Смерть в прямом эфире
20.09.2004 10:01
…13 корреспондентов. Арабские же работники СМИ располагают иными цифрами. По данным Союза арабских журналистов, за год во всем мире погибли 42 журналиста, в том числе в Ираке – 20, в Палестине – 10 человек.

Среди них был и украинец – оператор агентства «Рейтер» Тарас Процюк. Он погиб 8 апреля 2003 года в Багдаде, наверное, самой страшной из возможных смертей: он заснял своего убийцу – американский танк. Окно офиса «Рейтер» отеля «Палестина», в котором стоял Тарас с камерой, стало мишенью, потому что, по официальной версии, американцам показалось, что из здания кто-то стреляет. Выстрелов, правда, никто не слышал.

Вместе с Процюком тогда погиб и оператор одного из испанских телеканалов. Следует также отметить, что семьи журналистов не получили от американского командования никаких компенсаций. В ответ на письмо жен погибших корреспондентов, Администрация Джорджа Буша-младшего лишь заметила, что репортеры знали, что едут в зону боевых действий, и посему ни компенсаций платить, ни дополнительных расследований проводить они не намерены.

К тому времени в Ираке погибли 12 журналистов. Практически каждый день американцы проводили случайные обстрелы офисов арабских телеканалов и газет. А также задерживали всех «неприкрепленных» к частям коалиции журналистов и после долгих допросов выдворяли их из страны в Кувейт – на брифинги и пресс-конференции Майка Киммита, бригадного генерала, заместителя командующего силами США в Ираке.

Возможно, солдатам ничего и не показалось, ведь, по странному совпадению, этажом выше в том же отеле находилось бюро телекомпании «Аль-Арабии». Именно той телекомпании, которая вместе с «Аль-Джазирой» является излюбленной мишенью всего американских войск, базирующегося в Ираке.

И вот полтора года спустя журналист все той же «Аль-Арабии» погибает в прямом эфире. В Садр-сити, «логове боевиков», проходила очередная «операция по уничтожению экстремистов». После прекращения обстрела люди вышли на улицу и увидели подбитый американский БТР. Над их головами продолжали кружить военные вертолеты «Апач». Но это не вызвало опасений со стороны журналистов – корреспондента телекомпаний «Аль-Арабии» и саудовской «Аль-Ихбарии» Мазена ат-Тумайзи и оператора «Рейтер» Саида Фуада, и они решили записать «стенд-ап» на фоне подбитого «Бредли». Вертолет начал снижаться, Фуад решил, что пилоты видят журналистов с камерой, но все равно поднял вверх руку, показывая свой бейдж.

Через минуту все было залито кровью. Перед камерой предстали десятки убитых. Люди пытались укрыться в домах. Мазена ат-Тумайзи задело осколком. Последние его слова перед камерой были: «Я умираю, умираю».

«Я пытался помочь ему, оттащить к киоску, – вспоминает Саид Фуад. – Потом тот же вертолет опять открыл по нас огонь, после чего я перестал чувствовать ноги. Потерял сознание. Меня подобрали и отвезли в больницу».

Командование коалиционных войск уже по традиции оправдывает кровопролитие. Американцы снова говорят о мифических боевиках, которые стреляли в воздух. На пленке зафиксировано лишь одностороннее ведение огня, смерть журналиста и мирных жителей.

Робкая попытка выяснить число наших коллег, которые не вернулись домой с иракской кампании, предпринятая в мае, натолкнулась на неожиданную преграду – цифра устарела через несколько минут после публикации: «С начала американской операции в Ираке погибли 45 журналистов».

Опасность подстерегает служителей пера также и со стороны иракского сопротивления. Они попадают под обстрелы, их похищают... В Ираке уже было похищено свыше 100 человек. Многих отпустили. Но несколько человек убили, некоторые были обезглавлены. Сейчас в руках боевиков находятся двое французских журналистов. Похитители требуют от французского правительства отменить закон, который запрещает мусульманкам носить платки в учебных заведениях. Франция отказывается, срок ультиматума прошел, но, по последним данным, журналисты все еще живы.

Что же тянет военкоров в горячие точки? Неужели действительно все они идут на неоправданный риск только ради красивой картинки на телеэкране или эксклюзивного материала в газете. С этой точкой зрения не согласен Стюарт Хьюз – репортер ВВС, который в апреле 2003 года в ходе последней иракской кампании потерял ногу во время инцидента в городе Кифри и стал свидетелем смерти своего друга – иранского телеоператора Кавеха Голестана.

«Да, на рынке масс-медиа действительно царит жесткая конкуренция. Но журналисты, с которыми мне приходилось работать в горячих точках, – люди, прекрасно знающие, что такое чуткость и сострадание, – говорит он. – Их главная задача – точно и объективно рассказать о происходящем. Они идут на риск, но только там, где без этого никак нельзя. И они стараются делать все, чтобы защитить и своих помощников, и самих себя».