Посадил дед репку: предвыборная борьба с коррупцией или с конкурентами?
24.09.2015 14:48

Получил бакшиш, подебоширил – в тюрьму! Такое уголовное дело Генпрокуратура «шьет» одному из самых известных украинских радикал-патриотов Игорю Мосийчуку. Его побратимы негодуют, его соратники по Радикальной партии протестуют, однако теперь никто уже и не заикается про третий Майдан, которым еще полгода назад постоянно пугали Банковую…

По стопам Сашка Музычко

О том, что украинская революция рано или поздно пожрет своих героев, заговорили еще весной 2014 года, когда в ходе милицейской спецоперации был убит одиозный ровненский национал-радикал Александр Музычко, известный в миру как Сашко Билый. Фатальный конец карьеры Билого никого особо не удивил, да и возмутил только его ближайших соратников. «Добыковался!» - без сожаления разводили руками ровенчане, которым их местный герой революции успел досадить всего за месяц. Наезды, угрозы, поборы, «экспроприация», разборки – команда Музычко напоминала революционных матросов в угаре 1917 года.

Тогда никто особо не задумался, по какой такой причине силовые и правоохранительные ведомства, еще недавно державшие в узде не только хулиганов и «титушек», но и серьезные ОПГ, вдруг капитулировали перед ватагами «Правого сектора» и теми, кто прикрывался их символикой, позволив им превзойти в лихости и широте размаха «братву» 90-х. Это просто приняли как должное приложение к смутному времени: кто-то с радостью за «наших хлопців-патріотів», кто-то со страхом перед «правосеками», но приняли.

Лишь много позже возникли предположения, что новой власти нужно было любой ценой убрать неуправляемых радикалов как можно дальше от стен Рады и Банковой. И тогда им отдали на откуп всю страну – забавляйтесь, ребятки, только баррикады в Киеве больше не возводите! Заодно это позволило припугнуть «правосеками» тех, кто был очень сильно не согласен с февральской сменой власти. Финалом этой истории стало АТО, куда, по идее, должны были отправиться все радикальные патриоты. Однако большинство из них почему-то предпочитало «воевать» в тылу, лишь числясь в каком-то батальоне. Да и многие батальоны, расположившись на Донбассе, больше напоминали «хозяйства», а не военные лагеря, и вскоре увлеклись разнообразным «бизнесом», на почве чего вновь вошли в конфронтацию с властью…

Никто тогда не мог себе и представить, что через несколько месяцев по «схеме Музычко» власть начнет «паковать» одного за другим зарвавшихся бойцов и командиров добровольческих батальонов, предъявляя им обвинения в грабежах, похищениях и даже убийствах.

Сами «добробаты» на это вначале реагировали очень бурно и даже несколько раз грозились «идти на Киев». Однако с каждым разом подобные призывы звучали все реже и тише. А в украинском обществе становилось все меньше тех, кто поддерживал «оболганных патриотов», чему во многом способствовало многомесячное освещение их «подвигов» украинскими СМИ. Летом 2015 года стало ясно, что общественной поддержки у них почти не осталось, зато стало намного больше тех, кто одобряет действия президента по «наведению порядка в стране».

Но самое главное, что в руках главы державы теперь были рычаги управления силовиками: реального управления, а не лишь фиктивного конституционного права на это, как у предшественников. То есть теперь украинские силовики достаточно лояльны и подконтрольны, чтобы выполнять все приказы Гаранта. Теперь они стали достаточно боеспособными и злыми, чтобы подавить любой бунт, в том числе и мятеж «добробатов». И, главное, теперь они получили имидж патриотических, «проукраинских» защитников отечества, позволяющий им прессовать «добробаты», не обращая внимания на возгласы «патриотов репрессируют!». Всё это серьезно изменило политический расклад в стране.

Поэтому арест Мосийчука, можно сказать, является уже финалом короткой и яркой «эпохи патриотов» в новейшей истории Украины. Собственно, сам он этого, видимо, так и не понял, когда буквально за несколько дней до своего ареста отправился на Донбасс выручать одного из своих побратимов, которого уже судят по нескольким уголовным статьям. Там Мосийчук не придумал ничего лучшего, как устроить в кабинете завотделения больницы бузу в стиле Музычко, чем окончательно испортил свою репутацию в глазах украинских обывателей. СМИ тут же добавили к этому видео несколько других подобных, быстро нарисовав портрет эдакого невменяемого заносчивого дебошира. Поэтому ничего удивительного в том, что его арест украинское общество восприняло совершенно спокойно, можно даже сказать с чувством глубокого удовлетворения…

Кто полюбит радикала?

Однако Игорь Мосийчук является не только одним из самых известных «правосеков», которыми вот уже полтора года журналисты пугают обывателей Украины и России (на самом деле он был социал-националистом), но и народным депутатом, членом парламентской фракции Радикальной Партии. поэтому публично-показательный арест Мосийчука стал весомой оплеухой всей партии и лично её лидеру Олегу Ляшко, еще год назад считавшемуся серьезным политическим конкурентом Петра Порошенко и его одноименного блока.

Ляшко тоже находится под висящим мечом правосудия: Генпрокуратура возбудила уголовное дело и на него, а также еще на нескольких депутатов фракции Радикальной партии. На востоке Украины, где в прошлом году дуэт Ляшко-Мосийчук совершил вояж по городам, снося памятники Ленину, это известие породило злую шутку: мол, Ильич мстит своим осквернителям, как Тутанхамон.

Но шутки шутками, а рейтинг Ляшко и его партии с тех пор резко упал: сначала очень сильно в восточных областях, а затем серьезно и в остальных регионах страны. Впрочем, как и остальных парламентских партий Украины, испытавших на себе кризис разочарования избирателей. При этом если падение рейтинга БПП и «Народного фронта» было вызвало недовольством политики власти (прежде всего президента и премьера), то рейтинг Радикальной партии, постоянно позиционировавшей себя как её «критикующего союзника», упал вследствие разочарования её активной, но безрезультатной деятельностью. Много шума, скандалов, пафоса, опереточных постановок – а положительных результатов никаких. Единственное, в чем преуспели эти «борцы» - в вытягивании из лап милиции и прокуратуры «своих».

Теперь им придется помогать себе самим, поскольку несколько уголовных дел на депутатов в общем-то небольшой фракции – это не просто скандал, а полный крах имиджа Радикальной партии, который она пыталась построить на реализации «идеалов Евромайдана» в плане люстрации и борьбы с коррупцией. Теперь выходит, что коррупция проела самих борцов с нею! Ну а видео с дебошами Мосийчука – это как бы приложение эпизодов, не вошедших в фильм, и их задача опустить облико морале соратника Ляшко. Что же касается облико-морале самого Ляшко, то его опустили еще в прошлом году, демонстрируя видео из времен его молодости. Как видим, тут тоже прослеживается определенная схема.

Но какая схема в самой «расправе» над Радикальной партией, о чем сейчас сквозь слезы восклицают её лидеры, тщетно призывая общественность и мировое сообщество заступиться за «уничтожаемую демократию»?

Стоит заметить, что однозначно правых и неправых в этой истории нет. С одной стороны, уголовные дела на радикалов были заведены не на пустом месте, можно даже сказать, что прокуратура вспомнила и подшила в них не все их «подвиги». Но, с другой стороны, возникает вопрос: почему только на них и почему только сейчас? Помнится, видео ляшковских «допитів сепаратистів» прошлым летом крутили в СМИ с сугубо положительной оценкой «героя», который ездит по стране и лично искореняет пятую колонную Кремля. А теперь оказывается, что эти похищения и допросы таки были незаконными! Опять же, за эти полтора года подобным занимались сотни «патриотов», что же касается «получения незаконной выгоды», то эту статью можно вешать на тысячи! А у прокуратуры претензии только к единицам, причем семеро из них – депутаты фракции Радикальной партии.

Сакральные жертвы

Чтобы бороться в Украине с коррупцией и прочими преступлениями, их не нужно долго искать – достаточно, к примеру, ткнуть пальцем в любой большой бюджетный проект. Например, в фортификацию: строительство «стен» на границе с Россией и укреплений на Донбассе давно уже стало бизнесом, в который можно влезть только по «блату», потому что там «пилят» огромные деньги. Именно «пилят», многократно завышая стоимость работ и материалов, и, что еще хуже, выдавая в итоге «стены», которые никого не остановят, и укрепления, которые не защитят украинских солдат. Еще примеры? Тогда хотелось бы узнать, куда уходят деньги, выделяемые на ремонт дорог, и почему 90% из них постоянно в аварийном состоянии?

Что же касается «порешать вопросы за деньги» или «помочь оформить за долю в бизнесе», то это давно уже стало основным «заработком» украинских чиновников среднего и высшего звена, равно как и депутатов всех уровней, а теперь даже «правозащитников» и «активистов». А взятки за проезд стали основным заработком «патриотов», которые теперь «держат блокпосты» и имеют с них куда больше, чем «братва» в 90-е имела с рынков и автосервисов. Так что если начать бороться с коррупцией в Украине по-настоящему, то сажать придется десятки, если не сотни тысяч. Кто ж их всех кормить и охранять-то будет?

Поэтому неудивительно, что Запад расценивает потуги украинской власти в сфере борьбы с коррупцией как очень слабые и регулярно критикует за это власть. А ведь вопрос этот не только политический, но и непосредственно экономический: так, проведение реформ и борьба коррупцией являются условиями получения кредита от Евросоюза. Сейчас речь идет о втором транше в размере почти 760 миллионов евро, которые очень нужны Киеву, чтобы расплатиться со старыми долгами. Получение этого кредита – вопрос, можно сказать, стратегический!

