«У власти налицо революционный синдром»
14.07.2005 19:14
…их решения, делится планами своего политического будущего.


From-UA: – Насколько успешным, на Ваш взгляд, стал в Крыму Ваш «сменщик» Анатолий Матвиенко?

С. Куницын: – Давать оценки правительству А. Матвиенко пока преждевременно и некорректно. Тем более, с моей стороны. Есть общепринятый стандарт, 100 дней, когда подводят самые первые, предварительные итоги и дают какие-то оценки. А. Матвиенко не перешагнул еще даже этот условный рубеж.

Есть некие общие шаги, которые делает каждое правительство и по которым оценивают его работу. Это уборочная кампания, курортный сезон, подготовка к зиме и т. д. Правительство А. Матвиенко в этом смысле не исключение. Они, как и все, идут по этому пути. Насколько успешно? Посмотрим по результатам.

From-UA: – Лидер НДП Валерий Пустовойтенко заявлял, что Вы написали заявление об отставке под давлением. Так ли это?

С. Куницын: – И тогда, в момент отставки, и сейчас я считаю, что никаких иных причин, кроме политических, для смены правительства в Крыму не было. Да, собственно, никто этого и не отрицал.

Разумеется, давление на нас было. Два месяца перед зданием правительства стоял палаточный лагерь, нам постоянно устраивали блокирования, пикеты. При этом не стеснялись никаких методов, даже несовершеннолетних привлекали. Как расценивать, например, то, что режиссеры этого «спектакля» собирали на вокзале беспризорников, приехавших в Крым из разных уголков Украины, давали им в руки плакаты типа «Куницын, верни наше детство!» и выставляли в пикет перед Совмином.

Или когда люди с криминальным прошлым, имевшие серьезные проблемы с милицией, устраивали блокаду телевидения и не пускали председателя правительства в здание. При этом милиция все это знала и молча созерцала. Самое страшное в этой ситуации не то, что Куницына где-то лично задели или оскорбили, а то, что эти люди действовали от имени новой власти, как ее представители, вели себя развязано, нагло, уверенные в полной безнаказанности. Все это происходило на глазах у крымчан и, я вас уверяю, не послужило авторитету новой власти.

From-UA: – Каким силам в Крыму была выгодна Ваша отставка?

С. Куницын: – Вы знаете, как это ни парадоксально, отставки Куницына в Крыму больше всего добивались те, кто спустя месяц-полтора обвинили во всех грехах Анатолия Матвиенко, и уже раздаются голоса с требованием и его отставки. Причина банально проста. Многие из них не получили тех постов, на которые рассчитывали, и теперь снова зовут на баррикады. И уже «оранжевые» палатки стоят перед новым правительством. Хотя, казалось бы, если вы убежденные сторонники новой власти, то не ради портфелей и должностей боролись. И, по логике, эти люди должны были быть первой опорой А. Матвиенко независимо от назначений.

From-UA: – Вы считаете, что причина только в распределении «заслуг» перед революцией?

С. Куницын: – Нет, разумеется, дело не только в этом. Истинная причина, как я вижу, в том, что если руководствоваться принципом «заслуг» перед революцией, то кадровый выбор, по крайней мере в Крыму, будет очень и очень ограничен. Я много раз говорил и повторю вновь, что результаты президентской кампании в Крыму объективны, и никто их не фальсифицировал. Не считаться с этим нельзя, и именно власть должна сделать первый шаг навстречу. Власть несет ответственность за всю нацию, и на ней в первую очередь лежит обязанность найти формулу национального объединения. Пока же, на мой взгляд, продолжает действовать логика конфронтации.

А что до заслуг, то они ведь тоже очень и очень условные. Если, скажем, Валерий Пробей-Голова всю кампанию возглавлял штаб В. Ющенко в Крыму, боролся с «открытым забралом», если Ильми Умеров находил в себе смелость выступать со своими взглядами на собрании сторонников В. Януковича, перед тысячным залом, когда исход выборов был скорее предрешен в пользу кандидата от власти, то я их уважаю.

Но если кто-то сыграл роль «пятой колонны», если в своей типографии печатал газеты «Нашей Украины», а сам оставался в провласной фракции аж до окончательного финала выборов, то, простите, какая тут заслуга? Или вовремя предать – это не предать, а предвидеть? Знаете, в Крыму есть определенная плеяда политиков, имеющих по пять-шесть партбилетов… Их все знают по именам. Они партии меняют, что называется, «не распаковывая чемоданы». Только я убежден, предавший однажды – будет предавать всегда, и стоит ли новой власти делать ставку на таких людей?

From-UA: – Президент назначил Вас своим советником. Зачем?

С. Куницын: – Я не склонен обсуждать действия Президента. Рассуждать советнику, зачем его назначили на эту должность, как мне представляется, не совсем этично. Полагаю, если он такое решение принял, значит, мой личный опыт может быть полезен главе государства.

From-UA: – Каким образом должен решаться крымско-татарский вопрос? Удастся ли новой власти избежать напряженности в регионе?

С. Куницын: – Национальный, точнее межнациональный вопрос в таком регионе, как Крым, безусловно, самый сложный. Это очень тонкое полотно, состоящее из множества нюансов. Если кто-то думает, что можно найти алгоритм, который через определенное количество шагов приведет к желаемому результату, а именно, межнациональные, межконфессиональные противоречия исчезнут навсегда, то это заблуждение.

Я думаю, что более или менее универсальная форма межнациональных отношений состоит в постоянном диалоге и движении вперед по принципу «шаг за шагом». Это диалог национальных общин с властью и между собой. Только так. Если этот принцип нарушается, тут же начинаются перекосы. Весь процесс можно сравнить с движением по льду, когда противоположного берега вообще не существует. Очень осторожно, не спеша и прислушиваясь…

Что до напряженности в регионе, то она на этом этапе во многом будет зависеть от действий власти в земельном вопросе. Наше правительство много критиковали за «разбазаривание земли» южного берега Крыма. Это был едва ли не главный аргумент против Куницына. Я хочу сказать, что это большая натяжка по многим причинам. Во-первых, Комитет по земельным ресурсам находится в прямом подчинении Киева,и, заметьте, сейчас им руководят фактически те же люди, что и раньше.

Во-вторых, выделение земли на Южном берегу в пределах населенных пунктов, по действующему законодательству, было и остается прерогативой местных советов. И если сравнить количество земельных актов, выданных правительством Крыма, и решений поселковых и городских советов, то последних будет на порядок, я подчеркиваю, на порядок больше.

На мой взгляд, решения, которое устроило бы всех, на сегодня просто не существует по одной простой причине: рекреационной земли мало, а желающих ее получить очень и очень много. Простая формула: кто больше заплатит, тот и собственник, не устроит крымских татар. Местное славянское население тоже будет лишено возможности участвовать в конкурсе.


From-UA: – Есть ли шансы в Крыму для нормальной работы оппозиционной коалиции?

С. Куницын: – Быть в оппозиции - это в принципе не очень комфортно. Новая власть, наверное, как никто другой это должна помнить. Знаете, самый большой соблазн любой власти – это избавиться от оппозиции как таковой. И дело даже не в том, какая партия в данный момент правящая. Этот соблазн, на мой взгляд, заложен в природе самой власти.

А вот избежать этого искушения, не поддаться ему - на самом деле настоящее испытание для правящей коалиции. Я думаю, что в действительности власти надо опасаться не тех, кто называет себя оппозицией, они-то как раз понятны. По-настоящему опасны те, кто готов мимикрировать под любую власть, изнутри подменить все, что было декларировано любой революцией. Есть такое утверждение: лесть – это агрессия на коленях. Вот это настоящая опасность.

