Вынесет ли Украина еще одного Порошенко?
06.12.2015 12:36

Пошутил или всерьез? «Случайно проговорившегося» Петра Порошенко все поняли совершенно однозначно: нынешний украинский президент действительно собирается остаться у руля державы на второй срок. И дело даже не в том, что такими вещами в украинской политике не шутят. Просто никто из его предшественников не отказывался попытать счастья во второй раз, поэтому не стоило ожидать, что Порошенко прервет эту традицию.

Так что подобного заявления от него ждали, хотя и не настолько рано, ведь по графику следующие президентские выборы должны состояться лишь в 2019 году. А за это время в Украине может произойти всё, что угодно…

Вендетта по-украински

В нашем обществе уже давно сложилось стереотипное мнение, что политики - это какие-то патологически жадные до власти и денег параноики, которым всегда мало. На самом деле это далеко не так, хотя подобные персонажи среди украинской «элиты» действительно встречаются. Просто почти каждому человеку свойственен социальный инстинкт сохранения своего положения в обществе, нежелание его потерять и опуститься ниже. Так у людей повелось с тех пор, когда они были еще обезьянами и с воплями держались за свою ветку на пальме.

В более-менее цивилизованном обществе, где социальные различия не так сильно выражены, отставки и банкротства не вызывают потрясений на грани суицида. Люди с оптимизмом воспринимают их как возможность начать все с начала или как заслуженный отдых. В Украине же уже много лет идет жестокая драка за сокращающиеся ресурсы, социальные расколы общества разрослись уже в бездонные провалы. Подавляющее большинство украинцев имеют лишь один шанс, начать все заново тут практически невозможно: затопчут, похоронят, а потом еще и надгробие развандалят.

Поэтому то, что Порошенко говорил о своем будущем в качестве депутата Европарламента от Украины, это, конечно, интересно. Правда, об этом же мандате европарламентария, равно как и о президентской булаве, министерских портфелях, большом бизнесе, мечтают еще десятки тысяч украинских политиков, чиновников, активистов и т.д. И в данном случае Петра Алексеевича можно представить в качестве «царя горы», на вершину которой со всех сторон бегут, карабкаются и ползут несметные полчища жаждущих. Так вот беда в том, что раньше подобные состязания заканчивалась относительно благополучно: глава державы уходил на покой, и о нем постепенно забывали. Теперь же появилась тенденция устраивать свергнутым султанам месть и экспроприацию.

Одним словом, стремление Порошенко продлить свои полномочия на второй президентский срок может быть основано не на желании еще пять лет вдоволь порулить государством, а на банальном страхе вендетты со стороны своих противников, которые уже точат на него зубы и когти. Конечно, ему не грозит быть зарезанным в бане или забитым мотыгами на обочине шоссе, как восточному экс-диктатору. Однако схлопотать срок и лишиться значительной части своего бизнеса – вполне!

Если данный фактор станет определяющим в дальнейшей политической стратегии Петра Порошенко, то это значит, что следующие 3,5 года (или 8,5 лет) он потратит на решение главной задачи: обезопасить свое будущее пребывание на заслуженной пенсии. Вопрос лишь в том, как именно это сделать? Ведь решить его можно по-разному: а) разгромить врагов, б) договориться с врагами, в) превратить врагов в друзей, г) подготовить своё бегство со всеми нажитыми непосильным трудом капиталами, д) сделать Украину цивилизованной правовой державой, е) сделать себя её вечным президентом. Что выберет Петр Алексеевич?

Любовь зла

Одним из основных политических активов Порошенко является его рейтинг. Он второй (после Кравчука) президент в истории Украины, избиравшийся в первом туре: напомним, что на выборах 2015 года он получил 54,7% голосов при явке избирателей в 60%.

За полтора года рейтинг президента, конечно, сильно упал: сейчас соцопросы дают Порошенко всего 13-15%. Тем не менее, он по-прежнему остается лидером списка, поскольку его основные соперники отстают от него в разы: Юлия Тимошенко и Юрий Бойко - по 7,5%; Олег Ляшко и Андрей Садовый - чуть более 5%; Тягнибок и Ярош - менее 3%. С такими результатами Порошенко гарантированно вышел бы во второй тур, случись президентские выборы в ближайшее время и в таком формате участников.

А если не сейчас, и в компании других политиков? Многие упускают из вида, что рейтинг Порошенко отличается от рейтингов его предшественников Ющенко и Януковича. У тех рейтинг основывался на личной популярности у избирателей – пусть созданной искусственно, с помощью СМИ и политической пропаганды, но всё же. Порошенко набрал свои 54% в качестве «меньшего зла» на фоне других кандидатов, он и сейчас продолжает опережать других политиков в этом качестве. Благо для человека, обладающего мощным админресурсом и собственными медиа, это нетрудно. Достаточно представлять одних политиков как экстремистов, других - «антиукраинскими», третьих изображать дураками и клоунами, четвертых изобличать аферистами и коррупционерами, пятых - марионетками и ставленниками, на шестых свалить всю вину, о седьмых утверждать, что их время давно ушло…

И это работает! Если вы могли заметить, то почти все конкурировавшие с Порошенко политики как-то быстро завяли и зачахли (в плане своей популярности), словно растения возле бочки с радиоактивными отходами. Причем, что интересно, первыми усохли рейтинги коалиционного «Народного фронта», который теперь без поддержки Банковой может стать маргиналом украинской политики.

При этом у Порошенко есть замечательная способность подстраиваться под нужную волну. Бывший соратник Кучмы быстро стал ближайшим соратником Ющенко, бывший министр экономического развития в правительстве Азарова стал одним из спонсоров и вождей Евромайдана. Когда нужно – он превосходит в энтузиазме ура-патриотизма и «декоммунизации» даже «свободовцев», когда нужно – укрощает распоясавшихся национал-радикалов и «добровольцев», он то обещает прочный мир, то устраивает блицкриги. Правда, в итоге у Петра Алексеевича просто нет собственного политического лица, а украинцы постоянно путаются, на каких же принципах стоит их всенародно избранный.

Поэтому вызывать Порошенко на открытый политический поединок, лично или через своих ставленников (как делал Коломойский), сейчас совершенно бесполезно. Независимо от того, кто решит бросить ему перчатку: пылкий революционер-майдановец, идейный национал-патриот, популистский трибун обездоленных или радеющий за экономику «хозяйственник». Все они закончат одинаково с рейтингом 7,5% и ниже, потому что играть против Порошенко на его поле и по его правилам - это заранее проигрышная комбинация.

Правда, эта система дает побочный эффект, который очень хорошо проявился на последних местных выборах в виде резко сократившейся явки избирателей. Это вполне ожидаемый результат того, что всё больше украинцев не хотят голосовать за «меньшее зло» и предпочитают не голосовать вообще.

Форс и мажоры

Низкая явка избирателей – это не проблема для Петра Порошенко и его одноименного блока, если в итоге большинство пришедших на участки всё равно проголосуют за них. Возможно даже, низка явка является секретом относительно высокого рейтинга действующего президента среди тех, кто еще готов участвовать в выборах. Но было бы большой ошибкой относиться к ней спокойно или даже радоваться столь низкой гражданско-политической активности украинцев. Дело в том, что если посмотреть на низкую явку под другим углом, то можно понять, что она таит в себе опасность, являясь признаком мощного незадействованного потенциала. И вопрос лишь в том, кто сумеет этот потенциал использовать.

Конечно, система Порошенко учитывает некоторые форс-мажоры. Например, что другие украинские олигархи захотят её сломать или создать собственные системы борьбы за политическое лидерство. Так, существует мнение, что украинские добробаты – это как раз порождение системы Коломойского, и именно поэтому на Банковой к ним относятся столь негативно. Однако можно заметить, что подобные альтернативные системы либо разгромлены, либо вообще задушены в зародыше. И вообще, Петр Алексеевич очень плодотворно поработал со своими коллегами-олигархами: с кем-то подружился, кого-то принял в свою команду, с другими разобрался, третьих удерживает за чертой.

Это вполне понятно, ибо как раз в них Порошенко, похоже, и видит своих главных политических противников. И не только политических, ведь большинство из них не прочь разделить между собой его бизнес.

Еще одним учтенным форс-мажором является социальный взрыв «снизу», который, конечно же, может быть использован олигархами и политиками против Порошенко. Так что вполне понятно, почему власть с такой тщательностью затаптывает малейшие искры протестов – даже небольшие «тарифные майданы». Но тут думается, что Банковая, Рада и олигархи выработали по этому вопросу консенсус: никакого раскачивания социальной лодки, никакой игры на «зубожінні народу».

На эту мысль наводит то, что социальные народные протесты гасятся не только правоохранительным и административным ресурсом власти, но добробатовцами, «активистами», «патриотами» и прочими пешками известных олигархов. Кроме того, можно заметить, что практически все крупные украинские СМИ словно соблюдают какое-то табу на социально-экономическую тему, хотя она является самой актуальной. Но вместо того, чтобы освещать чудовищное обнищание украинцев, выяснять причины и способы преодоления этого бедствия, журналисты кормят аудитории какой-то хренью. Подчеркнем: не все украинские СМИ контролируются властью, многие являются медийными ресурсами олигархов, в том числе враждебных Порошенко, но все они словно сговорились не тревожить эту тему.

Но все ли форс-мажоры предусмотрела команда Порошенко? Ведь неучтенные обстоятельства могут привести к очень нежелательным сюрпризам, по сравнению с которыми даже третий Майдан покажется детской шалостью…

Отец голодной нации

Разумеется, что после всего вышесказанного возникает вполне закономерный вопрос: а зачем искать какие-то заговоры, почему бы просто не предположить, что Петр Порошенко является действительно популярным украинским политиком, чью политику сознательно поддерживают его избиратели?

Что ж, в таком случае можно было бы сказать, что украинцы стали нацией мазохистов (еще и голодных), поскольку, одобряя и поддерживая политику власти, они тем самым одобряют сложившуюся в стране катастрофическую ситуацию. А худших времен в Украине не было, пожалуй, с середины 90-х. Причем тогда рейтинг действующего президента Кучмы составлял всего 6%, и на выборах 1999 года пришлось немало потрудиться, чтобы поднять его, а затем выиграть во втором туре у Петра Симоненко.

В 2005-2009 годах, в эпоху Ющенко, Украина пережила несколько кризисов, но они не были столь болезненны, как нынешний, да и страна вышла из них довольно быстро, восстановив прежний уровень жизни. Тем не менее, Ющенко не оправдал возложенных на него надежд, фактически провалил все реформы и евроинтеграцию, развел небывалое «кумовство» и достал всю страну многочасовыми телемонологами. К концу его первого срока рейтинг президента-мессии упал до 5%, так что за второй было бессмысленно и бороться.

В 2010-2013 годах Украина замерла в «стабильности»: никакого развития и движения вперед, однако и никаких кризисов и падений. Тем не менее, всего лишь одна политическая ошибка стоила президенту Януковичу его должности и привела ко второму Майдану.

Вот и получается, что сейчас украинцы имеют власть (точнее, она имеет их), худшую со времен Кучмы. Это если сознательно, аргументированно оценивать причины и следствия катастрофы, а не глотая пропаганду из телевизора. Понятно, что в таком случае одобрять то положение, в котором сейчас находится страна и её население, могут только политические извращенцы. Впрочем, украинцы таковыми и не являются, о чем свидетельствует почти нулевой рейтинг «Народного фронта» - партии нынешнего главы Кабмина Арсения Яценюка. Однако ведь ответственность за ситуацию в стране несет не только премьер, но и президент.

Порошенко до сих пор спасало то, что он старается дистанцироваться от экономических проблем, сбрасывая их на правительство. Возможно, он научился этому у своего бывшего шефа Ющенко, который возлагал всю ответственность за экономику на премьера Тимошенко, а сам лишь рассуждал в телевизоре о духовности. Но насколько долго удастся таким образом водить за нос украинцев? К тому же у Порошенко есть и другие «грешки»: все серьезные преобразования, которые ожидали от новой власти украинцы, практически провалены, евроинтеграция вновь забуксовала, территориальная целостность не восстановлена, экономику окутал мрак, «социалка» валяется на дне пропасти и не собирается подниматься.

Когда украинцы перестанут выискивать еще не переименованные улицы, выяснять партийную принадлежность тех или иных чиновников и спорить о легализации однополых браков, а обратят внимание на эти насущные проблемы, то рейтинг действующего президента может упасть до уровня Кучмы и Ющенко. Впрочем, это еще не самый худший вариант, если вспомнить о том, как закончил Янукович.

Как именно Петр Порошенко собирается выкручиваться из этого положения, предположить трудно. Ведь если сейчас его положение прочно и он успешно сражается за сохранение власти, то через 3 года ситуация может серьезно измениться. Да, может произойти чудо: Украина преобразится, повысится уровень жизни, мы вернем Крым, изгоним врагов из Донбасса, забудем о коррупции, починим все дороги.

Но чуда, скорее всего, не будет. А без чуда не будет рейтинга, потому что даже голосующих за «меньшее зло» останется совсем мало. И что хуже всего для Петра Алексеевича, может случиться так, что его система даст сбой – и он сам станет для украинских избирателей «большим злом». И тогда ему не стоит надеяться не только на второй срок, но и на кресло евродепутата…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA