Смеется тот, кто смеется без последствий
20.01.2005 10:12
…упаси Бог, не сорвать инаугурацию нового Гаранта, судьи умудрились изучить более 600 томов доказательств и пришли к выводу, что факт массовых нарушений законодательства не установлен, а потому в жалобе Виктору Януковичу надлежит отказать.

Поскольку в «бело-голубом» лагере нет единого мнения насчет того, устраивать ли «альтернативную революцию», да и организационной готовности к этому, затянувшийся избирательный процесс можно считать завершенным. Теперь политикам из всех лагерей надлежит разгребать множественные завалы и прояснять, где же теперь находятся они, да и вся Украина в системе координат.

Среди важнейших вопросов – внешняя политика. «Оранжевая революция» слегка опьянила тех, кто давно мечтал пощипать Россию за усы и теперь решил превратить Украину в линию фронта между Западом и Востоком.

«Вони з'їли наше сало!»

Как только ЦИК объявила предварительные итоги переголосования второго тура президентских выборов, с трибуны Майдана зазвучали призывы «идти на Москву», неся угнетаемым «режимом Путина» россиянам свет «оранжевой демократии». Инициатива вызвала многоголосое «ура», боевой дух толпы - равно как и самооценка собственной значимости – были подняты, но на том дело и закончилось.

Казалось бы, мало ли чего не наговоришь сгоряча? Однако подобные призывы, кстати говоря, звучавшие не только на Майдане, не самые радикальные из реплик, высказываемых сторонниками Виктора Ющенко в отношении России. Как известно, среди них целый ряд политических организаций, да и масса беспартийных «сочувствующих» национал-патриотов, идейная база которых выражается в известной формуле: «Быть украинским патриотом – значит быть антироссийским». Или еще проще - «геть москалів», потому что они «з'їли наше сало».

Именно из этой среды появились и появляются всевозможные проекты, «мстящие» России за «століття гноблення»: от статей, книг и учебников, в которых русские изображены исключительно в виде кровожадных, подлых и расово-неполноценных дикарей, до исковых претензий о выплате компенсации за «вчинені Москвою голодомори» и разрушенные курятники Батурина.

Еще недавно влияние национал-патриотов ощущалось только в культурной и образовательной сферах, а также на уровне местного самоуправления в западных областях Украины. Однако теперь человек, которого они единодушно называли своим лидером и «надеждой нации», готовится стать Президентом. Поэтому логически возникает вопрос: если вслед за Виктором Ющенко к большой власти пройдет колонна правых радикалов, как это отразится на будущих отношениях Украины и России?

Хотя сам Виктор Андреевич перед выборами неустанно твердил о своем желании сохранять теплые и продуктивные связи с Москвой, он не забывал при этом уточнять, какие именно связи он имеет в виду - экономические. То есть отношения с Россией по Ющенко – это исключительно зарабатывание денежки. Словом, мы с вами не братья и не союзники, а только деловые партнеры. Конечно, это далеко не те перспективы, которые намечались в течение 2004 года, когда Украина стала ключевым звеном во многообещающем для нее ЕЭП, но и не «железный занавес». Можно было ожидать, что по крайней мере удастся сохранить все те результаты, которых удалось достичь за последние два года во время настоящего прорыва в экономических и политических отношениях с Россией.

Однако Виктор Андреевич уже и не вспоминает о своем намерении сделать Москву первым пунктом своего первого президентского турне. А затем и вовсе заговорил о необходимости пересмотра основ ЕЭП. Очередной, и очевидно, что не последней, кляксой на украинско-российских отношениях стали его рождественские каникулы, проведенные совместно с Михаилом Саакашвили, чью политику по отношению к России дружественной назвать трудно, во время которых оба великих демократа подписали так называемую «Карпатскую декларацию».

Травля медведя

Декларация провозгласила, что грузинская «розовая» и украинская «оранжевая» революции являются «новой волной освобождения», ведущей к полной победе свободы и демократии в Европе, и что они состоялись «вопреки внешнему вмешательству». Чье же именно вмешательство имелось в виду? Конечно же, не Запада, который этим революциям всячески помогал.

Недвусмысленный намек делался в сторону России, которую, исходя из смысла содержимого, и сделали основным препятствием для «свободы и демократии» в Европе.

Однако было бы наивным предполагать, что инициатива подобного заявления могла возникнуть у Михаила Саакашвили и Виктора Ющенко, если бы за их спинами не возвышалась «западная демократия», под прикрытием которой можно говорить все, что угодно. Так что секрет этого римейка сказки о храбром зайце раскрывается очень просто – достаточно полистать западную прессу, вот уже месяц пестрящую куда более резкими словами в отношении «русского медведя». По сути, Ющенко и Саакашвили лишь в мягкой форме пересказали содержание некоторых из статей, призывающих «поставить Россию на место» и «обуздать режим Путина».

Если вникнуть в содержание весьма солидных американских, французских, немецких газет, то вырисовывается несколько иная картина «демократических перемен», чем это видится (показывается) украинскому или грузинскому обывателю. «Оранжевая революция» неотрывно рассматривается в контексте борьбы Запада и России за сферы влияния на Евразийском континенте. Основное значение победы Ющенко для западной демократии в том, что он прекратит сближение Украины с Россией, что (цитата) «не даст шанса на новое возрождение Российской империи».

Одним словом, Запад главным образом обеспокоен (как и сто, и двести лет назад) усилением России - экономическим, политическим и административным. И «виноватым» в этом считает Владимира Путина. Отсюда и все эти фантазии о «распространении оранжевой революции дальше на Восток», вплоть до Москвы. Что ж, приход к власти в Кремле управляемого неолиберала вполне бы удовлетворил Запад: страна бы легла под контроль транснациональных компаний, ядерный арсенал порезали, а население в результате «реформ» тихонько бы вымерло к 2050 году.

Однако более трезвомыслящие действующие политики и бизнесмены Запада понимают, что хотя Владимир Путин и современная российская политика не устраивает их во всем, попытка «загнать медведя в угол» или сменить власть может привести к более плачевным результатам. И дело даже не в нарушении стабильности, благодаря которой Запад, оплакивая судьбу Масхадова и Ходорковского, исправно получает российские энергоносители и вклады в свои банки.

Согласно опросам, которыми размахивают отдельные западные СМИ, политикой своей власти в настоящее время недовольны около 49% граждан России. Однако при этом умалчиваются причины недовольства.

Более детальный анализ настроений показывает, что только 7% граждан России тоскуют по либерализму ельцинского образца. Собственно, это и есть рейтинг СПС и «Яблока», которых безосновательно пророчат на роль вождей московской «оранжевой революции». При этом возраст этих респондентов составляет в основном 30 - 50 лет.

Зато молодое поколение (от 18 до 30), являющееся будущим России, отличается весьма негативным отношением к Западу, недовольно дерусификацией страны (превращением русских в безличных «рассеян»), считает политику Путина нерешительной и вообще является чуть ли не главным носителем идеи неоимпериализма. Такого же мнения и значительная часть пожилых людей, считающих, что из времен СССР нужно вернуть не только музыку к гимну, но и статус великой мировой державы.

Разумеется, что прийти на смену Путину гораздо больше шансов имеет не прозападный либерал, а политик с куда более великодержавными идеями, чем столь ругаемый Владимир Владимирович. Да и сам он, в случае попыток отхлестать Россию по щекам, будет вынужден пересмотреть свое отношение с западными «партнерами», выполняя пожелания значительной, если не большей, части своих избирателей. Что для Запада, понятное дело, крайне нежелательно. Поэтому антироссийский пар выпускается исключительно в виде газетных публикаций и показушных заявлений «демократических» президентов восточноевропейских стран.

Последние ошибочно надеются, что Россия ничего не заметит, а если и заметит, то убоится их западного защитника и «будет вынуждена» продолжать «взаимовыгодное сотрудничество».

(окончание следует)