Так что шансы у оппозиции в Крыму есть.

From-UA: – Налицо преследование оппозиции нынешней властью. Почему это происходит и как будет развиваться ситуация, на Ваш взгляд?

С. Куницын: – Да, у власти сейчас налицо революционный синдром, логика политической целесообразности. Хочется верить, что это только болезнь взросления, которая пройдет быстро и без увечий для общества. Можно представить современное государство без оппозиции, таких примеров достаточно и, что характерно, на постсоветском пространстве. В соседней Белоруссии нет оппозиции, в странах средней Азии ее тоже нет. Может быть, мы к такому обществу стремимся? Не думаю, и нынешняя власть вряд ли с этим согласится, да и украинцам такая Украина вряд ли понравится.

В России оппозицию фактически вытеснили из власти. В результате правящая партия единолично несет ответственность за все просчеты в экономической и социальной политике, и там сейчас назревают отнюдь не соглашательские настроения. Так что оппозиция – это только зеркало власти. Не делай ошибок - и пенять не придется.

Я верю, что украинская власть перенесет эту болезнь, как прививку. А оппозицию преследования, как правило, только закаляют. Предполагать какие-то более фатальные сценарии даже не хочется. Я бы только посоветовал исполнителям этой политической линии помнить одну умную мысль, высказанную некогда Ницше: «Слишком долго заглядывающему в бездну следует помнить, что и бездна вглядывается в него».

From-UA: – Планируете ли Вы примкнуть к какой-либо другой политической силе, возглавить собственную партию?

С. Куницын: – Нет, ни к кому примыкать я не собираюсь. Я состою в Народно-демократической партии со дня ее основания. Более того, не все, может быть, знают, что НДП была основана тремя политическими партнерами, одним из которых была крымская партия – Союз в поддержку Республики Крым. Мы, я имею в виду крымскую организацию НДП, об этом помним и отмечаем день рождения партии дважды. Так что НДП – это моя партия, и к кому-то примыкать или основывать «свою» партию я не вижу причин.

From-UA: – Сергей Владимирович, ходят разговоры о возможном «третьем пришествии» Куницына во власть. Как Вы относитесь к таким высказываниям?

С. Куницын: – Да, я знаю, что слухи о моем скором возвращении во власть, теперь уже в спикерском кресле, наделали в Крыму переполоха. Кстати, те же «доброжелатели» сразу стали активно мусолить другой слух о том, что я якобы вообще не вернусь ни в Украину, ни в Крым. Не сомневаюсь, что есть желающие поиграть на этой теме, вбить клин в отношения политиков. За шесть лет работы премьером я привык к разным кривотолкам и отношусь к ним философски.

Всем, кто эти слухи распространяет, и тем, кто им верит, я ответил так: не стоило Куницыну уходить из власти, чтобы через два месяца вернуться в другом качестве. Живите спокойно, кресло для меня не самоцель. Я сделал свой выбор осознанно и никого выдавливать из власти не собираюсь. Но точно так же в день своей отставки я заявил, что из политики не ухожу, буду участвовать в выборах 2006 года и иду на выборы, чтобы победить. Самостоятельно или в коалиции с другими политическими силами НДП будет бороться за голоса крымчан, за право быть парламентской партией. Так что всем, кто меня знает, я ответил бы словами моего любимого поэта и барда Владимира Высоцкого: «Не волнуйтесь, я не уехал. И не надейтесь, я не уеду».

From-UA: – Ваш прогноз, каким Вы видите Крым лет через пять-семь?

С. Куницын: – По большому счету, будущее Крыма предопределено его сложным национальным составом. По отношению к этому фактору все остальное вторично. Будет межнациональный мир, значит, будет развиваться экономика, будут инвестиции, расцветет новыми красками курорт и так далее. Не будет этого, ни о чем другом говорить просто не приходится.

From-UA: – Благодарим за интересную беседу!