Что будет делать «зеленое большинство»
30.07.2019 19:55

Какая ирония судьбы: БПП и «Народный фронт», две бывшие партии власти «недобольшинство» старой Рады, так отчаянно сопротивлялись принятию нового избирательного кодекса, упраздняющего мажоритарную систему – но именно в ней они потерпели абсолютный разгром! Победитель досрочных парламентских выборов «Слуга народа» получил 130 мажоритарных мандатов, что позволяет партии Зеленского привести в новый парламент более 250 депутатов.

Это дает ему однопартийное большинство, которое может сформировать также однопартийное правительство – и тогда не придется ни с кем договориться, идти на уступки и выполнять чужие «хотелки». Кроме того, в «Слуге народа» пока что нет неформальных группировок и кланов, тянущих одеяло на себя и выставляющих требования президенту. Из таких же людей можно сформировать и Кабинет министров. В таком случае Зеленский получит власть, какой не было ни у Порошенко, ни у Ющенко, ни даже у Кучмы. И лишь у Януковича было всё это плюс конституционное большинство (более 300 депутатов), в котором коммунисты и «тушки» не проявляли никакой инициативы - однако мы все помним, как он умудрился всё это бездарно про…

Поэтому многие уже задались стратегическим вопросом: как Владимир Зеленский распорядится таким поистине уникальным шансом? Строятся разные прогнозы, однако большинство из них не учитывают один очень важный фактор. Многое, если не всё, зависит не от того, что хочет лично Зеленский, а от того, что от него хотят другие. И под другими следует понимать тех, кто может оказывать на него воздействие. Чем сильнее это воздействие, тем выше вероятность, что новый президент будет прислушиваться к их пожеланиям.

Что хочет Запад?

«После президентских выборов украинский народ в очередной раз дал мощный мандат на проведение реформ в следующие пять лет», - заявила представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Майя Косьянчич. Возможно, это просто дежурная дипломатическая фраза, но давайте всё-таки отнесемся к ней как к серьезному наставлению.

В этих словах мы видим яркий пример того, что Евросоюз то ли не понимает, то ли не желает понимать, почему на президентских 75% украинцев проголосовало против Петра Порошенко, а на парламентских его «Европейскую солидарность» поддержали лишь 8% избирателей. Что ж, давайте напомним европейцам: в основном именно из-за его горе-реформ, разваливших страну и сделавших её население бедными (во всех смыслах этого слова). Так что на этих выборах украинцы голосовали не за продолжение реформ, а за наказание «реформаторов». Если в Евросоюзе (а также в США) этого не понимают, или же им не интересна истинная воля украинского народа, то возможно их рекомендации тоже нужно слушать вполуха? Эту политическую науку еще придется освоить Зеленскому – если, конечно, он не хочет стать мальчиком на побегушках у «заместителей секретарей по вопросам Восточной Европы».

Запад в любом случае будет твердить своё, назидательным тоном, не слушая наших возражений. Его основные требования понятны и очевидны, они ничуть не изменились: во-первых, Украина должна продолжать «курс интеграции в ЕС и НАТО», во-вторых, провести «рыночные реформы» (продажа земли, сокращение социальных расходов, повышение тарифов и т.п.).

Курьез в том, что Евросоюз сам давно и неоднократно «отшил» Украину, пояснив ей, что ни о каком её членстве в обозримом будущем не может быть и речи - но одновременно он требует от Киева продолжения политики евроинтеграции! Такая же ситуация и с НАТО: в блок Украину не принимают, однако требуют от неё перехода на «натовские стандарты» и всестороннего сотрудничества с блоком в качестве «младшего партнера».

По большому счету, перед ЕС и НАТО нужно было давно поставить вопрос ребром: или вы называете конкретную дату приема, или засуньте свою морковку себе в зад! Но политически слабые, боявшиеся собственных граждан, искавшие легитимизации и поддержки у Запада прежние украинские власти не решались быть такими дерзкими. Наберется ли храбрости Зеленский, которому вроде бы политическая поддержка Запада пока не нужна – или же он тоже будет пять лет играться в «интеграцию»? Но ведь дело не только в политике: угодливое расклинивание перед западными партнерами нужны для того, чтобы регулярно просить у них деньги. А вот с этим у Зеленского будут проблемы: он же не хочет начать своё правление с дефолта!

Требования Запада могут быть и противоречивыми. Так, например, европейские политики (в основном центральноевропейские) и американские демократы очень отрицательно отозвались о намерениях Зеленского «пересажать» ряд одиозных коррупционеров из прежней власти. Уже появились статьи в западной прессе, которые прямым текстом твердят, что команда Порошенко и Яценюка это «реформаторы и друзья Запада», а потому трогать их нельзя. В то же время американские республиканцы приветствуют стремление Зеленского «бороться с коррупцией». Это совершенно понятно, ведь прежняя власть была «другом» американских демократов, и республиканцы не прочь ей отомстить руками Зеленского. Что ж, Владимиру Александровичу стоит воспользоваться таким шансом!

А учитывая, что его «попередники» были как раз самыми неистовыми «интеграторами», но исключительно на словах, это позволяет Зеленскому публично изобличить их не только как коррупционеров. А затем выбрать один из вариантов: либо заявить «уж я-то вас точно в ЕС и НАТО приведу» - и продолжить морочить голову избирателей, либо публично рассмотреть вопрос внешней политики на основе реальных фактов. Первый вариант даст ему поддержку прозападных украинцев, еще верящих в «европейское будущее», и пять лет спокойной власти – но сделает его очередной посредственностью. Второй может привести к политическому кризису и даже новому Майдану, но в случае успеха Зеленский войдет в историю не только как еще один президент. Что он выберет?

Это можно будет понять уже в ближайшее время, поскольку еще одним «пожеланием» Запада к Зеленскому является коалиция «Слуги народа» с «Голосом». Если она состоится, то это будет означать, что Владимир Зеленский пошел на уступки сразу же, во время своего наибольшего политического могущества.

Что хочет Россия?

До сих пор Зеленский избегал прямого диалога с Москвой, да и его интонация в отношении России является отнюдь не благожелательной. Это вполне понятно: было бы странно, если б он побежал целоваться в дёсна с руководством страны, захватившей кусок Украины! Тем не менее, проводить порошенковскую политику виртуальной борьбы с агрессором ему тоже не стоит. Во-первых, это бессмысленная клоунада, которая не решает проблем, но зато сильно опускает рейтинг.

Во-вторых, согласно опросам общественного мнения, эта идея так и не объединила украинцев, несмотря на пять лет усердного старания Минстеця. 24% вообще не считают Россия агрессором (на Юго-Востоке 41%), позитивно носится к нашему соседу 46% (на Юго-Востоке 66%). Не все готовы воевать и за унитарную Украину: автономию ОРДИЛО ради прекращения войны готовы поддержать 48% украинцев (61% на Юго-Востоке). Также согласно другом опросу, 70% дают Зеленскому «благословение» на прямые переговоры с Путиным ради достижения мира.

В принципе, эти настроения можно резюмировать так: бестолковая порошенковская политика не смогла внятно обозначить методы и сроки возвращения Крыма и Донбасса, поэтому большинство украинцев уже сознательно или подспудно смирились с фактом невозможности восстановления территориальной целостности Украины на условиях Киева – точнее, предыдущей власти. Петр Алексеевич, молотивший кулаками воздух под возгласы «остаточно прощавай», смог убедить украинцев лишь в том, что… война проиграна. Теперь большинство громадян хотят лишь её официального завершения.

Этого же хочет от Зеленского и Россия, у которой на этот счет свои соображения: ей нужно сближаться с Западной Европой, а имидж страны-захватчика, против которой введены санкции, этому несколько мешают. В целом, на первый взгляд, «хотелки» России выглядят более-менее приемлемыми – ведь Москва требует лишь официально признать то, что уже пять лет является фактом, да и еще уступает обратно Киеву мятежный Донецк (похерив мечты тамошних сепаратистов). Но это лишь на первый взгляд.

Москва всегда мыслила масштабно и дальновидно. Для неё вопрос Крыма и Донбасса – это лишь тактические вопросы большой стратегии. В этой стратегии Крым – лишь небольшой абзац, и даже Украина – только одна страница. Да и Европа, к которой некоторые украинские политики свели всю свою видимую вселенную, для Кремля лишь часть большой игры. Ну, или если для вас это звучит замысловато, скажем проще: украинцы напрасно полагают, что интересы России в Украине ограничиваются Крымом и Донбассом. И ошибаются те, кто полагает, что во всем виноват лишь самодур Путин.

В последнее время в российской политике обозначилась новая цель: если Украина не хочет быть союзником России, нужно сделать так, чтобы она ей хотя бы не мешала. Ключевой момент в том, что именно должно произойти с Украиной, чтобы она больше никогда не становилась помехой для России? Нетрудно догадаться, что тут задумывается нечто масштабное. Нечто, учитывающее сразу все возможные варианты политики Зеленского в отношении России: от продолжения порошенковской клоунады до радушия и уступок.

Поэтому, чтобы хотя бы выстоять в будущей большой игре, Зеленский должен сильно озадачить Кремль каким-то нестандартной, особой политической стратегией. Но, увы, стоящие вокруг него силы (даже в «Слуге народа» нет единства по внешнеполитическим вопросам) вынуждают его выбрать один из заурядных и очевидных вариантов. И это выбор растянется на год-два, если не больше: Зеленский будет осторожничать и тянуть время, даже имея на руках почти абсолютную власть. Почти как Янукович.

Что хотят украинцы?

Многие интересы большой политики и маленьких украинцев совпадают. Например, массовые посадки коррупционеров. Или скорейшего завершения войны и закрытия этой темы навсегда. Другие желания украинцев, напротив, противоречат «рекомендациям международных партнеров» - такие, как большие заплаты, низкие тарифы и хорошая бесплатная медицина. Все эти самые злободневные для украинцев темы уже не раз публиковались в СМИ, поэтому перечислять их еще раз нет смысла. Да и дело то ведь не в них.

Всё зависит от того, кто именно выдвигает свои пожелания новой власти. Если это её избиратели, то их могут игнорировать – ведь выборы уже прошли, и их голоса Зеленскому уже не понадобятся (хотя впереди местные выборы). Цинично, но честно – ведь именно так и поступали многие украинские политики. К тому же избиратели Зеленского и «Слуги народа» это пассивные демократы, выборы являются единственным способом их участия в политике. Если они сильно разочаруются в Зеленском, то просто проголосуют в следующий раз за кого-то другого.

Другое дело электорат «Европейской солидарности» и «Голоса»: там много национал-патриотов с их традициями Майданов, настроенных на принципиальное и решительное отстаивание своих интересов. Они действительно могут устроить очередную «революцию» (сами поговаривают об этом), они могут, как минимум, сильно испортить Зеленскому имидж на Западе – а потому они способны на него влиять, давить. И к кому он будет больше прислушиваться: к своему безропотному электорату или к выкрикивающим «банду геть!» национал-патриотам?

Конечно, у него есть вариант – заранее пересажать всех спонсоров и вождей будущего третьего Майдана, благо в коррупции и криминале там замешаны почти все. Но против этого выступают европейские партнеры. И они будут выступать чуть ли ни одним фронтом с «демократической проевропейской оппозицией» (национал-патриотами). Их дуэт способен серьезно влиять на Зеленского в ряде ключевых вопросов: внешняя и внутренняя политика, кадровая политика, экономика, бюджет, энергетика, рынок земли - и многое иное, что называют «непопулярными реформами».

Надеемся, всем понятно, почему они не популярны: от этих реформ выигрывают «западные партнеры» и кучка украинских «компрадоров», основная же масса простых украинцев от них только страдает, причем бессмысленно. Впрочем, среди избирателей «Европейской солидарности» и «Голоса» немало наивных бедняг, верящих, что продажа земли, повышение тарифов и коммерческая медицина сделают всех счастливыми и богатыми, как в Европе и Америке.

Зрите в корень!

Сейчас многие аналитики строят прогнозы, объединиться ли «Слуга народа» в коалицию с «Голосом», и кого Зеленский назначит премьером. Безусловно, это интересно – однако практического смысла в этих прогнозах нет. Неважно, станет ли премьером Петренко или Цукерман, важно лишь то, какую именно политику они будут проводить. А она зависит только от того, кто будет её заказывать, кого именно будет слушать новая власть.

Какой именно выбор сделает команда Зеленского, можно будет увидеть по их первым шагам, по «знакам на небе». Например, уверенная в себе команда вряд ли станет делить власть с другими – ведь это лишь создаст проблемы, затормозит принятие решений. Но если «Слуга народа» всё-таки создаст коалицию с «Голосом» или предложит парламентские комитеты правой оппозиции – значит, он прогнулся под них и «западных партнеров».

Некоторые опасаются прямого диалога Зеленского с Путиным, считая, что это будет свидетельствовать о его прогибе под Кремль. Однако в самом диалоге нет ничего плохого или хорошего, важно лишь его содержание. Намного хуже, если Зеленский и дальше будет отдавать всю инициативу российского направления политики Медведчуку, а сам будет продолжать уклоняться от «мужского разговора» и грозить издалека агрессору кулачком, как Петр Алексеевич, звать на помощь западных посредников. Это не просто признак слабости, это полная утрата контроля над ситуацией.

Ну и конечно, самыми важными и актуальными будут первые законопроекты и решения, затрагивающие социальную политику. Если только «слуги народа» продолжат «непопулярные реформы», на надеждах избравших их украинцев можно будет ставить крест. И уже будет совершенно не важно, посадит ли Зеленский коррумпированных «папередников» или нет, ведь голодным людям и зрелища не в радость!