И вот тут возникает мысль: конечно, успешно искоренить коррупцию в Украине хотя бы на 10% это нереально в нынешней ситуации. Однако вместо того, чтобы посадить тысячу никому неизвестных мелких коррупционеров, можно арестовать десяток-другой «звезд» - депутатов, комбатов, замминистров, мэров и т.д. И подать это Евросоюзу как пример невиданной доселе борьбы с коррупцией: мол, глядите, мы аресты проводим даже прямо в Кабмине и парламенте, своих соратников не прощаем, куда уж жестче!

То есть получается так, что Радикальная партия могла стать то ли козлом отпущения, то ли жертвенным бараном, которым пожертвовали ради получения нового транша кредитов. В равной степени это относится ко всем именитым обвиняемым, арестованных в последнее время в камках показательной (показушной) операции «антикоррупция». Если это так, то выражение «продать» в данном случае звучит буквально! Впрочем как и тогда, когда в обмен на кредиты «продавали» весть народ, повышая для украинцев коммунальные тарифы.

Впрочем, в нынешнем случае подобной шаг, скорее, напоминает сдачу на лом ненужных железяк, от которых все равно нужно избавлять свой двор. Поскольку, так или иначе, власть начинает «отключать» одним за другим стоящие перед ней политические угрозы и вызовы. Начав с Сашка Музычко, продолжив особо дерзкими «добробатами», теперь взявшись за национал-патриотов и радикалов…

Кто следующий?

Тут стоит вспомнить еще одних национал-патриотов: ВО «Свобода», которая потерпела катастрофическое политическое фиаско под стенами Верховной Рады во время печально известного «кровавого митинга» 31 августа. С тех пор «Свободу» почти не слышно, однако власть о ней не забыла: недавно глава МВД Арсен Аваков обвинил партию Тягнибока в работе на Кремль.

Но так как её лидер ещё на свободе, то можно предположить, что «Свободе» дали время подумать и уняться. Так, как это уже сделал лидер «Правого Сектора» Ярош, переставший грозить Банковой «походом на Киев» и новым Майданом. Точнее, угрозы он ещё озвучивает, но теперь за ними ничего нет, это просто политический пиар. Видимо, точно так же просто пиариться рекомендуют и Тягнибоку.

В чем же, собственно, дело? Позволяет ли Банковая существование правой оппозиции или нет? Ответ положительный: существованию позволяет, но не более того. А дело в том, что, судя по многочисленным намекам и слухам, в рядах Радикальной Партии, «Батькивщины», «Свободы», возможно, также «Самопомочи» и «Правого Сектора», зрела идея досрочных президентских и парламентских выборов, на которых они рассчитывают победить команды Порошенко и Яценюка, заняв их кресла. Это было бы, так сказать, своеобразное продолжение Майдана, попыткой взять реванш теми, кто был на нем обделен во время раздачи призов.

Ключевым пунктом такого плана была победа на местных выборах 2015 года. Это позволило бы взять в свои руки местный админресурс, а главное, заявить о том, что пропрезидентский и пропремьерский блоки более не пользуются доверием населения и что «Украина требует перемен» - то есть досрочных выборов. После чего это требование начал бы поддерживать собранный в столице третий Майдан. Безопасность которого, с одной стороны, обеспечивали бы «Правый сектор» и другие военизированные радикалы, а с другой стороны - позиция Запада. Причем, ныне действующую украинскую власть нужно было бы успеть скомпрометировать в глазах Запада многочисленными различными обвинениями: в бездействии, в злоупотреблениях, в нарушениях и т.д. Так, чтобы Запад поддержал идею досрочных выборов и своим словом решил исход противостояния.

Можно также предположить, что на такой «переворот» мог бы сделать ставку и олигарх Коломойский, оказавшийся в неладах с нынешней властью. Не исключено, что по своим каналам третий Майдан поддержал бы и Путин, которому была выгодной дестабилизация в Украине. Но это так, предположения.

Таким образом, предстоящие местные выборы видятся уже не такими и банальными, а частью очередного грандиозного заговора. И вообще, всё смешалось в кучу: борьба за контроль над регионами, борьба за центральную власть, выполнение условий Запада для получения новых кредитов. Но так уж легли карты, что разрешить все эти проблемы одним махом стало возможно, начав показательную борьбу с коррупцией в рядах тех, кто непосредственно угрожает подвинуть власть. Можно сочувствовать гонимым национал-патриотам, можно негодовать в адрес Банковой, однако нельзя не согласиться, что власть поступает логично. А что ей еще делать? Взять и добровольно объявить о своей отставке? Это не в украинских традициях, на это лишь один раз в нашей истории решился только Леонид Кравчук…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA