«Пока мы ведем себя точно так же, как папередники,  то есть злочинна влада»
15.04.2014 08:00
Проблема газа – его добычи, импорта, цен и тарифов – это хроническая проблема Украины. Зависимость от России, невозможность расплатиться по уже предъявленным счетам, зверские требования МВФ, слухи о поставках по предоплате и так далее – газовый вопрос дает средствам массовой информации постоянные информационные поводы. Благодатная тема, что и говорить. О том, что правда, что ложь, как отличить одно от другого, а также есть ли выход из заколдованного газового круга для Украины, корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал независимый эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.

Новости Украины – From-UA: – Здравствуйте, Валентин Валентинович! Сейчас все СМИ наперебой обсуждают новость о том, что Путин заявил, что Россия переходит на авансовую оплату за газ. Как Вы можете прокомментировать эту новость?

Валентин Землянский: – Это глупый шаг… Со стороны украинских СМИ. Те заявления, которые мы видим на основных Интернет-ресурсах, слышим от информагентств – это перекручивание реальной ситуации. Я не поленился и просто посмотрел видео. Говорил об этом Медведев, а не Путин. Он сказал, что, согласно контракту (и, в принципе, он абсолютно прав), Россия должна перейти на предоплату. А вот как раз Путин сказал, что да, по контракту-то такое есть… Но, учитывая сложную ситуацию, незаконченные переговоры с ЕС, сложный политический момент, заниматься этим пока не стоит. Так что никто еще на предоплату не перешел. Мы работаем в том режиме, в котором и работали: Украина не платит, Россия поставляет газ.

Новости Украины – From-UA: – Но ведь это может в любой момент закончиться? Может быть, пока все идет, как идет, имеет смысл вести какие-то переговоры, договариваться о том, как дальше будем сотрудничать?

Валентин Землянский: – Ну, конечно, нужно двигаться в сторону переговоров. Надо думать, как урегулировать политический кризис, в том числе внешнеполитический. Надо понимать, как выходить на экономические переговоры. То есть все идет к тому, что воленс-ноленс Украине придется создавать консорциум. По крайней мере, пока так складываются обстоятельства.



Новости Украины – From-UA: – А мы можем обойтись без российского газа в принципе? Или нет?

Валентин Землянский: – Нет. На сегодняшний день – нет.

Новости Украины – From-UA: – А реверс газа, о котором так много говорят в последнее время, не спасет нас?

Валентин Землянский: – Реверс – это прекрасно. Но нет, не спасает. Причем по нескольким причинам. Во-первых, на европейском рынке нет достаточного объема газа. Для того, чтобы сделать полноценный реверс, в том понимании, который вкладывается в это слово, нужно, как минимум, заявить о себе, законтрактовать объемы, войти в европейский газовый баланс.

А во-вторых – договориться с операторами. Пока же мы видим опять-таки политическую перепалку между Украиной и Словакией относительно возможности реверса. Уже с апеллированием к структурам Евросоюза, с апеллированием к Белому дому. Я почему-то думаю, что так экономические вопросы не решаются, учитывая все моменты, о которых может идти речь, относительно участия Газпрома и так далее…

Если мы хотим договориться – надо идти и договариваться. Нужно учитывать интересы потенциальных партнеров, понимать, что они теряют, понимать, что им можно предложить. И решать этот вопрос как минимум без публичного выяснения отношений. Вот в этом случае мы бы вышли на реверс.

Но, опять же, третий момент возникает: а чем платить будем? У нас нет денег, чтобы рассчитаться за российский газ. Мы России не платили. Ладно, сейчас встали в политическую позу, но в прошлом месяце мы не платили потому, что не было денег! Просто, банально.

То есть, прежде всего, нам нужно понимать, как мы будем выполнять свои обязательства перед европейскими поставщиками и транзитерами.



Новости Украины – From-UA: – Валентин Валентинович, а как долго мы сможем проработать с Россией на таких условиях, когда мы не платим, а она все равно газ поставляет?

Валентин Землянский: – Не думаю, что долго. Речь идет о сроках до урегулирования, скажем так, острой фазы политического противостояния. После этого нам необходимо будет садиться за стол переговоров. Это мое мнение. Потому что любой худой мир лучше хорошей войны, лучше любых военных действий. У нас очень любят газовую сферу переводить на военную риторику. Это не лучший выход из ситуации, как по мне. Я бы все-таки искал какие-то компромиссы. Может быть, какие-то скрытые резервы реформирования внутреннего рынка, реформирования коммунального сектора – то, «о чем так долго говорят большевики», но, к сожалению, ничего не делают.

Это позволило бы вести переговоры более прагматично, с позиции «а мы тут, между прочим, рынок реформируем!».

Новости Украины – From-UA: – Каким образом можно реформировать наш рынок?

Валентин Землянский: – Изменить нормативы на рынке газа, например. Нормативы потребления, нормативы учета. Сами приборы учета (неплохо было бы их поставить). Как-то стимулировать к этому граждан: поставили вы, например, газовый счетчик, а вам за это какой-то пряник из бюджета!

Изменить систему тарифообразования в коммунальной энергетике. Чтобы предприятиям, которые производят тепло, не было интересно увеличивать свои затраты. Соответственно изменить тарифную сетку, когда теплокоммунэнерго производит тепло для разных категорий потребителей из одного газа по разным тарифам. Это то, что навскидку приходит в голову и что не требует, в принципе, особо больших усилий и затрат из бюджета.

Новости Украины – From-UA: – Валентин Валентинович, а есть ли в Украине потенциал для того, чтобы перейти на собственный газ? Пусть не на сто процентов, но хотя бы большую часть потреблять своего?

Валентин Землянский: – Мы добываем газ. Мы его добываем 20 миллиардов кубов. То есть импортозависимость у нас порядка 30-35. Я специально не говорю «зависимость от России», а говорю «импортозависимость». Если мы немножечко нарастим внутреннюю добычу, немножечко сократим потребление, то, в принципе, наша зависимость от импорта может сократиться – не говорю, что сразу, но лет этак через пять – вполне может сократиться вдвое. И надо нам будет импортировать всего ничего – миллиардов 15 кубов. А вот тогда уже можно будет играться, где мы будем его брать: у русских, в Европе, будем строить LNG-терминал… Или начнется добыча сланцевого газа, в чем я лично сильно сомневаюсь.



Тогда это будет уже предметный разговор. Еще раз повторюсь: когда мы едем в Россию и говорим: «Мы считаем цены не рыночными!» - это не предметный разговор. А предметный, и я начал об этом говорить, будет таким: «Джентльмены, мы собираемся реформировать рынок и сокращать потребление вашего газа. Что вы нам на это можете предложить?».

Это будет аргументированная позиция. То же самое касается, кстати, и МВФ, и тарифов. Когда МВФ лупит и говорит: «Вы должны вот на столько и на столько поднять», то для того, чтобы не падать ниц и выполнять все безоговорочно, а возразить – нужно говорить языком цифр.

«Ребята, вот у нас цифры, вот у нас расчеты. Мы в течение пяти лет собираемся сделать это, это и вот это. Соответственно, тарифы будут подняты (как вы хотите), но не сразу, а постепенно. Но при этом мы снизим зависимость, снизим потребление. Мы стабилизируем финансовое состояние – то есть денежки мы вам отдадим! Можете об этом не переживать. И такой безумный рост тарифной составляющей не нужен» - вот это будет разговор. А пока мы ведем себя точно так же, как папередники, злочинна влада.

Новости Украины – From-UA: – Валентин Валентинович, а почему же до сих пор ничего не сделано для того, чтобы вести такой предметный разговор? Чтобы увеличить добычу украинского газа и так далее?

Валентин Землянский: – Почему не проводились? Проводились. Денежка падала на черноморский шельф, который благополучно как бы… потеряли. Туда было вложено порядка двух миллиардов долларов в 2011-2012 годах. Там была поднята добыча. В 2013 году добыча составила 1,7 миллиарда кубов против 1 миллиарда в 2011 году. И планировалось к 2015 году, то есть в течение 2013-2014-х годов, увеличить добычу еще на один миллиард. К концу текущего года мы должны были выйти на объемы добычи 3 миллиарда кубов.

Новости Украины – From-UA: – Вы знаете, попадалось где-то мнение, что Крым Путину нужен был именно для того, чтобы не дать Украине выйти на самодостаточность по газу. Вот Вы как считаете, возможно это?

Валентин Землянский: – Я считаю, что хватит уже искать причины всех наших бед, всех наших проблем, в том числе и газовых, где-то вовне. Наша главная проблема – это мы сами. Как только мы эту проблему решим, все станет хорошо. И тогда ни Путин, ни Меркель, ни Обама влиять на нашу ситуацию не будут. А до тех пор, пока сами собой не займемся, ничего и не будет.

Мы же с вами об этом и говорим – нужно реформировать рынок, нормализовать финансовые потоки, чтобы они не уходили мимо, а приходили куда надо. Тогда нам будет абсолютно все равно, по какой цене и у кого мы покупаем. А что касается Путина – не знаю, может быть. Газпрому эти месторождения были точно не интересны. По крайней мере, на данном этапе времени. Им пока достаточно Западной Сибири. Может быть, для поддержания и дадут каких-то денег, или чтобы был профицит по добыче… А в целом – ну, разве что объединят с русской частью месторождения. Там Лукойл занимался добычей. В общем, это не самый существенный фактор, который может повлиять на энергонезависимость Украины. Скажем так: он ощутим, но не существенен.



Новости Украины – From-UA: – Валентин Валентинович, а есть ли разделение, куда идет украинский газ, а куда – импортный?

Валентин Землянский: – Украинский газ идет нам с вами, потребителям. «На конфорку» и на индивидуальные системы отопления, если у вас частный дом и газовый котел. А на предприятия, на коммунальную энергетику, то есть на централизованное теплоснабжение и на бюджетников, идет импортный газ.

Новости Украины – From-UA: – Правильно я понимаю, что частным потребителям поставляется более дешевый газ?

Валентин Землянский: – Как сказать – дешевый… Себестоимость его ниже, да. Нет транспорта, нет импорта. Но мы упираемся в вопрос тарифов, в то, какие они должны быть. Вопрос в том, как должно происходить тарифообразование. Тариф должен быть экономически обоснован, то есть достаточно высокий. В идеале он должен совпадать с ценой импорта. Для потребителей должны быть денежные дотации, причем прямые. Не монополистам, как это происходит у нас сейчас. Сейчас НАК – дотируются, ТКЕ – дотируются из бюджета из-за разницы в тарифах. А это миллиарды гривен. Поверьте мне, объем адресных дотаций из бюджета по сравнению с дотациями монополистам сократится примерно раз в десять. Это не я придумал – это опыт европейских стран, которые меняли у себя систему тарифообразования.

Александра Кошурникова
Новости Украины – From-UA