Зароют ли Зеленского в землю?
26.11.2019 16:25

Изначально команде Зеленского противостояла только команда Петра Порошенко, а другие политические силы искали с ней союза. Однако «слуги народа» так старались не рассердить «восьмипроцентных», что быстро настроили против себя всех остальных. И всё же до недавно это не было для неё большой проблемой, поскольку разрозненная оппозиция предъявляла власти взаимоисключающие претензии. И лишь сейчас Зеленский впервые столкнулся с единым фронтом протестов против поспешного открытия рынка земли. А нежелание сторон идти на компромиссы и уступки придает ситуации дополнительную остроту…

Третий Майдан будет «земельным»?

Снять все ограничения, мешающие свободной продаже земли, призван законопроект №2178-10 под названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения». В Раду его внесли 10 октября, а уже через месяц проголосовали в первом чтении: сначала собирались 12 ноября, но, из-за начавшихся протестов на улице и полного разброда в самом парламенте, перенесли на 13-е.

Итоги голосования наглядно показали, что земельный вопрос стал линией нового раскола и темой нового политического кризиса. Законопроект №2178-10 поддержали лишь 240 народных депутатов, из них 227 «слуг народа», плюс 13 голосов им добавили внефракционные депутаты. В президентской фракции против закона проголосовали трое (Нагорняк, Скороход, Мазурашу) и 17 воздержались. «Голос» воздержался единодушно, а вот «Батькивщина» и «Европейская солидарность» единодушно проголосовали против. «Оппозиционная платформа» оказалась самой оригинальной - она просто не зарегистрировалась, кроме Папиева и Пузанова, голосовавших против.

Что же получается? С одной стороны, всё как бы нормально: законопроект принят в первом чтении, и наверняка будет принят во втором. Но с другой, мы видим пиррову «перемогу» власти: вопрос о продаже земли четко разделил парламент на два лагеря, он расколол даже партию власти. Более того, за стенами Рады радикальными противниками этого закона выступили Партия Шария и ВО «Свобода» - а эти партии хоть и не прошли в парламент, но зато превосходят по потенциалу уличных активистов и ОПЗЖ, и «Слугу народа». Против закона, традиционно с шумным спектаклем, выступил и «Нацкорпус», который контролируется Аваковым.

Хотя в ходе этих протестов страсти не кипели так сильно, как во время акции «Ні капітуляції!», все отметили главное - это первый случай, когда все противники Зеленского и «Слуги народа» выступают на одной стороне. А ведь там такие антагонисты, как Порошенко и Шарий, «Свобода» и «Оппозиционная платформа»! Пусть союз между ними невозможен в принципе, но сейчас они ситуативно вместе. Выступая против власти хоть и не единым фронтом, но полудюжиной отдельных фронтов со всех сторон.

Кажется, что в данной ситуации хватает только координатора, способного организовать энтузиазм этих разрозненных оппозиционных сил - и можно начинать третий Майдан, под земельными лозунгами. А что, если такой координатор уже есть? И вот тут возникает вопрос, что же в этом протесте больше - земли или Майдана?

Разменная земля

Давайте вспомним, что принципиальными противниками продажи земли в Украине традиционно были коммунисты (их запретили) с социалистами (увяли), «Батькивщина» и радикальная «Свобода». Так что протестам соратников Тягнибока, тягавших под Радой гроб со свиньей никто не удивился.

Зато Юлия Владимировна устроила небольшую сенсацию. Еще несколько дней назад она продолжала лелеять надежду заполучить несколько портфелей в Кабмине, став союзником «Слуги народа». Но что-то там у них не сложилось. Пока неизвестно, какую роль в этом сыграла позиции «Батькивщины» по земле, но в итоге Тимошенко разругалась с Зеленским, что называется, насмерть: взяла и «пошутила» ему в ответ про корпоративы и пианино.

Партия Регионов, как и Оппозиционный бок, хотя и никогда не выступали за снятие моратория на продажу земли, но в тоже время никогда не были и против, они просто отмалчивались. ОПЗЖ стала первой «пострегиональной» политической силой, поднявшей четкие политические лозунги.

Партия Шария, в лице своего лидера, этой темы до недавнего времени не касалась. Но коснувшись, тут же стала радикальным противником продажи земли. Причем, без всякой политкорректности, рубила с плеча радикальными аргументами – циничными и грубыми, но верными. Например, не секрет, что многие селяне, вступающие за скорейше открытие рынка земли, просто хотят поскорее продать свои паи и потратить деньги. Как не секрет и то, что эти паи достались им в свое время на халяву, в ходе раздачи участков всем жителям сельской местности – включая тех, кто на этой земле работать не мог или вообще даже не собирался. Так что их вопли о «своем праве распоряжаться своей землей» несколько напоминают знаменитое советское «мне положено!», с которым дорожные тетки выбивали в профкомах путевки и расширение жилплощади.

Однако нельзя не заметить, что радикальным противником рынка земли и вообще оппонентом власти Шарий стал тогда, когда окончательно разочаровался найти с ней общий язык, и был назван «пророссийским пропагандистом» уже некоторыми «слугами народа». Поэтому и тут непонятно, что его рассердило больше – распродажа земли или политика команды Зеленского, которого он ранее активно поддерживал.

Ну и уж совсем интересная ситуация получается с «Европейской солидарностью» и «Голосом». Формально обе эти партии последовательно выступали за рынок земли. Но это было раньше, а вот когда дошло до дела, «ПЕС» дружно проголосовал против законопроекта №2178-10, а «Голос» дружно воздержался. Своё поведение обе партии пояснили тем, что им якобы не нравится сам законопроект, в котором не учтены интересы фермеров и державы.

Однако есть очень большие сомнения в том, что они поддержать его и во втором чтении, после внесения всех поправок. Ведь это им просто не выгодно! Зато очень выгодна сложившаяся ситуация, когда власть вдруг оказалась в одиночестве, окруженная со всех сторон и враждебной оппозицией, и сердито насупленными гражданами.

Идеальный повод

Теперь давайте сложим вместе отдельные детали этой картины. Одной из них является земля, в смысле открытие рынка сельскохозяйственной земли, однако это отнюдь не самая главная деталь. Что нетрудно понять, глядя как вместе против выступают и сторонники, и противники рынка. Это лишь кажется, что их объединяет вопрос о земле, на самом деле их объединяет отношение к власти, к Зеленскому и «слугам народа». В данной картине земля – это лишь повод и фактор.

Сначала о факторе, ведь из-за этого и началось это спешное продавливание сырого и вообще какого-то невнятного закона о рынке земли. Это фактор давления на власть со стороны некоторых спонсоров команды Зеленского (Сороса) и кредитов Украины (МВФ). «Соросята», правда, давят не так критически, и в основном только по своим каналам и через своих людей, представленных в команде Зеленского и оставшихся с структурах власти еще со времен Порошенко (то же руководство «Нафтогаза»). А вот МВФ открыто стучит по столу, настаивая на выполнении его «рекомендаций», среди которых открытие рынка земли, новое повышение тарифов и экспроприация активов Коломойского.

Зеленский предпочел запустить рынок земли, причем срочно, без обещанного референдума, и повысить тарифы (запрет на повышение которых только что был снят), но пока не трогать Коломойского. Понятно, что он сильно рассчитывает на транши МВФ и еще больше надеется на какие-то поступления от «инвесторов» - но это можно было бы пояснить государственными интересами, если бы он начал с Коломойского. А так Зеленский предпочел устроить распродажу Украины и снова залезть в карман к украинцам, но не посмел тронуть Игоря Валерьевича. И это всё, что украинцам следует знать о своем «Голобородько»!

Украинской оппозиции, особенно бывшим партиям власти, наплевать и на украинцев, и на страну. Но если Зеленский не получит ожидаемых денег, экономике может стать плохо, а рейтинг Зеленского упадет – оппозиции это выгодно. Если Зеленский не оправдает ожиданий тех, кто торопится продать свои паи и купить новые «айфоны», его рейтинг упадет. Потом, конечно, этим людям будут обещать открыть рынок земли уже «ПЕС» с «Голосом». Но это потом, а сейчас им выгодно блокировать принятие закона, оправдываясь его несостоятельностью.

Еще более выгодно использовать землю как повод для протестов против Зеленского. За прошедшие несколько месяцев такие протесты пытались поднять несколько раз, но всё неудачно, поскольку не было хорошего повода. Проблему тарифов, например, поднимали только «Батькивщина» и ОПЗЖ – остальным политическим силам на неё наплевать (особенно «Европейской солидарности»). Акция «Ні капітуляції!», хоть и была достаточно эмоциональной, но была поддержана только национал-патриотами и весьма небольшим числом избирателей – повод для неё оказался тоже неважный. Так же и в отношении закрытия телеканалов: одни возмущались давлением на свободу слова, а другие злорадствовали «так вам и надо, рупоры Кремля!».

И вот так, какую бы тему не поднимала та или иная политическая сила, она не находила у других не то что поддержки, а хотя бы понимания. Что и позволяло «слугам народа» относительно спокойно смотреть сверху вниз на грызущуюся между собою оппозицию.

Но вот на повестке дня встал вопрос о рынке земли – и неожиданно вся оппозиция выступила против. А согласно опросам, за продление моратория на продажу земли выступают 68,3% украинцев и еще 77% хотят, чтобы по данному вопросу всё-таки был проведен референдум. То есть, повторим, это первая тема, которая объединила против Зеленского всех – даже большинство его избирателей! Идеальный повод, образно выражаясь, зарыть Зеленского в землю.

А раз так, то вряд ли этим поводом пренебрегут. Вспомним, сколько сил и денег затрачивали на прежние акции протеста - и всё впустую, лишь еще больше углубляя пропасти между политическими силами и громадянами. А тут вдруг выпадает поистине уникальный шанс! Причем, уникальный со всех сторон: и для тех, кто хочет «замайданить», и для тех, кто рассчитывает получить дивиденды на торговле с властью за свои голоса во время принятия закона во втором чтении. Да и основные противники распродажи земли - это городское население, а они же являются основным электоратом Зеленского и «Слуги народа».

Поэтому можно уверенно спрогнозировать, что страсти по земельному рынку не утихнут еще долго, потому что им не позволят утихнуть. Напротив, в интересах всех оппозиционных сил ковать это железо не отходя от телевизоров, подогревая настроения избирателей. Ну и, конечно же, каждая партия в отдельности добавить к этому блюду свой фирменный соус: национал-патриоты снова обвинят Зеленского в «зраде» и капитуляции, популисты – в повышении тарифов и подорожанию товаров, либералы – в ущемлении свободы слова и т.п. Развитие же ситуации во многом зависит от того, есть ли у этого движения некий закулисный координатор, и какие цели он преследует.