Бедный, бедный уран
17.05.2004 17:58
Использование ядерного оружия в современном мире под запретом. Прецедентом первого и последнего его «военного» применения стала Вторая мировая – всем известные Хиросима и Нагасаки…

Но, оказывается, тяжелые металлы находят применение и в действующих военных технологиях! Настоящий мировой скандал случился после того, как была обнародована информация о применении армией США и блоком НАТО снарядов, пуль и авиабомб с сердечниками из обедненного урана (ОУ) в ходе войны в Персидском заливе, конфликтов на территории бывшей Югославии и нынешней кампании в Ираке...

К примеру, в ходе операции «Буря в пустыне» армия США выпустила порядка 14 тысяч снарядов, содержащих обедненный уран. Всего же, по разным данным, во время войны в Персидском заливе было истрачено от 275 до 300 тонн ОУ. В 1995 году во время войны в Боснии американская армия «выстрелила» 10 800 снарядов этого типа. В 1999 году на Балканах было выпущено уже более 31 тысячи зарядов, содержащих все тот же обедненный уран.

Уран – самый тяжелый природный элемент периодической таблицы Менделеева, открытый в 1789 году. Обедненный уран – побочный продукт обогащения природного урана, в 1,7 раза тяжелее свинца. «Обедненным» он называется потому, что в нем содержится чуть меньше наиболее активного изотопа U-238. Правда, меньше всего лишь на полпроцента: если в обычном уране доля урана-238 составляет 99,8%, то в обедненном – 99,3%. Крохотная разница в составе дает снижение радиоактивности на 40 процентов, но, несмотря на это, данная субстанция все равно продолжает оставаться радиоактивной и ядовитой.

Наиболее распространен обедненный уран в производстве оружейных наконечников для снарядов и пуль и применяется для поражения прочных объектов, таких, к примеру, как танки. Ураном начинены также и бомбы (так называемые «bunker buster bombs»), способные поражать глубокие подземные бункеры. Берлинский биохимик, профессор Альбрехт Шотт, объясняет, что благодаря чрезвычайно высокой плотности урана начиненное им оружие способно пробить несколько метров камня или танковую броню.

Специфика применения таких боеприпасов состоит в том, что после того, как они пробивают броню, происходит извержение горящего облака окислов, состоящее, помимо всего прочего, из частиц ОУ. Частицы затем оседают в качестве химически ядовитой и к тому же радиоактивной пыли.

И США, и Великобритания признают, что эта пыль при вдыхании может быть опасной (она растворяется в крови), хотя и утверждают, что угроза здоровью непродолжительна, ограниченна и, скорее, может привести к химическому отравлению, чем к радиоактивному облучению.

Однако многие ветераны войн в Персидском заливе и на Балканах полагают, что именно из-за ОУ они столкнулись в последнее время с серьезными проблемами со здоровьем.

«Интенсивное использование обедненного урана в оружии, скорее всего, вызвало загрязнение окружающей среды неизвестного масштаба и с непредсказуемыми последствиями» – говорится в докладе UNEP (Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде).

Но, по мнению же военных США и блока НАТО, применение обедненного урана не несет в себе никакой опасности радиоактивного заражения местности. Для них это просто эффективное средство для уничтожения военной техники. Однако военнослужащим США предписано не приближаться к боевой технике, пораженной боезарядами с урановой начинкой. А в случае крайней необходимости они могут это делать лишь в защитных костюмах. После чего обязаны «тщательно помыться»...

Американский физик Дуг Рокк, который после войны 1991 года состоял в спецотряде по очистке местности в Ираке от следов обедненного урана, рассказывает: «Сначала вы находите танк, в который попал такой снаряд. Затем вывозите его из района. Затем бульдозером вы должны срыть верхний 10-сантиметровый слой земли в радиусе 100 квадратных метров от участка, где стоял танк...» К чему же такие меры при отсутствии заражения? И, вполне вероятно, по мнению военных, даже заражение местности вполне оправдывается исключительной боевой эффективностью урановых боеприпасов.

Несмотря на «абсолютную радиологическую безопасность» нового поколения оружия, британское военное командование, в отличие от американского, пересмотрело взгляды на уран-238. После «Бури в пустыне» Минобороны Британии выделило более 370 миллионов долларов на переоснащение своих Вооруженных сил альтернативными боекомплектами. А в апреле 2003 года Министерство распорядилось о проведении медобследования на добровольной основе солдат, возвращающихся из районов Ирака, где рвались снаряды и бомбы с обедненным ураном. Что-то все-таки не так, видимо…

Кроме всего прочего, мнению военных США противоречит статистика. Так, у значительного количества ветеранов войны в Персидском заливе прослеживалось немало случаев заболеваний, которые прямо связывались с военными действиями в Ираке и, в частности, с использованием оружия с обедненным ураном. Спустя несколько лет аналогичная ситуация повторилась уже в Боснии и Герцеговине (1995 –1996 гг.), а со временем – в Косово (1999 г.), и получила название «балканского синдрома». В частности, по данным прессы, сегодня зарегистрировано около 20 случаев смертельных заболеваний лейкемией у ветеранов балканской войны. Что касается войны в Ираке, то речь идет уже о десятках тысяч ветеранов, у которых зарегистрированы различные виды послевоенных заболеваний.

Еще больше поражают опубликованные в 1998 г. данные, содержащие сравнительный анализ заболеваний до и после войны 1991 г. в восточных районах Ирака, наиболее пострадавших от военных действий. Так, статистика заболеваний среди местного населения фиксирует четырехкратное увеличение количества раковых и шестикратное – генетических аномалий у новорожденных детей. Таким образом, несмотря на все возражения военных ведомств стран НАТО, факт влияния урановых боезарядов очевиден. Всем, кроме военных…

Каковы же будут эти цифры для новой войны с Ираком?