Саакашвили: грузинский шатун в украинской политике
17.11.2016 13:30

«Грузинский десант» покидает кабинеты власти: вслед за Давидом Сакварелидзе (зам Генпрокурора), Экой Згуладзе (замминистра МВД) и Александром Квинташвили (министр здравоохранения) в отставку подали одесский губернатор Михаил Саакашвили и глава Нацполиции Хатия Деканоидзе. «Крысы бегут с тонущего корабля!» - хихикали украинские «ватники», «бе-бе-бе!» - съязвил им вслед Аваков, а разочарованные в провалившихся реформах обыватели тщетно силились понять, что же происходит.

А действительно, что? И почему большинство «грузинских реформаторов» относительно тихонько вышли в двери, в то время как Михаил Саакашвили предпочел со скандалом выпрыгнуть в высаженное им окно, устроив из своей отставки старт избирательной компании?

Скелеты в шкафу

Чтобы понять сущность политиков, необходимо заглянуть в их прошлое, желательно поглубже – и найти там ответы на многие вопросы. Вот, например, известная ссора двух «я-украинцев» Саакашвили и Авакова, была ли она спровоцирована только лишь коррупцией, в смысле дракой за дележ каких-то сфер и потоков? Ведь коррупция в Украине повсюду, в какого министра не ткни – попадешь в коррупцию! Но почему-то Саакашвили сразу же и очень сильно не возлюбил Арсена Авакова, равно как и наоборот. Может быть потому, что Аваков – армянин, а мама Саакашвили – президент общественного союза «Дом дружбы Грузии и Азербайджана» и имеет хорошие отношения с правящим в соседней стране семейством Алиевых? И такое не исключается.

Родня и друзья Саакашвили – это вообще очень интересная тема! Например, если обратится к его юности, то окажется, что Саакашвили был типичным советским мажором, почему-то впоследствии сильно невзлюбившим советскую власть. Его отец – врач, отчим – профессор психологии и глава научного совета НИИ (основанного его дедом), дядя – полковник КГБ, дипломат, представитель Грузии в ООН. Да и сам Саакашвили был вторым секретарем комсомола в своей школе. К слову, Саакашвили - ровесник и хороший знакомый еще одного грузинского «я-украинца» Давида Жвании, также бывшего советского мажора (его отец был заведующим отдела идеологии и пропаганды ЦК компартии Грузии), тоже очень возненавидевшего советскую власть. А с его двоюродным братом Зурабом Жванией он вообще дружил с юных лет.

По какой-то причине родители отправили Мишико учиться аж в Киев, в институт международных отношений при университете им. Шевченко. Где он якобы «залетел» в 1988 году за «распространение антисовесткой литературы», за что был исключен из ВЛКСМ и отправлен служить в армию. А теперь уточним: в 1988 году в Киевском университете им. Шевченко уже существовали ячейки «Украинского культурологического клуба» и «Украинской Хельсинской группы», с которыми плотно работало КГБ через своих «стукачей» (говорят, что одним из них был студент истфака университета Дмитрий Корчинский). Напомним, что дядя Саакашвили работал в КГБ. Далее, якобы репрессированный студент Саакашвили был отправлен служить в… Погранвойска ГКБ СССР, где лояльность к власти (и готовность доносить) была первым требованием к призывнику! При этом, кстати, осталось неизвестным, где же именно служил Михаил Саакашвили? Может быть, тоже в штабе Погранвойск в Тбилиси, как его приятель Давид Жвания?

1990-й год был очень знаковым для будущих грузинских политиков и олигархов: в республике к власти пришел воинственный диссидент-националист Гамсахурдиа, против которого позднесоветская элита Грузии сразу же стала готовить заговор. В том году из Грузии выехало немало уволенных чиновников, а еще больше мажоров которых отправляли за границу учиться, заниматься бизнесом, делать карьеру и помогать родителям свергать Гамсахурдиа. Однако роль в этом Саакашвили была неизвестной, он просто вновь поехал в Киев и восстановился в университете. И вот что интересно: осенью 90-го в Киеве бурлила «революция на граните», приведшая в политику Вячеслава Кириленко, Олеся Дония, Олега Тягнибока, Владимира Чемериса, Юрия Луценко – а вот Михаил Саакашвили, несмотря на свой имидж «репрессированного диссидента», почему-то там не засветился. Странно!

Вместо участия в украинской политической жизни, Саакашвили прилежно учился, и по окончанию университета в 1992-м году вернулся в Грузию – где его приятели уже свергли Гамсахурдиа и вели гражданскую войну. В этой ситуации дипломированному дипломату Саакашвили не нашли никакого иного применения, кроме как отправить его учиться дальше на Запад – осваивать юридическую науку. И вот только в 1995-м, когда в Грузии всё стихло, Саакашвили окончательно вернулся на родину, где с помощью своего друга Зураба Жвании стал депутатом парламента. До 2000-го года Саакашвили откровенно скучал, а затем вдруг стал министром юстиции. Интересно, что этому поспособствовал не столько его друг Зураб Жвания, сколько представители американских «демократических институтов», которые связались с Саакашвили еще вовремя его работы в 1994-95 г.г. клерком в фирме «Patterson Belknap Webb & Tyler» (оформлявшей нефтегазовые контракты в СНГ). Интересно, что в том же самом году эти же «демократические институты» в Украине настояли на назначении премьером Виктора Ющенко – таким образом, эти два протеже Запада и сблизились между собою.

А затем случился практически одинаковый «финт ушами». Сначала в Украине в апреле 2001-го в отставку отправили Ющенко – который тут же обвинил власть в коррупции, ушел в оппозицию и был объявлен будущим «народным президентом». В сентябре того же года уже добровольно в отставку отправился Михаил Саакашвили – также обвинив своего президента в коррупции и прочих преступлениях, и тоже сразу же создав свою оппозиционную политическую партию. Таким образом, нынешняя скандальная отставка Саакашвили – шаблонное повторение его действий в Грузии в 2001 году, которые в свою очередь повторяли украинский сценарий Ющенко, возможно написанный на Западе.

И действительно, словно в подтверждение этому, уже на третий день после своей отставки Саакашвили объявил о создании оппозиционного движения под названием «Платформа новых сил». С присущей ему эмоциональностью заявив, что задачей данного является «смена теперешней так называемой политической элиты, а на самом деле барыг и отбросов общества, которые контролируют Раду, кабинет министров и все в этой власти Украины».

Операция «Шатун»

Чего же теперь ожидать от Саакашвили дальше – революции каких-нибудь подсолнухов, как в Грузии 2003-го (или Украине 2014-го), или бесплодного и бессмысленного «бе-бе-бе» с галерки оппозиции? Понять это можно будет, ответив на другой вопрос: а что вообще делал в Украине «грузинский десант» в целом и Михаил Саакашвили частности?

Вновь углубимся в их биографии и найдем там две главные общие черты. Первая: все они являлись членами правящей команды Михаила Саакашвили в его бытность президентом Грузии. Второе: перед тем как получить свои первые высокие должности в Грузии, все они учились и стажировались на Западе, при этом так или иначе пересекаясь с американскими организациями по «демократизации» и «правам человека». Возможно, именно это и собрало их в одну команду.

Впрочем, есть и еще одна черта: все они потеряли свои кресла, а потом и карьерные перспективы в Грузии, после того как в 2012-2013 году политический курс Саакашвили претерпел полный крах, и завершился поражением сначала его партии «Единое национальное движение» на парламентских, а затем и самого Саакашвили на президентских выборах. Отечественный обыватель про это почти ничего не слышал, ведь украинцам почти не рассказывали о причинах политического банкротства Саакашвили у себя на родине, зато постоянно твердили об «успехах грузинских реформ».

Разумеется, что какие-то успехи были, среди них даже важные, которые могли лично оценить простые люди – граждане и гости Грузии. Но вот настоящую осанну в СМИ им пели с подачи таких организаций, как Freedom House, Transparency International разного рода «институтов демократии», а также высоко оценившего инвестиционный климат Грузии Всемирного банка. Тут стоит заметить, что в число основных критериев «привлекательности инвестиционного климата» по стандартам либеральной экономики входят, помимо отсутствия проблем с бюрократией, низкие налоги, низкие зарплаты и отсутствие угрозы национализации предприятий. Подобная система экономики, которую последние два года строят и в Украине, чревата тем, что при отсутствии инвестора страна влачит полунищее существование за счет внешних займов.

Так и случилось с Грузией, всю инвестиционную привлекательность которой (а также шансы на вступление в ЕС и НАТО) за неделю уничтожила война 08.08.08, поражение в которой и стало главной причинной политического краха президента Саакашвили. Собственно говоря, грузины отнеслись к нему так же, как немцы к Гитлеру – возложили всю вину за обрушившиеся на страну беды. Заодно припомнив ему все нарушения прав человека: создание авторитарного режима, разгоны политических акций, аресты оппозиционеров, загадочные убийства известных политиков. Но при этом сложилась любопытная ситуация: популярность Саакашвили в глазах его граждан падала так стремительно, что в 2012 году он уже начал терять власть, но при этом его изо всех сих до последнего поддерживали западные «демократические институты», заявляя, что обвинения в его адрес «преувеличены и не доказаны». Однако даже они не смогли «отмазать» Саакашвили от уголовных дел, возбужденных против него в Грузии. Михаил Саакашвили сбежал из Тбилиси в октябре 2013-го, сразу после оглашения итого выборов, которые он проиграл. И тут, на его счастье, случился второй Майдан в Украине.

И вот с конца 2014 года Михаил Саакашвили и привезенный им «грузинский десант» начали получать должности в украинской власти: сначала советниками, а затем губернатором, замминистра, замом Генпрокурора, министром. Существует мнение, что это был результат большой договоренности, состоявшейся по итогам парламентских выборов 2014 года и создания коалиции БПП и «Народного Фронта». Поговаривали, что их союз был освящен и гарантирован Госдепом (потому и не распадается до сих пор), который так же настоял на привлечении к управлению Украиной «команды грузинских реформаторов». Дальше было дело техники: протрубить в украинских СМИ, что в страну едут специалисты по реформам высшей категории, которые уже превратили Грузию в цветущую демократию.

Хороши были эти реформы в задумке, или нет, но в большей части они просто провалились: даже новосозданная Нацполиция, красующаяся новенькими автомобилями и «американской» формой, практически не справляется со своими прямыми обязанностями - преступность в Украине растет чудовищными темпами. Но не будем слишком строги к грузинским «я-украинцам», ведь неудача постигла не только их: все реформы новой власти в основном накрылись эмалированной кастрюлькой или привели к резком ухудшению ситуации. Вот только 99,9% представителей власти об этом либо помалкивает, либо уверяет, что страна уверенно движется к европейскому будущему, на крайний случай винит во всем Путина. И только Саакашвили решил устроить политический спектакль, громко хлопнув дверями и обвинив во всем Банковую и Кабмин – повторяя то, что он уже делал в 2001 году.

Саакашвили приступил к реализации некого плана, но какого? Пожалуй, в первую очередь нужно исходить из того, что Украина остается для Саакашвили единственным надежным убежищем, которое не выдаст его грузинскому правосудию. Во всяком случае, пока что. Он, конечно, мог бы уехать в Европу или США, но вряд ли там будут ему рады: ведь пребывание Саакашвили в тех странах охладит их отношения с Грузией, как это уже произошло с Украиной. А это значит, что Саакашвили засел в Украине надолго, как минимум до тех пор, пока к власти в Тбилиси не придет та политическая сила, которая простит беглого экс-президента.

Однако с марта 2016-го грузинскую команду начали убирать из власти – и о причинах этого можно только гадать. Важно то, что Саакашвили был обережен уйти, после чего ему светило, в лучшем случае, стать советником какого-нибудь министра, и бояться смены режима в Украине. А сейчас он боится даже смены власти в США, поспешив объявить себя давним другом Дональда Трампа и республиканцев! Поэтому Саакашвили вполне логично решил вжиться в украинскую политику, как минимум на уровне лидера парламентской партии, что сможет ему гарантировать дальнейшее убежище в Украине. И вполне логично, что Саакашвили сейчас пытается занять нишу оппозиционной силы, делающей ставку на борьбе с коррупцией во власти. Что он и сделал, устроив шоу из своей отставки.

В Украине уже есть оппозиционеры, борющиеся с высокими тарафами и «зубожінням населення» (БЮТ, «Жизнь»), критикующие политику власти (Оппоблок), считающие власть «ставленниками Путина» (национал-радикалы), а вот убедительных борцов с коррупцией нет. Ляшко с этой ролью не справился, слишком увлекшись импровизациями, превратившими его в политического клоуна. Теперь его электорат будет прибирать к своим рукам Михаил Саакашвили – если получится.

Но, не смотря на свои воинственные заявления и угрозы чуть ли не устроить в Украине антикоррупционную революцию, Саакашвили будет остерегаться нарушать политическую часть уголовного кодекса и действовать только в рамках Конституции. Ведь иначе за «призывы к свержению» его могут запросто лишить украинского гражданства и выслать обратно в Грузию, где его с нетерпением ожидают прокуроры и судьи.

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA