Главврач армии ибн Андронатий, или Нужен ли военной медицине полковник-шейх?
10.04.2014 10:30
..., то хотя бы показала, что без современных вооруженных сил страна в любой момент может обнаружить на своей территории «вежливых зеленых человечков». Но нет худа без добра: власть и общество, наконец, озаботились состоянием армии и уровнем ее боевой подготовки. Также пришло время осознать степень угрозы с Востока и, вместе с нею, смириться, что между миром и войной намного более хлипкая грань, чем мы представляли себе все годы независимости.

А раз так, то ревизии готовности к современным вызовам в этой новой реальности должны подлежать все без исключения службы: связи, логистики, тыла, медицины и т.д. Для чего нужна эффективная военная медслужба, думаю, никому объяснять не надо. Как не нужно спрашивать, научила ли нас чему-нибудь история с предательством командующего ВМСУ контр-адмирала Дениса Березовского и скорая отставка и.о. министра обороны адмирала Игоря Тенюха.

Итак, что сможет наша военная медицина, «если что»?


Приказом по личному составу «дореволюционного» министра обороны Павла Лебедева от 26 декабря 2013 р. полковник медицинской службы Андронатий Виталий Борисович в порядке продвижения по службе (до того он был ВрИО) назначен директором военно-медицинского департамента Министерства обороны Украины (Главным государственным санитарным врачом Минобороны).

А теперь два документа. Первый – Указ президента Украины Виктора Ющенко № 708/2006 от 21 августа 2006 года, которым полковнику медслужбы Андронатию присвоено звание «Заслуженный работник здравоохранения Украины». «За весомый личный вклад в укрепление обороноспособности и безопасности Украинского государства, высокий профессионализм в защите конституционных прав и свобод граждан и по случаю 15-й годовщины независимости Украины», - говориться в этом документе.

Второй – отзыв ветерана Вооруженных Сил, имевшего несчастье поправлять здоровье (за свои кровные $3 тыс., особо отметим) в государственном предприятии МО «Сакский центральный военный клинический санаторий им. Н.И. Пирогова» (Крым). И вот что он пишет в прокуратуру: «ВРИО директора военно-медицинского департамента Министерства обороны Украины - крайне непорядочная личность. Ограничил свои должностные обязанности до уровня мошенничества, неповиновения приказам заместителя министра и министра обороны, неповиновения приказам Генеральной прокуратуры, неподчинения Законам Украины, до служебного подлога и потенциального соучастия в преступных деяниях администрации Сакского военного санатория имени Пирогова. Безмерно унижает человеческое достоинство и честь всякого. с жалобой на него обращающегося!».

Вот и возникает вопрос: мы тому доверили (а у новой власти руки не дошли перепроверить) жизнь солдат и матросов, офицеров, генералов и адмиралов? Поскольку мнение ветерана (как, впрочем, и указ президента Ющенко) может быть сугубо субъективным, попробуем разобраться.

В средине 2000-х выпускник Ленинградской военно-медицинской академии Андронатий возглавлял Западное региональное медицинское управление Департамента здравоохранения Минобороны. Тогда, в 2005-м, как раз военно-медицинское управление Западного оперативного командования провело реорганизацию, главным смыслом которой был переход госпитального сегмента медслужбы из подчинения командования Сухопутных войск под непосредственное командование Департамента МО.

В итоге в подчинении у Западного регионального управления (читай – у полковника Андронатия) оказалось 10 военных госпиталей, 2 военных лазарета, 2 поликлиники, 1 стоматологическая поликлиника, 2 медицинских склада и т.д. На медицинском обеспечении состояло свыше 350 тыс. человек, из которых 110 тыс. – военные пенсионеры, 42 тыс. работников ВСУ, 160 тыс. пенсионеров Минобороны и порядка 42 тыс. членов семей военнослужащих.


Чтобы не расстраивать, не будем рассказывать читателю, что из этого осталось на сегодняшний день. Гораздо более любопытен иной факт. Виталий Андронатий через пару лет скоропостижно из эдакой синекуры ушел. Более того, вообще уволился из армии по инвалидности.

Все мы знаем, сколь закрыт для непосвященных армейский «монастырь», и как там не любят выносить сор из избы. Уволился – и ладно, все шито-крыто. Все мы прекрасно понимаем, что врачу – руководителю целого оперативного командования выправить себе инвалидность на почве «хронического обострения седалищного нерва » – что хирургу два пальца удалить (тем более, как мы теперь видим, никакая «инвалидность» не помешала Виталию Борисовичу вернуться в армию и возглавить целый Департамент МО).

Но вернемся в 2008-й. Снявший погоны врач-инвалид ушел «на гражданку». И стал главврачом Львовской городской клинической больницы скорой помощи.

Судя по всему, Виталию Андронатию был не чужд банальный пиар, поскольку львовский Интернет того периода переполнен бравурными реляциями типа «новый главврач специфику работы Больницы скорой помощи сравнил с работой на фронте». Не будем язвить по поводу «фронта», с которого наш герой вернулся «инвалидом», но отметим, что на службе полковник сторонился прессы: и до увольнения из рядов, и после чудесного исцеления и восстановления в рядах.

А вот без мундира как прорвало. Тут вам и «новый главный врач уверяет, что будет менять негативный имидж, который, по его мнению, сложился о больнице», и что он будет трудиться над улучшением материально-технической базы больницы, и – как же без голливудщины! – «сюда привозят кучу костей и мяса, в которое нужно вдохнуть жизнь».

Поменялся ли имидж львовской скорой – история умалчивает. Равно как и об улучшении материально-технической базы. Но когда в армии сменилось руководство, которое не желало ворошить дела давно минувших дней, Андронатий бросил львовский «фронт» с его «кучей мяса» и достал из шкафа не траченный молью полковничий мундир.

А потому что пришел 2010-й год. И пришел президент Виктор Янукович, который назначил министром обороны адмирала запаса Михаила Ежеля. А Михаил Брониславович (ну, морская косточка) захотел иметь в руководстве военно-морского департамента МО своего, в ракушках, моряка. И здесь оказалась кстати служба Андронатия в свое время врачом на подводной лодке. Вот только документы претендентов на должность директора военно-медицинского департамента МО должны были пройти согласование в президентской администрации.


Личное дело полковника Андронатия отправлялось на Банковую аж два раза. И оба раза оттуда приходил категорический отказ. Потому что, как ни странно, в администрации фиксировались все грехи, даже если человек в силу пресловутой ведомственной корпоративности не был наказан посильнее увольнения из армии. А если продажа новейшей и нужнейшей специальной медтехники по копеечной цене не получила должной оценки в суде с примеркой к Уголвному кодексу, то это не значит, что такого кадра должны снова допустить к возможности снова осуществлять подобные процедуры.

Но чудеса бывают не только в сказках. Буквально через пару месяцев после фиаско личного дела Андронатия на Банковой в Генеральном штабе МО было создано Военно-медицинское управление. Для назначения руководителем которого не требовался «допуск» администрации – достаточно было воли руководства Минобороны. Она была проявлена. Причем, с наплевательским отношением к закону. Дело в том, что первый контракт на такую должность подписывается с человеком на срок не менее, чем на 5 лет (но не выше предельного возраста), а затем, по решению начальника Генштаба или министра обороны, подписывается второй. Исходя из возраста Виталия Борисовича, он должен был быть назначен на должность с 2010-го по 2014-й, так что, фактически, он находился на ней незаконно.

Что удивительно, приступив к работе в качестве руководителя управления ГШ, полковник Андронатий развернул бурную деятельность по дискредитации департамента МО, руководить которым вчера еще так стремился. То ли «чистилище» президентской администрации нанесло незаживающую рану, то ли еще что, но не было худшего департамента в МО, чем военно-медицинский (и худшего руководителя, чем его тогдашний директор) в словах и соответствующих поступках Виталия Борисовича.

Это неприятие продолжалось ровно до очередной смены министра. Как только им стал Павел Лебедев, заметивший ретивого на словах и готового на все полковника, как Андронатий получил предложение возглавить департамент Минобороны. И отношение того к «ненужному» подразделению враз изменилось. И согласился. И возглавил.

Уже первые месяцы работы были ознаменованы увольнением всех опытных сотрудников и даже единственного (!) там участника боевых действий. Фраза «Вы мне не подходите!» стала визитной карточкой ставшего враз грубым полковника. Критерий – подходит ли человек армии – надо понимать, стал вовсе неуместен. Хотя, повторяем, сегодня, когда история с военным отторжением Крыма требует повсеместного пересмотра нашего потенциала, надо бы, наконец, вспомнить настоящим образом о профессионалах военного дела.

Об уровне полковника Андронатия красноречиво свидетельствует хотя бы полный завал в деле размещения пребывающих и Крыма военнослужащих и членов их семей. Как вы понимаете, это не прибавляет оптимизма ни «крымчанам», ни всем остальным служивым украинской армии.

Знающие Виталия Борисовича лично также не скрывают удивления от личных качеств «главврача армии». Первая семья, заведенная еще во времена учебы в медакадемии, канула в Лету. Ладно, дело житейское. Вторая официальная семья осталась во Львове. Зато в Киеве есть неофициальная жена, с которой господин полковник посещают официальные мероприятия. И это при наличии еще одной (ультранеофициальной?), переведенной с использованием служебного положения из Львова в столицу. С которой глава целого департамента Минобороны посещают зарубежные страны во время служебных командировок.


Наверное, есть люди (сосредоточенные, видимо, большей частью в руководстве страны вообще и Минобороны, в частности), которые преисполнены гордости оттого, что военную медицину в стране возглавляет шейх. Эдакий Виталий ибн Андронатий.

Но вот вопрос к остальным военнослужащим: вот вы, будучи на армейской службе, зная все это в нынешних, чрезвычайно приближающихся к боевым условиях, - неужели вы спокойны за свою жизнь в случае ранения? За жизнь своих боевых товарищей?

По-моему, тут впору желать себе, как в песне: «Если смерти – то мгновенной, если раны - небольшой»…

P.S. Несколько дней назад закончился аудит военно-медицинского департамента Минобороны. Уже сейчас можно сказать, что выводы о работе его начальника шокирующие. Подождем реакции руководства военного ведомства.
Евгений Карнаушенко
kraina.name