая главная проблема, которую Россия получила вместе с временно оккупированным Крымом, – это полный разрыв отношений не только с Украиной, но и с украинским народом. И вряд ли временный…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA