Как пережить «реформомор»?
14.04.2015 07:33

Недавнее 1 апреля 2015 года стало для Украины не Днем Смеха, а самым настоящим Днем Дурака. Именно так выглядело большинство жителей страны: и те, кто еще продолжал верить в скорое «покращення», и те, кто уже разочаровался в очередных реформах. Именно в этот день нашим гражданам еще раз подняли жилищно-коммунальные тарифы. Причем это был лишь первый этап масштабного подорожания, которое будет пошагово проводиться в течение двух лет.

Сменяющие друг друга украинские правительства редко доводили свои экономические программы до конца, однако обещания поднять тарифы и «отпустить цены» выполняли всегда. Вот и на этот раз первой успешной реформой постмайданного «правительства достоинства» стали не люстрация коррупционеров или возвращение в страну вывезенных в оффшоры миллиардов, а преподнесенный украинцам коммунальный сюрприз…

 Как было

Во времена «тоталитарного прошлого» советский гражданин выкладывал за свою квартиру в среднем 10-15 рублей: в эту сумму входили «квартплата», отопление и круглогодично подаваемая горячая вода, радиоточка с телеантенной, газ и телефон, и даже электричество. Последнее в силу отсутствия мощной бытовой техники и необходимости греть воду в бойлерах потребляло немного – больше всего его «жег» ламповый телевизор.

Учитывая, что средняя зарплата в 80-х годах составляла около 200 рублей, а работали тогда почти все взрослые граждане, расходы среднестатистической советской семьи на коммуналку составляли менее 5% и были не самой главной расходной статьей. Труднее всего было одиноким пенсионеркам, скучавшим с кошками в «однушках» на минимальной пенсии 36 рублей (начислялась лицам без трудового стажа) и не получивших никаких льгот: квартплата сжирала четверть их скудных доходов. Но, по крайней мере, оставшихся денег хватало хотя бы на кефир с булочкой и обеды в столовой: прожить на рубль в день в СССР было трудновато, но реально.

Советская коммуналка была дешевой в силу специфики советской социалистической экономики. Во-первых, в тарифы не закладывалась ничья прибыль: энергоносители, вода и связь поставлялись в коммунальный сектор практически по себестоимости. Во-вторых, государство, местные власти или крупные предприятия субсидировали работу коммунальных служб за счет своих бюджетов. В итоге была возможность формировать самые низкие тарифы. Точно так же при низких ценах на проезд поддерживалась работа и развитие общественного транспорта.

В начале 90-х всё это начало вызывать огромное недовольство людей, критически оглядывающих советское наследство своим хозяйским взглядом: это сколько ж бабла льется мимо кассы! Поэтому сначала коммунальную сферу и транспорт лишили поддержки предприятий, которые готовились к приватизации или разборке на лом. Затем начали урезать дотации на них в местных бюджетах. После возникли различные схемы получения прибавочной стоимости из газа, электроэнергии, водоснабжения. Наконец, газ стал очень дорогим товаром, цену которого определяли не себестоимость, а мировые биржи и прихоть продавцов, облэнерго приватизировали, а водокачки отдали на откуп концессиям.

Коммунальные тарифы не раз повышали: при Кучме, при Ющенко, при Януковиче, их успели повысить и в 2014-м году, однако нынешнее запланированное повышение – самое масштабное. Оно преследует целью довести тарифы то ли до «мирового уровня», то ли до «экономически обоснованных цен». Оба этих понятия, часто звучащих из уст политиков и чиновников, совершенно абстрактны и непонятны, поскольку единых мировых тарифов на коммуналку не существует, равно как непонятно, кто и на основе чего обосновывает новую цену. Единственно, что известно точно - повышение коммунальных тарифов является давним категорическим требованием МВФ.

Как есть

Впервые коммунальные расходы стали больно бить по карману украинцев еще вовремя череды подорожаний, устроенных правительством Тимошенко. Тогдашнюю ситуацию усугубляла высокая безработица, сохраняющаяся в Украине с 90-х годов: далеко не во всех семьях теперь работают все взрослые, порой несколько человек живут на зарплату или даже пенсию одного. А зарплаты и пенсии, сами знаете, в Украине весьма скромные – при том, что розничные цены на товары уже достигают мировых.

Таким образом, даже без оплаты коммунальных многие украинцы испытывают нужду, ограничивающую их возможности и резко снижающую их уровень жизни. А резко растущая «коммуналка» стала главной расходной частью семейного бюджета. Свою лепту сюда вносило повсеместное отключение горячего водоснабжения и скверно работающее центральное отопление, вынуждающие людей дополнительно тратиться на калориферы, водонагреватели и электроэнергию. Кроме того, в нашем быту стало гораздо больше электроприборов.

Год назад семья из трех человек платила за квартиру в 50 квадратов без счетчиков 500-600 гривен в месяц, не считая электричества, домашнего телефона, кабельного и интернета, которые могли дополнительно намотать на счет 200-300 и более гривен. При средней зарплате, доходившей до 3200 гривен (320 долларов), это было дорого, но терпимо: минус 25% доходов на коммуналку, минус 20% на налоги, а остальные позволяли прожить на 60 гривен (6 долларов) в день – в зависимости от экономии и смекалки. Если в семье было более одного работающего или пенсионер, то и семейный бюджет, соответственно, увеличивался, а пресс коммунальных расходов уменьшался.

Однако украинцы, живущие на зарплаты и пенсии, близкие к минимальным (1200 и 950 гривен соответственно), или перебивавшиеся случайными заработками, откровенно бедствовали, поэтому осаждали отделы оформления жилищных субсидий длинными очередями. Впрочем, даже после начисления субсидии у них оставалось не так много денег…

Как будет

Осенью прошлого года украинцы получили выросшие в полтора раза тарифы на отопление, а теперь с 1 апреля (электричество, горячая вода) и 1 мая (отопление) «коммуналка» вырастет еще на 55-78%. Следом стоит ждать подорожания услуг водоканала и ЖЭКов. И это, подчеркнем, не предел, поскольку подорожание продолжится в несколько этапов.

Согласно прогнозам экспертов, стоимость коммунальных услуг для владельцев скромной квартиры в 50 кв.м может составить до 2000 гривен и более, не считая потребляемого электричества (а также телефона, кабельного, интернета). Возможно, для больших людей, живущих на долларовые дивиденды со своих заграничных вкладов, это покажется смешным: эка невидаль, всего 100, максимум 150 долларов! Возможно, так думают и европейские финансисты, полагающие, что украинцы должны выкладывать за квартиру столько же, сколько и жители Евросоюза, то есть от 300 евро и выше. А значит, есть еще повод поднимать в Украине коммуналку!

Но проблема в том, что средняя зарплата в Украине составляет всего 3600 гривен (150 долларов), а с вычетами налогов и того меньше, то есть за коммуналку придется отдать от ¾ до 100% своих доходов. Таким образом, у семьи с одним кормильцем практически не остается денег даже на еду. Что касается пенсионеров, получающих 1200-1500 гривен в месяц, и  украинцев, работающих за 2000-2500 гривен, то вопрос их выживания вызывает лишь один ответ: покойтесь с миром!

В менее печальном положении окажутся лишь владельцы новых или отремонтированных утепленных квартир (домов) с индивидуальным отоплением, позволяющим им экономно расходовать подорожавший в разы газ. Однако таких счастливых украинцев немного, поскольку позволить себе такое и в лучшие времена могли только люди с хорошим достатком. Для владельцев же классического кирпичного дома с «котлом» в пригороде или селе теперь тоже наступили очень тяжелые времена.   

Конечно же, остается возможность обращения населения за субсидиями, тем более, что процедуру её оформления обещают значительно упростить. Это позволило бы большему количеству нуждающихся оформить субсидию как можно раньше и не накапливать долги за коммуналку, погрязая в финансовой трясине. Однако есть мнение, что и субсидии уже не спасут многих украинцев от откровенного банкротства.

Во-первых, для начисления субсидий нужны средства, которых может банально не хватить в бюджете. Одно только прошлогоднее повышение тарифов увеличило очередь за субсидиями в 2,5 раза, до 293 тысяч семей. При среднем размере субсидии в 354 гривны, держава тратила на них свыше 100 миллионов гривен ежемесячно. Однако прогнозируется, что после нынешнего подорожания число обратившихся за субсидиями возрастет в разы, как и начисляемые суммы.

Конечно, бюджет-2015 предусмотрел на это целых 24 миллиарда гривен, что должно хватить, к примеру, двум миллионам семей, получающих в течение года по тысяче гривен субсидии. Честно говоря, сумма беспрецедентная! Однако, повторим, даже её может не хватить, поскольку мы имеем и соответствующую беспрецедентную ситуацию в стране: цены и тарифы в течение вот уже 15 месяцев выросли в разы, а зарплаты и пенсии остались практически на том же уровне.

Такого не было даже в 90-е, когда зарплаты пусть с задержкой в месяц-другой, но старались догнать цены! Кроме того, тогда щедрые украинские политики регулярно, к каждым выборам, списывали населению долги по коммунальным услугам. Сегодня их никто прощать не собирается – напротив, угрожают таки начать отсуживать за долги жилье…

За пригоршню гривен

Но даже без проблем подорожания коммунальных тарифов социально-экономическая ситуация в Украине складывается, можно сказать, катастрофическая. Цены выросли на всё, гривна за год упала почти втрое, и разговоры об инфляции всего в 30% вызывают уже не смех, а грубую брань. Прежде всего, потому что смысл таких реформ совершенно непонятен.

Интересы кредитующих Украину банков известны: они хотят, чтобы Киев максимально сократил бюджетные расходы в социальной сфере, чтобы высвободить больше денег для обслуживания своего внешнего долга. И, пожалуй, они единственные, кто не скрывает своих целей. А вот что касается украинского правительства и украинских олигархов, которые непосредственно управляют украинской экономикой, то свои интересы они не афишируют. Правительство традиционно скрывает их за популистскими политическими лозунгами, а олигархи и вовсе помалкивают.

Есть еще украинский бизнес - средний и малый, от управления экономикой отстраненный, но всё же настойчиво требующий её реформирования под свои интересы. Называя себя главной движущей силой двух Майданов (хотя это не совсем так), он гневно вопрошает «за что же мы стояли?» и грозит Майданом третьим, если власти «не начнут реформы».

Какие же реформы хотят украинские фабриканты и лавочники? В первую очередь – максимальное снижение налоговой нагрузки, отмену большинства налогов и уменьшение оставшихся до символических. Самые радикальные из них хотели бы налогов меньше, чем на Кипре. И тут вполне понятна их неприязнь к олигархам, которые уже давно, еще с 90-х годов, пользуясь своим влиянием на власть, создавали себе персональные налоговые льготы. Поэтому средний и малый бизнес просто требует справедливого, на его взгляд, расширения  таких налоговых льгот на всех.

 При этом предприниматели демонстрируют себя людьми достаточно честными и не скрывают, что выступают за одновременное сокращение бюджетных расходов, прежде всего социальных, без которого, понятно, не снизить налогового пресса. То есть за платную медицину и образование, за повышение пенсионного возраста, за сокращение льготников и т.д. «Люди должны оплачивать всё это из своего кармана», - полагают они.

Трудно сказать, поддерживает ли их требования нынешнее правительство или оно больше озабочено выполнением обязательств перед международными кредиторами, а потому пока не заинтересовано в сокращении бюджета и, соответственно, налогов. Экономическая реформа в Украине действительно какая-то сильно замысловатая, совершенно непонятно, в чьих интересах она проводится. Тем не менее, нельзя сказать, что реформы не идут. Они идут – и перемены налицо, вот только для большинства к худшему…

Очень жаль, что никто никогда не выслушивает мнение наемных работников, коих в Украине подавляющее большинство. А ведь они, пожалуй, могли бы сказать, что отнюдь не против реформ. Хотите поднять цены и тарифы до уровня «мировых» - пожалуйста! Хотите снизить налоги – еще лучше! Хотите ввести коммерческую медицину и принцип «за всё нужно платить» - не вопрос! Все эти реформы можно провести буквально за месяц, подготовившись и назначив повышение и отмену, скажем, на 1 мая. Это можно было сделать еще в прошлом году! Но только с одним-единственным условием. А именно: если государство и бизнес хотят, чтобы люди за всё платили по западным ценам, то начните с 1-го числа платить своим работникам западную зарплату, платить пенсионерам европейскую пенсию. Введите законодательно, скажем, минималку в 5 долларов за час.

Это сразу же снимет кучу актуальных, постоянно донимающих проблем: чем платить за коммуналку, за что купить еды, чем оплатить лечение и учебу, за что купить автомобиль и жилье. Это даст невиданный толчок к развитию собственного рынка и украинского бизнеса.

Это выглядит справедливым: если переходить на европейские нормы, то уж во всем, в том числе и в оплате труда. А не так, что сегодня повышаем цены и тарифы, завтра отменяем бесплатную социалку, а повышение доходов населения лишь обещаем в следующем поколении. Это кажется и правильным: в итоге Украина получит реальную реформу экономики, выводящую её на западный уровень, а не еще одно вымывание денег из карманов населения, превращающее его в голодающих нищих, убивающее внутренний рынок.

Но почему-то когда речь заходит о европейских нормах оплаты труда и социальных пособий, наши евроинтегрированные реформаторы всегда стушевываются и переводят разговор на другую тему…

Виктор Дяченко
Новости Украины - From-UA