Призраки третьей революции
01.10.2015 19:30

Начало нынешней украинской политической осени ознаменовалось не только стартом избирательной кампании в местные органы власти страны, но и прокурорским «наездом» власти центральной на национал-патриотов, попавших под небывалый доселе прессинг. Похоже, что эти два события непосредственно связаны между собой, так как не исключено, что правые радикалы могли использовать свой успех на местных выборах для инициации досрочных парламентских и президентских.

Если это так, то получается, что Банковая действует на опережение, стремясь обезопасить себя от досрочной потери власти, а Киев - от третьего Майдана, о неизбежности которого начали говорить сразу после второго. И теперь, после такой «профилактической работы» с потенциальными смутьянами, кажется, что риск очередной украинской революции сведен к минимуму. Но так ли это?

Затягиватели поясов

Как известно, основой любой революции является недовольство народа. Люди либо сами участвуют в ней, являясь направляемой силой восстания, либо со злорадством наблюдают, как ненавистный режим свергают другие. И вот уж чего-чего, а недовольства в сегодняшней Украине хоть отбавляй! Более того, согласно социологическим исследованиям, в сентябре 2015 года крайне недовольных действующей властью украинцев в стране было почти вдвое больше, чем в ноябре 2013-го, и втрое больше, чем в ноябре 2004-го!

По данным всё тех же соцопросов, доминирующая причина нынешнего недовольства властью - её экономическая политика, приведшая к обнищанию значительной части граждан. Жизнь более 90% украинцев за полтора года резко ухудшилась. 85% ограничивают себя в покупке новой бытовой техники, 73% ограничивают покупку новой одежды и обуви, 67% сократили расходы на питание, 35% денег хватает только на элементарное выживание.

Плохи дела даже у среднего класса: ¾ украинцев, ранее собиравшихся приобрести в 2014-2015 гг. новый автомобиль, вынуждены отказаться от своей мечты, так что авторынок страны просто рухнул. Произошел обвал и на рынке недвижимости, т.к. цены на неё в долларах резко упали. И это проблема не только риелторов: стоит учитывать, что квартиры, дома, дачи и гаражи являются главным капиталом большинства украинцев, то есть их размер тоже сильно сократился. Например, ранее человек обладал квартирой, оцениваемой в 40 тысяч долларов, а сейчас она оценивается лишь в 30 – и продать её гораздо сложнее.

При этом власти откровенно игнорируют эту главнейшую на сегодня проблему, предпочитая говорить об АТО, российской агрессии, кредитно-бюджетной политике, о европейских перспективах, о «злодеяниях коммунизма» - но только не о той заднице, в которой сегодня оказались сорок миллионов их сограждан. Впрочем, когда они таки решаются поговорить о социально-экономическом кризисе, то лишь приводят украинцев в еще большее уныние, то объявляя нам о новом повышении тарифов, то призывая еще больше «затянуть пояса».

В итоге рейтинг трех веток власти в Украине сегодня еще ниже, чем был во время второго Майдана: тогда регионалов и Виктора Януковича хотя бы поддерживала та часть страны, которая была против евроинтеграции и политики национал-патриотов. Сегодня электоральные позиции Петра Порошенко можно назвать куда боле слабыми: он растерял большинство своих избирателей. На востоке страны его считают «хунтой-2», на западе «зрадником», а в центре честят за ухудшение жизненного уровня и продолжающийся бардак.

Настоящих буйных мало

Однако это пока не делает ситуацию в Украине предреволюционной. Дело в том, что в начале 2009 года рейтинг власти был еще ниже, а уровень крайнего недовольства ею гораздо выше, но никакой революции тогда не произошло. Есть мнение, что это объясняется двумя причинами. Во-первых, украинцы пока еще не склонны бунтовать по экономическим причинам, с голодухи. Если вспомнить лозунги обоих Майданов, то они были чисто политические: нет коррупции и фальсификациям, да евроинтеграции и т.д.

