Большой европейский «прорыв»
22.06.2005 09:54
…крупные завалы на дороге в Евросоюз перед Болгарией и Румынией. Оказывается, категорически выступает против принятия этих стран Австрия.

«Невероятные» приключения украинцев в Европе

Чтобы в Киеве больше не сомневались, что надеяться уже не на что, европейцы, после многочисленных обтекаемых и не очень заявлений на этот счет, поступили в последние дни более чем «прозрачно». Сначала во время рабочего визита премьер-министра Юлии Тимошенко в Париж ей не позволили даже посидеть пару минут возле президента Жака Ширака во время демонстрационных полетов на авиасалоне в Ле Бурже, не говоря уже о серьезных переговорах. Это притом, что почетное «сидение» украинского премьера рядом с лидером ведущего государства Европейского Союза предусматривалось протоколом пребывания Тимошенко во Франции.

Возможно, герою алжирской войны, имеющему боевые награды, и выпускнику Национальной школы управления - место подготовки руководящих кадров верхнего эшелона - просто не хотелось садиться рядом с женщиной, которой, по слухам, до сих пор интересуется Генеральная прокуратура России. Впрочем, в политике такие «мелочи» роли не играют. Принимали же во Франции в свое время на высшем уровне президента, а затем императора Центрально-Африканской империи Бокассу, который, как выяснилось, был каннибалом, - и ничего. Следовательно, дело состоит в ином – премьеру дали понять, как Великая Франция смотрит на Киев, что и кого в нем видит.

Возможно, помимо дежурных соглашений о сотрудничестве в области самолетостроения и обороны, Тимошенко может занести себе в актив встречу с Ги Долле, президентом крупнейшего в мире производителя металла Arcelor. Речь шла об участии компании в реприватизации «Криворожстали». Будто бы даже называлась сумма в 3 млрд. долларов. Но от разговоров до практических шагов всегда далеко. С другой стороны, надо еще подумать, стоит ли отдавать крупнейшее украинское предприятие транснациональному спруту. 75% всего дохода компании приходится на ЕС, 12% - на Северную Америку, 5% - Южную Африку и 8% - на остальной мир.

Вслед за этим объявившемуся в Люксембурге вице-премьеру Олегу Рыбачуку ЕС отказал в предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой. Последнее надо оценивать более чем серьезно, даже серьезнее, чем историю в Ле Бурже, ибо трудно понять, как, не получив «благословения» Союза, Украина рассчитывает еще до конца года вступить в ВТО. Теперь Олегу Рыбачуку, судя по всему, придется устраивать «оранжевую революцию» не только в Европе, как он ранее это обещал Брюсселю, но и во всем мире.

Что и требовалось доказать

Собственно, последних событий следовало ожидать. Если в случае с Украиной, как принято говорить, с самого начала все было ясно, то в остальных моментах новейшей истории Европы грустную для соискателей места в ЕС роль сыграло иное обстоятельство. Волна евроскептицизма, порожденная Францией и Голландией, которые первыми отвергли конституцию, достигла других стран ЕС. В Западной Европе, в частности во Франции и Германии, ведущие политики все чаще говорят о том, что дальнейшее расширение, включая принятие Турции, надо замедлить либо даже приостановить вообще.

Отрицательное отношение проявилось также в отношении Румынии и Болгарии, которые уже успели закончить переговоры и должны были оказаться в Союзе в 2007 году. Появилась угроза, что парламент Австрии откажет в ратификации договора о вступлении этих стран в Союз. Тем временем, для вступления в ЕС необходимо согласие всех 25 его членов.

Австрийские социалисты, которые сейчас находятся в оппозиции, высказали серьезное предостережение в деле принятия в Союз Румынии и Болгарии. По их мнению, обе страны к вступлению не готовы и стоило бы повременить с этим вопросом до 2008 года. И надо сказать, что они правы. По крайней мере, в отношении Болгарии. Если в столице этой страны средь бела дня местные цыгане терроризируют жителей и безнаказанно убивают профессоров-болгар (именно такой случай произошел в Софии в начале июня), как же Болгарию принимать в Союз?!

В начале июня Европейская Комиссия направила в Бухарест и Софию письма, напоминающие «соискателям» о неполном выполнении условий принятия в ЕС. Такие предупреждения на брюссельском жаргоне именуются «желтыми карточками». Словом, благоприятный для вступления климат исчез. Немецкий ХДС, который может выиграть в сентябре выборы в бундестаг, тоже потребовал пересмотра планов приема Румынии и Болгарии. А комиссар Еврокомиссии Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что ЕС должен замедлить темпы расширения. Речь идет о предоставлении гражданам времени для того, чтобы «переварить» последнее расширение.

До конца июня Европейская Комиссия в Брюсселе должна представить свои соображения по предстоящим переговорам с Турцией, которые планируются в октябре. По мнению некоторых дипломатических источников, дискуссия о начале переговоров с турками может перерасти в генеральное обсуждение будущего Европейского Союза и границ Европы. Представить сегодня, чем может завершиться это обсуждение, весьма сложно. И все же об одном можно говорить с уверенностью: эйфория после последнего расширения прошла, а наступившие вслед за этим «трудовые будни» показали, что трудностей появилось значительно больше, чем предполагалось.

Отсюда – результаты референдумов во Франции и Голландии, стремление Франции и Германии затормозить, если не прекратить процесс расширения ЕС вообще, разговоры в Италии и ряде других стран о необходимости возвращения к национальным валютам и т.д. Словом, Европейский Союз вступил в полосу сложных испытаний и даже, не исключено, потрясений. Ко всему, положение усугубляется тяжелой ситуацией в экономике и растущей безработицей. Здесь не о расширении приходится говорить, а о собственном выживании. Тем более, что с каждым днем усиливается экономическая и геополитическая конкуренция со стороны США и Китая.

В результате глобализационное цунами, молниеносно поглотившее год назад сразу десять государств, присоединившихся к ЕС, столь же мгновенно схлынуло. Энтузиазм евростроителей и в еще большей степени любителей вроде Польши и других «младоевропейцев» пожить «на халяву», то есть за счет брюссельской еврокубышки, натолкнулся на трезвый расчет «старых» европейцев. Трудящиеся «старой» Европы стремятся любой ценой сохранить социальные гарантии и льготы, завоеванные в многолетней и тяжелой борьбе с капиталом.

Конечно, Брюссель формально продолжает говорить, что ничего страшного не произошло. Однако вспомним слова президента Франции Жака Ширака, который, убеждая французов голосовать за конституцию, сказал, что, если они этого не сделают, «произойдет катастрофа». Похоже, она сейчас и начинается. Приостановление расширения – это ее первый, но очень грозный признак.

Украинские власти должны только радоваться

Впрочем, украинские власти должны только радоваться такому повороту событий в Европе. Теперь можно сказать: мы на пути в Европу сделали все, что могли, и мы не виноваты, что Европа не готова вести с нами диалог. Ведь в ином случае все могло выглядеть гораздо хуже: Брюссель мог бы отказаться от начала переговоров с Украиной из-за отсталости ее экономики, откровенной бедности и нищеты населения и отсутствия всяческих признаков демократии. А теперь появилась возможность, как говорят китайцы, сохранить лицо.

Прав политолог Виктор Небоженко, когда говорит: «Это большая удача Украины, что референдум в Голландии и во Франции закончился с негативным результатом. Потому что после мощной кавалерийской атаки Украины на Евросоюз, которая практически ничем не закончилась, было бы неприлично, если бы Европа выставила нам требования, которые мы не смогли бы удовлетворить». Действительно, суть дела заключается не в номинальном членстве, к чему стремились страны центральной и Восточной Европы, наивно мечтавшие о возвращении в «европейскую семью», а в возможности вести диалог на равных, а не на правах «банановой республики». Понятно, что к такому диалогу Украина не готова.

С другой стороны, отпадают всяческие сомнения по поводу единого экономического пространства с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Конечно, трудно представить, чтобы «оранжевая» власть в него стремилась, но иного выхода у нее просто нет. Впрочем, «народный» Президент всегда может утешить себя известным афоризмом Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось…»…