Днепропетровский миф
09.04.2015 19:12

Это популярное выражение стало вспоминаться сейчас, когда оживились обсуждения о будущем днепропетровских элит. За последний год роль Днепропетровска в Украине резко возросла, и последствия этого стали трактовать самым различным образом. Сможет ли город на Днепре стать новым очагом сепаратизма или продолжит свое стремление к цементированию украинской унитарности?

Город Брежнева и «Южмаша»

У этого города на Днепре давно была весьма противоречивая роль. Как пишет украинский историк Андрей Портнов, Екатеринослав (сегодня – Днепропетровск) начинался как масштабный имперский проект.

«Он должен был стать новой столицей одной из крупнейших империй. Более того, место для города было сознательно выбрано на прямой линии между Константинополем и Петербургом. Первый университет, первая опера и первая академия на территории современной Украины должны были появиться именно в Екатеринославе. Эти планы остались на бумаге из-за смерти Екатерины ІІ», - отмечает Портнов. Но у города все равно оказалась неплохая судьба.

Днепропетровск еще в советские времена имел особый статус. После возвышения Леонида Брежнева днепропетровские кадры стали активно продвигаться на верхушку союзной власти, а предприятие со скромным названием «Южный машиностроительный завод» делало ракеты, угрожавшие безопасности США.

Как говорили в те времена: «В истории СССР было три периода: допетровский, петровский и днепропетровский». Несмотря на свое расположение в украинском Приднепровье, город активно русифицировался. Оно и понятно, ведь для того, чтобы контактировать с всесоюзными органами власти, минуя республиканский центр, украинский язык не был нужен.

Неудивительно, что после распада СССР именно Днепропетровск стал одним из центров влияния в Украине. С ним активно соперничал Донецк, и «лихие 90-е» как раз прошли под знаком криминального противоборства этих двух русскоязычных столиц постсоветской Украины.

Второй президент нашей страны Леонид Кучма своим правлением как раз олицетворял крепость днепропетровских традиций. Но ему в преемники стали навязывать ставленника донецких кланов Виктора Януковича, и город на Днепре стал чувствовать ослабление позиций.

Почти столица

«Донецких» в Днепропетровске обычно называли «донами». Их недолюбливали за стремление уничтожить днепропетровский бизнес, но при этом и киевлян не особо жаловали. Отношение к Киеву всегда было немного завистливым, как к городу, которому, по мнению днепропетровцев, просто повезло стать столицей.

Да и к Харькову отношение в этом городе на Днепре не отличалось почтением. В днепропетровской среде можно было услышать «мнение» о том, что Харьков, конечно, больше по площади, но населения там столько же. Такие локальные стереотипы о преимуществах своего города живучи в любой местности, но именно в Днепропетровске они чувствуются особо остро.

И вот в 2014 году стало формироваться новое поколение "днепропетровских". Украиноцентричных, но при этом говорящих по-русски. Людей, активных в строительстве гражданского общества, но при этом скептически относящихся к перспективам самого государства. Таких же противоречивых в своих взглядах, как и сам их город. Город и его миф. Считается, что в Украине нет сейчас другого такого города, в котором люди стали гордиться своим происхождением так, как в Днепропетровске.

При этом Днепропетровск так и не выработал свою целостную версию истории города и края. Городская мифология пытается органично воспринять в единое целое и «екатерининский» период, и период Брежнева, и, как бы это сказать, «эру Коломойского». И во всех этих ситуациях Днепропетровск как раз играет роль «не первого города», как бы это ни было сложно осознавать его патриотам.

Город Коломойского

Появление Игоря Коломойского в качестве одного из ведущих лиц украинской политики и превращение Днепропетровска в один из двух центров пост-майданной Украины оказались по-своему закономерны.

Во-первых, свою жизнь вне Украины выбрал Донецк, долго споривший с Днепропетровском за место под солнцем. Другие региональные центры, наподобие немного «замученного» Львова и вечно перспективного Харькова, не имели финансовых возможностей для конкуренции со столицей.

Во-вторых, именно группировка «Приват» была неплохо готова к тому, что власть окажется на полу и надо будет ее просто подобрать. Заодно и давнишнее противостояние с Донецком легко было оформить как борьбу с сепаратистами.

И вот теперь Коломойский отставлен с должности, но это вовсе не означает, что призрак очередной ДНР нависает над Украиной. Так же как и предыдущие события не означали, что столицей Украины становится Днепропетровск.

Днепропетровская мифология как раз и построена на том, что город хорош, но он не один такой. Фраза, вынесенная в начало статьи, выступает здесь как иллюстрация этой двойственной ситуации днепропетровской полустоличности.

Этот город, ставший сейчас своеобразной «крепостью на Днепре», может дальше быть в этой роли, только если за ним остается вся остальная Украина. Судьба Донецка и Луганска показывает, к чему приводит попытка создать свою республику без необходимой ресурной базы. И речь тут вовсе не о разрушениях инфраструктуры, а о том, что чем больше мелких республик появляется, тем больше уменьшается значение их центров.

Днепропетровские элиты могут сколько угодно фрондировать, намекая на особый статус их региона, но это фрондерство имеет свои границы. По большому счету, отступать особо некуда. Киев и Днепропетровск оказались в одной лодке, и столицей будет все-таки Киев. А Днепропетровску уготована роль важного регионального центра, каким он и является на сегодняшний день. И не надо нагнетать пафос. Город хороший, но он не один такой в нашей стране.

Федор Михайловский
Новости Украины - From-UA