Во-вторых, оба Майдана были организованы сильной оппозицией и поддержаны Западом, а сейчас в Украине оппозиция к власти крайне слаба, да и Запад вроде бы не намерен поддерживать свержение Порошенко. Который, к тому же, эффективно избавляется от потенциальных «буйных вожаков» руками правоохранительных органов, заодно демонстрируя это как борьбу с коррупцией в самых высших эшелонах. Таким образом, даже если люди выйдут на улицу, то возглавить их будет, наверное, некому.

Действительно, кто бы при этом залез на сцену нового Майдана? Ляшко и Тягнибок? Но они оба уже не на шутку запуганы обвинениями по разным статьям УК, в любую минуту за ними могут прийти. Остается только Юлия Тимошенко, которая тоже вряд ли полезет в авантюру, если не будет уверена в её благополучном исходе. А больше никого! Ведь нынешняя оппозиция - это лишь мелкий осколок оппозиции 2004 и 2013 годов, остальные яркие фигуры двух майданов сейчас сами являются властью. Что же касается экс-регионалов, то они вряд ли поддержат новый Майдан, да и собравшиеся там люди вряд ли будут рады их увидеть.

Старых политических топ-менеджеров в нынешней оппозиции на пальцах одной руки пересчитать, а новых нет, потому что за полтора года были приложены все силы, чтобы они не появились. Кого-то купили должностью или мандатом, кому-то перекрыли финансирование для политического роста, кого-то дискредитировали, кого-то держат на крючке или вовсе посадили.

В-третьих, что очень важно, третий Майдан есть кому разгонять. И это будут уже не «псы режима», не поносимый «Беркут», а солдаты Нацгвардии и сотрудники МВД, которые теперь получили благородный имидж патриотических защитников Украины от сепаратизма и российской агрессии. Бросать в таких камни и коктейли Молотова? Достаточно посмотреть на негативный общественный резонанс, последовавший за недавней трагедией у стен Верховной Рады, где от взрыва гранаты погибло четверо солдат: скорбели и возмущались даже национал-патриоты. Сравним это с реакцией на смерть двадцати сотрудников МВД и бойцов ВВ, убитых во время Евромайдана!

Но дело не только в том, что активисты третьего Майдана долго не решались бы поднять руку на стоящих в оцеплении «патриотов» и «побратимов». Ведь последние как раз вряд ли были бы такими сдержанными, поскольку власть извлекла уроки из прежних гражданских беспорядков и усовершенствовала принцип «разделяй, сталкивай и властвуй». Раньше для разгона «бандеровского» Майдана нужно было привозить «Беркут» из Крыма и Донецка, сейчас вариантов стало больше. С одной стороны, против «майданутых» можно использовать подразделения из старых кадров МВД, питающих к ним особую «любовь». С другой стороны, третий Майдан можно объявить провокацией Путина – и бросить на его разгон батальоны идейно-радикальных патриотов.

Майдан силен сюрпризами

Все изложенное хорошо иллюстрирует стратегию власти, старающейся предотвратить третий Майдан. И кажется, что делает она это весьма успешно. Но в этой стратегии есть одно очень большое упущение, которое было свойственно и предыдущим хозяевам Банковой: они все усердно готовились к прошлым сражениям, считая, что те повторятся. Между тем сила украинских Майданов была в их неожиданности.

Первый Майдан-2004 собрал в столице огромное количество людей и смог удерживать их там более месяца. Это было неожиданно для тогдашней власти, привыкшей, что все митинги протеста расходятся к вечеру. Неожиданными были категорическое неприятие итогов выборов, нежелание подчиняться властям, невиданная доселе организованность активистов Майдана, неожиданным было такое массированное вмешательство Запада.

Второй Майдан-2013 оказался неожиданным своим появлением (раньше выборов его никто не ждал), а затем он удивил власти, ждавших лишь повторения «концерта» 2004 года, тем, что перешел от пассивного протеста к активному бунту. Вдруг оказалось, что двух-трех отрядов «Беркута» недостаточно для его разгона, а многотысячное оцепление может только стоять в оцеплении. Вдруг оказалось, что, кроме нескольких тысяч активистов «Правого Сектора» и «Свободы» в самом Киеве, бунт поднимают в провинциях их «побратимы» - и беспорядки могут разойтись по всей стране. Ожидаемым там было лишь одно: позиция Запада, который вновь порекомендовал Януковичу уйти с миром.

Майдан-3 точно так же может неприятно удивить власть, которая в настоящее время готовится противостоять повторению Майдана-2. Точнее, она уже это делала! За последний год устроить «новый Майдан» в Киеве собирались два или три раза, но все эти попытки пресекались на самой ранней стадии. И не мудрено, потому что эти были попытки именно повторить Майдан-2, а не устроить принципиально новый Майдан-3. А власти уже выработали стратегию эффективной борьбы с прошлыми Майданами.

Кстати, весной и летом 2013 года команда Януковича успешно противостояла попыткам оппозиции повторить Майдан-1, которым и являлась безуспешная акция «Вставай, Украина!», вызывавшая у всех только смех. «Поорут и разойдутся», - махнули на них рукой регионалы, которые выработали стратегию игнорирования Майдана. Её пытались применить и в конце 2013-го года, однако там все пошло наперекосяк: провокация «кровавой елки» изменила ход Евромайдана, на который высыпали воинствующие радикалы с палками и бутылками в руках – и теперь игнорировать их было просто невозможно. Регионалы готовились долго наблюдать в окно на повторение поющее-пляшущего Майдана-1, но они узрели там дым горящих баррикад Майдана-2, что привело их в панику.

Добавим: а успех крымских и донбасских сепаратистов был так же обязан неожиданности их поступков. Потому что победившие на Майдане-2 силы полагали, что их противники разбегутся «по норам», как и после Майдана-1, ограничившись лишь митингами да, возможно, очередным «Северодонецким съездом», участники которого испугаются приезда следователей СБУ. А вышло вон оно как…

Исходя из этого, можно сделать вывод, что успех или провал нового украинского Майдана во многом зависит от того, станет ли он лишь очередной попыткой повторения Майдана-1 или Майдана-2, или же это будет сюрприз действительно нового Майдана-3, против которого у власти не будет готового решения.

Формула Судного Дня

Какой именно это может быть сюрприз, вряд ли кто-то угадает – ведь на то он и сюрприз! Тем не менее, уже сейчас можно увидеть ряд ошибок и просчетов Банковой, которые её противники могут использовать в составлении плана третьего Майдана.

Пожалуй, самым серьезным её просчетом является экономическая политика, которая не просто привела к резкому падению уровня жизни в стране, но и отняла у людей надежду на улучшение, поскольку этого нынешняя власть даже не обещает. Но эту надежду народу может дать кто-то другой. Достаточно появиться на публике политику, имеющему достаточный кредит доверия, умеющему внятно излагать доступную к пониманию программу роста, одетому не в вышиванку или в камуфляж ура-патриота, а в белую рубашку экономиста – как он станет новым украинским Мессией. Пусть даже это будет еще один аферист, но согласитесь, что и Лене Голубкову верили миллионы людей, потому что он убедительно рассказывал, как «накопить» на дом в Париже. По крайней мере, это куда лучше и обнадеживающе, чем «затяните пояса».

Банковая сейчас охотится за вождями национал-патриотов, которые могут призвать к новому Майдану, и за лидерами радикалов, способными привести на них отряды «самообороны». Но она не видит угрозы для себя со стороны таких вот центристских «экономических реформаторов», которым сегодня достаточно лишь громко заявить о себе – и тут же занять свободную нишу в политике. Им даже не придется никого звать на Майдан, их дело лишь убедительно заявить «я знаю, как повысить показатели экономики и ваши зарплаты». На Майдан людей позовут другие, чтобы поскорее поменять власть.

В этом случае протестный потенциал украинцев уже не вылетит паром в трубу, а будет использован для конкретного дела. На митинг, просто покричать о том, что тяжело жить, мало кто придет – чему пример провал «Вставай, Украина!». На акцию, ставящей задачей изменить жизнь в стране, соберется достаточно людей.

Уверенность власти в том, что народ будет и дальше молча «затягивать пояса», рождает и другую ошибку. Сейчас «покращення» наступило только для политиков, олигархов, профессиональных «патриотов» и «защитников», извлекающих для себя выгоду из постмайданного хаоса, и тех немногих счастливчиков, кто получает стабильные доходы в твердой иностранной валюте. Это меньшинство, которого недостаточно, чтобы поддерживать власть демократическими голосами, однако их доминирующее положение в социальной пирамиде компенсирует этот недостаток.

Результатом этого становится постепенный отход от демократии к модели старых режимов, когда один «крутой» и пара десятков его «титушек» делали политический выбор за весь район, а городами безраздельно правили местные чиновницкие «патриции». На высшем же уровне начинает формироваться команда новых президентских «любих друзів», погрязающая в коррупции и кумовстве. Причем членами этой команды стали всё те же одиозные непотопляемые фигуры из бывших окружений Ющенко и Януковича.

Не будем забывать, что два Майдана начинались в Украине все-таки под лозунгами демократии и против таких вот режимов. То есть если Банковая собирается опираться на подобную систему, она сама рискует стать в глазах украинцев режимом. Но тут ведь дело не в принципе и не в названии! В понимании украинцев режим – это то, что консервирует текущую негативную систему и не позволяет прийти переменам и реформам, то есть стоит на пути цели. А целью свержение режима, способной заинтересовать украинцев, является, конечно же, не замена Яценюка на Тягнибока, а Порошенко на Ляшко, нет! За это никто на Майдан не придет. Достаточно привлекательной целью может быть расчистка пути к вышеупомянутому «гению экономики». Или же просто политика с положительной репутацией и кредитом доверия, который убедит избирателей, что он наймет команду специалистов, и они быстро проведут все необходимые для роста экономики реформы.

Это, конечно, было бы некоторым повторением Майдана-1. Однако сейчас власть ожидает лишь повторения Майдана-2, то есть просто взрыва накопившегося недовольства с целью «свергнем, а там видно будет». Она не готова противостоять новому Ющенко-реформатору или Януковичу-хозяйственнику, она лишь старается не пустить на майдан Ляшко или Яроша.

Но даже в этом Банковая повторяет ошибку своих «попередников», считая, что новый Майдан повторит сценарий предыдущего: сбор людей на митинг – расстановка палаток и сцены – горящие баррикады и захват госучреждений. Именно поэтому, стремясь одержать верх в возможном грядущем противостоянии, она старается нейтрализовать главную ударную силу прошлого Майдана – активистов «Правого сектора» и «Свободы», ныне сформировавшихся в добробаты и какие-то непонятные местные группировки. Кажется, что это логично, однако откуда такая уверенность, что эти правые радикалы станут ударной силой Майдана-3? А может, они вообще на него придут, и он прекрасно без них обойдется!

Существуют и иные, очень неожиданные сценарии Майдана-3. Например, полное безразличие Запада к происходящему в Киеве – согласитесь, это было бы настоящим шоком для тех, кто привык апеллировать к внешним арбитрам при разрешении украинских политических кризисов! Или что армия и Нацгвардия, за которыми власть рассчитывает надежно спрятаться от следующего Майдана, сами выступят против неё - и просто покинут улицы столицы, не желая защищать очередной режим…

Однако каковы бы ни были возможные сценарии нового Майдана, все они преследуют одну цель - досрочную смену власти. Так вот самый неожиданный и очевидный вариант, что это можно сделать и без всяких Майданов, законным демократическим путем…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA