Ураган по имени «Владимир»: всех в отставку!
21.05.2019 17:34

Вопреки тревожным сомнениям многих избирателей, Владимир Зеленский оправдал их чаяния уже во время своей инаугурации, объявив о роспуске Верховной Рады и потребовав отставки генпрокурора Луценко и главы СБУ Грицака. А уже к вечеру того же дня о намерении уйти в добровольную отставку заявил премьер-министр Гройсман. Старая власть фактически сметена. Что дальше?

Вся стратегия обороны пропорошенковской «недокоалиции» Верховной Рады и Кабмина строилась на недопущении досрочных парламентских выборов. Именно поэтому руководство Рады (Парубий, Геращенко) и фракций (Герасимов, Бурбак) всячески затягивали назначение дня инаугурации, с тем, чтобы у Зеленского потом не оставалось отпущенного Конституцией времени на роспуск. Ломали комедии, надували щеки. А когда дату пришлось всё-таки назначить на 20-емая, «Народный Фронт» пошел на нелепую «хитрость», выйдя из коалиции, чтобы хоть так оттянуть роспуск на 30 дней. Не помогло!

Стратегия заключалась в том, что Порошенко ушел, но парламент, правительство, генпрокурор, судьи, генералитет и другие люди, расставленные на ключевые места Петром Алексеевичем, остались бы. И в течение лета и осени они бы усердно саботировали не то что все инициативы Зеленского, но и вообще работу президента.

Одновременно бы раскручивался маховик предвыборной пропаганды: минимум, Зеленского обвиняли бы в том, что они ничего не делает и «такой же, как и остальные», максимум, повесили бы на него ответственность за ухудшение ситуации в стране. А они бы её наверняка постарались ухудшить, и не только экономически!

Но вдруг вся эта стратегия просто рассыпалась. Сначала парламент согласился провести инаугурацию 20 мая – тем самым, подставив себя под роспуск. Затем, в день инаугурации, пропорошенковское руководство Рады проглотило заявление Зеленского о досрочных выборах. Скривило лица в болезненных гримасах, кто-то даже выкрикнул что это незаконно – но по существу возражать не стали. Может быть, они еще попробуют сопротивляться – подождут выхода указа о роспуске, потому обжалуют его в Конституционном Суде, может быть. Но пока что таких намерений они не высказали. Напротив, в тот же день последовали добровольные отставки.

Сначала заявления подали министр обороны Степан Полторак и председатель СБУ Василий Грицак. Оба они являются доверенными людьми Порошенко, и были назначены на свои должности именно для того, чтобы два ключевых силовых ведомства оставались верными Петру Алексеевичу (а не как МВД). Затем премьер Владимир Гройсман, еще один доверенный человек Порошенко из обоймы «винницких» (как и Рева с Кистионом), заявил, что в среду напишет заявление о своей отставке. Фактически, если отставка премьера будет принята, с ним уйдет и всё правительство.

Прежде, чем говорит о последствиях этих отставок, давайте подумаем над их причинами. Ведь как-то странно получается: команда Порошенко и «Народного Фронта» так тщательно выстраивали оборону – и вдруг просто капитулировали! И ладно бы перед ними был бы какой-то могущественный противник, но сдаваться Зеленскому? При всем уважении к новому президенту, он со своей командой пока что напоминает персонажей «Слуги народа» - то есть вряд мог надавить чем-то на уходящую власть. Даже если мы дорисуем за его спиной довольно улыбающегося Коломойского, то и тогда баланс сил был бы на стороне Порошенко.

Что это значит? А то, что на стороне Зеленского выступила какая-то сила, намного более влиятельная и могущественная, чем отдельно взятый Коломойский (или даже в паре с Боголюбовым). Сила, заставившая и Порошенко со своей командой, и его союзников, не чудить, а полностью уступить власть Зеленскому. Возражать которой они не смогли. Что же это за сила такая?

Может быть, это политики стран «Большой семерки»? Ведь буквально за день до капитуляции Верховной Рады, согласившейся на инаугурацию 20 мая, Петр Порошенко встречался с послами этих стран. Хотел до них что-то там донести, в чем-то их убедить, но вместо этого они вручили ему «призыв о плавной передачи власти». И сразу после этой встречи в Раде начались срочные консультации, закончившиеся утром следующего дня голосованием за проведение инаугурации 20 мая. Правда, плавной эту передачу назвать трудно – представители старой власти вдруг «усі побігли». Но ведь и Зеленский в своей речи предложил им немедленно написать заявления об уходе.

Возможно, свою отдельную лепту сюда внесли и Соединенные Штаты, тоже являющиеся членом «Большой Семерки». Слишком уж активно в последний месяц Вашингтон вмешивался в украинскую политику, и опять же, не на стороне Порошенко. Ну и то, что Петром Алексеевичем сильно недовольны в Париже и Берлине, тоже не секрет – он их достал затягиванием Минского процесса, и не только. Порошенко более-менее приветствуют только в Англии, куда он собирается бежать после инаугурации Зеленского - так «по секрету» сообщил Александр Онищенко. Ну, Англия давно стала прибежищем для одиозных политиков и олигархов!

Есть и еще одно мнение – так сказать, развивающее «теорию заговора». Что стоящая за Зеленским таинственная сила это не политики стран «Большой семерки», нет - они были лишь способом надавить на Порошенко по международным дипломатическим каналам. Но кто заказывает музыку, кто нажимает на рычаги – это остается неизвестным.

На роль такой силы, объединяющей и западных политиков, и украинских олигархов, выдвигали многих. В том числе движение «Хабад» - к которому, как известно, имеют непосредственное отношение и Коломойский, и семья Трампа. А вот что касается семейства Гройсманов и Порошенко (если предположить, что он таки Вальцман), то они как раз в тусовку «Хабад» не входят. Ну, это лишь одна из многих увлекательных теорий, которые сегодня строят те, кто пытается разобраться в происходящем...

Теперь о том, что же будет дальше? Ну, дальше, прежде всего, Украина в ближайшие дни останется еще и без генерального прокурора, поскольку Юрия Луценко тоже должен вот-вот подать в отставку: этого требовали американцы, об этом заявил в своей речи Зеленский. Вполне вероятно, что скоро дело дойдет и до руководства НАБУ, а также до спешно назначенных Порошенко в последние дни судей. Впрочем, по судам у команды Зеленского намечается реформа, которая затронет всех, оптом.

Некоторую проблему создает образовавшийся вакуум полномочной власти. Верховная Рада в отведенные ею два месяца до досрочных выборов (плюс еще около месяца до первого заседания нового созыва) вряд ли будет усердно выполнять пожелания Зеленского по отмене неприкосновенности, реформе избирательной системы и т.д. Это, как минимум, значит, что половина Рады снова будет избираться по мажоритарной системе – и снова туда за гречку и сахар изберуться всевозможные проходимцы.

Кстати, уже есть информация, что некоторые их них уже готовятся идти на выборы под зелеными флагами Зеленского – даже не спрашивая у того позволение, они просто воспользуются его популярным брендом. Подобные приемы мажоритарщики нередко использовали и ранее, особенно в глухой провинции, где было трудно заметить обман.

Вряд ли нынешняя Рада удосужится сформировать и новое правительство, на этот трехмесячный срок – пока новый парламент не образует новый Кабмин. А значит, правительство Гройсмана с приставкой «и.о.» будет работать до сентября. Или, если точнее, не будет работать, ссылаясь на то, что оно теперь лишь исполняющее обязанности. Нет, бюджет «пилить» оно будет исправно, а вот важные для страны решения станет саботировать. Уже сообщается, что это ударит, в первую очередь, по отношениям Украины с МВФ. А ведь обвалив, хотя бы чуток, гривну, оппонирующие Зеленскому «бывшие» получат хороший козырь на будущих выборах.

Но это снова стратегия обороны «порошенковцев» и «народнофронтовцев». А она уже посыпалась, потому что на них надавила некая стоящая за Зеленским анонимная сила, пожелавшая остаться незамеченной. Значит, всё может случиться ровно наоборот. И тогда Рада проголосует и за снятие неприкосновенности, в том числе с президентов – тогда берегись, Петр Алексеевич! И за новую систему выборов, на 100% пропорциональную. И даже за новый Кабмин, пусть и временный - потому что правительство «винницких» не нужно ни Зеленскому, ни той силе, которая за ним стоит.