Восстановление Шокина положит конец «кнопкодавству» депутатов?
10.07.2017 10:30

В середине июля состоится заседание Верховного Суда Украины по иску генпрокурора Украины в 2015-2016 годах Виктора Шокина о восстановлении в должности. В этот раз дело будет рассматривать именно Верховный Суд, а не Высший административный суд как это было в апреле 2017-го.

В прошлый раз Высший административный суд отказался рассматривать иск по сути, отказав по формальным причинам – якобы был пропущен срок подачи иска.

Примечательно, что накануне заседания ГПУ возбудила уголовное дело в отношении судьи Валентина Мороза, который возглавлял судейскую коллегию Высшего административного суда Украины по иску Шокина.

В результате, суд «закрыл глаза» на тот факт, что документальные подтверждения нарушений процедуры голосования за отставку Шокина, были получены 13.02.2017. И стало быть ВАСУ был обязан рассматривать иск Шокина по сути. Но этого не произошло. Судя по всему, данное решение ВАСУ было принято из-за давления на судей извне.

Здесь стоит обратиться к истокам этого дела и вспомнить, как увольняли Шокина. Его отставки от президента Украины Петра Порошенко требовал вице-президент США Джо Байден. Позже он сам официально подтвердил этот факт в интервью изданию The Atlantic.

«Петро, ты не получишь свой миллиард долларов. Ну ладно, ты можешь оставить генерального прокурора. Только учти, что в этом случае мы не будем платить», – сказал Байден в интервью, вспоминая свои слова, сказанные Порошенко.

Это было не что иное, как прямое международное давление и вмешательство во внутренние дела Украины. Какие мотивы были у Джо Байдена стоило бы разобраться, но в то время стране с обескровленной войной экономикой этот миллиард был критически нужен. Поэтому судьба Шокина на посту генпрокурора тогда была предрешена.

Спустя год Виктору Шокину удалось получить документальные подтверждения нарушения законодательства при его отставке. После чего он подал судебный иск, в котором потребовал восстановления в должности. О каких же нарушениях идет речь?

В иске изложены факты о нарушении Верховной Радой Украины сроков рассмотрения вопроса об увольнении с должности Генерального прокурора, а также доказательства, что само голосование проходило с процессуальными нарушениями.

Так, увольняя прокурора в марте 2016 года, Верховная Рада не указала причину его увольнения, как того требует закон. Она была указана только спустя два месяца в дополнении к указу Президента, что противоречит Конституции.

Кроме того, безусловным нарушением было так называемое «кнопкодавство» в Раде 29 марта 2016 во время голосования за отставку Шокина, которое делает само это голосование незаконным. Так, карточки ряда народных депутатов голосовали за отставку, хотя самих нардепов не было в Раде в тот день. Среди них: Александр Дубинин, Анатолий Кузьменко, Ярослав Москаленко и Дмитрий Святаш.

То есть присутствующие на пленарном заседании депутаты осознанно нарушили закон и проголосовали карточками отсутствующих коллег. А это значит, что решение об увольнении Шокина было принято с очевидным нарушением действующего законодательства Украины. А именно – статьи 84 Конституции Украины, статьи 24 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» и статьи 47 Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины», в соответствии с которыми депутаты обязаны голосовать исключительно лично.

Откровенно говоря, «кнопкодавство» – это своего рода проклятие украинских депутатов, которое постоянно подталкивает их на скользкую дорогу нарушения законода. Депутаты регулярно голосуют «за себя и за того парня». Они не стесняются ни СМИ, которые фиксируют эти случаи, ни своих избирателей, которые наблюдают за их «благородными» поступками в Раде во время телетрансляций.

Факты «кнопкодавства» фиксируются практически на каждой пленарной неделе. Иногда депутаты превосходят сами себя и совершают массовое «кнопкодавство». Последний такой случай произошел совсем недавно – 20 июня 2017 года.

Во время голосования за законопроект №6232 о внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты, кнопкодавили более десятка депутатов. Кое-кто даже изловчился и проголосовал за троих.

Среди этих нарушителей засветился и депутат Дмитрий Святаш (фракция «Видродження»). Для него этот опыт «кнопкодавства» далеко не первый. Депутат Святаш – заядлый «кнопкодав», который никак не хочет бросать эту вредную привычку. Интересны методы работы этого «слуги народа» – он не только сам часто голосует карточками отсутствующих депутатов, но также бывает и в роли того, за кого голосуют другие в его отсутствие. Как это случилось, например, во время принятия решения об отставке Генпрокурора Шокина. Дмитрий Святаш как раз был одним из тех нескольких депутатов, которые волшебным образом проголосовали за отставку Шокина, не находясь при этом в здании Верховной Рады.

Однако не всегда «кнопкодавство» сходит депутатам с рук. Последствия такого нарушения процедуры показательно отображены в решении Европейского суда по правам человека по известному делу «Александр Волков против Украины».

16 июня 2010 года Парламент принял решение об увольнении действующего на тот момент судьи ВСУ Александра Волкова. Это голосование проходило с установленными фактами кнопкодавства в Верховной Раде.

На основании этого ЕСПЧ пришел к выводу, что невыполнение требований статьи 84 Конституции Украины, статьи 24 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» и статьи 47 Регламента Верховной Рады Украины про личное участие народных депутатов в заседаниях парламента и голосовании следует рассматривать как нарушение принципа юридической определенности и предписаний статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

По решению Европейского суда по правам человека Волков был восстановлен в должности судьи Верховного суда и получил материальную компенсацию за моральный ущерб в размере 6 тысяч евро.

Очевидно, что «кнопкодавство» депутатов является серьезным аргументом и в деле Шокина. Аргументом в его пользу, конечно. И если дело Волкова стало первым случаем, в котором факт «кнопкодавства» во время голосования в Раде привел к отмене его результатов, то восстановление Шокина может стать тем прецедентом, который наконец-то «вылечит» депутатов от такого позорного явления как «кнопкодавство».