ОЛИГАРХрения по-украински
01.08.2005 09:26
…собственными «детьми». Результаты первого полугодия правления новой власти показывают, что нетерпеливые «дети» успеют передушить друг друга задолго до того, как «мамка» проснется и разинет голодную пасть.

Бои гладиаторов

Обещанная «революционерами» борьба с ненавистными для простого народа олигархами, как водится, трансформировалась в банальный передел собственности. Причем, поскольку ряды самих «революционеров» были столь же разношерстны, сколь и их конечные цели, передел этот тут же превратился в публичную драку.

Главным кандидатом на «стрижку» стал, естественно, Виктор Пинчук, благодаря любимому тестю Кучме не приватизировавший за последние годы его правления разве что аттракционы в парках культуры и отдыха. Именно его голову обещали революционным массам их майданные вожди в качестве первого и главного трофея.

Однако к моменту восстановления социальной справедливости Пинчук, вместе со всей своей семьей спешно проникнувшийся идеями свободы, равенства и братства, уже разгуливал по Майдану. А в коротких промежутках между экскурсиями еще и успевал заключить долгосрочные договора о ненападении с отдельными представителями оппозиции.

Переговоры не прошли бесследно, и если в ситуации с «Криворожсталью» государство было вынуждено идти до конца, невзирая на попрание всех законов (иначе революционные массы просто бы не поняли своих кумиров), то уже в следующем куске пинчуковской собственности, а именно – Никопольском заводе ферросплавов, клыки справедливости начали вязнуть.

О том, почему Игорю Коломойскому, чья группа «Приват», обладающая 26% акций НЗФ, в свое время безуспешно претендовавшая на контрольный пакет, а позже финансово поддержавшая на выборах Виктора Ющенко, не удалось сходу воспользоваться правом победителя, вынув с помощью судов вожделенный завод из управления консорциума «Приднепровье», контролируемого Пинчуком, мы скажем чуть позже.

Пока же стоит, во-первых, обратить внимание на украинскую судебную ветвь власти, если и ставшую в период этих «корпоративных войн» независимой, то исключительно от соблюдения буквы закона и нормативных актов, регламентирующих деятельность судов в Украине. Теперь разные суды могут выносить решения, одновременно и противоречащие друг другу и вступающие в законную силу, судьи дают разоблачительные пресс-конференции, поливая коллег грязью, а тома рассматриваемых ими дел разбрасываются по различным инстанциям, превращая процессы в комедию.

Второй момент: участие иностранного капитала во всех заметных имущественных скандалах последних месяцев. Будь то «Полтаваоблэнерго» или «Прикарпатьеоблэнерго», днепропетровский рынок «Озерки», ФК «Динамо-Киев» или те же, не к ночи будь упомянутые, НЗФ и «Криворожсталь».

Всякий раз за широкими плечами праведного негодования по поводу нечестно нажитой при Кучме собственности маячит тень Курочкина, Вексельберга, Абрамова, Григоришина, Митталя и пр. Что должно быть не очень приятно для ярых патриотов, т.к. фактически происходит сталкивание лбами представителей отечественного капитала чужими руками.

Теперь украинский бизнес занят не развитием производства (что, в конечном итоге, есть польза стране), а выяснением отношений. В чем прямая выгода только для его зарубежных конкурентов, заинтересованных в том, чтобы либо этот бизнес перестал существовать, либо перешел под их полный контроль.

Милые бранятся – остальные чешутся

Конфликт вокруг Никопольского завода ферросплавов, ставшего яблоком раздора для двух крупных украинских промышленных групп, кроме всего прочего, в очередной раз выплеснул на поверхность затянувшееся противостояние между двумя заметными представителями нынешней власти – председателем Кабинета Министров Юлией Тимошенко и секретарем Совета безопасности Петром Порошенко.

Эти два милейших человека, ранее уже спорившие за кресло премьер-министра и близость к президентскому телу, и на этот раз оказались по разные стороны баррикады. Баррикады бизнес-интересов группы «Приват» и консорциума «Приднепровье».

О том, что Тимошенко горячо симпатизирует своим днепропетровским землякам из «Привата», ни для кого не было секретом. Поддержавшие ее на исторической родине бизнесмены, позволившие набрать там недурные предвыборные очки как «Батькивщине» (2002 г.), так и Виктору Ющенко (2004 г.), разумеется, ждали благодарности.

Петр Алексеевич, чье состояние, в отличие от состояния Юлии Владимировны, преумножалось не во время его фактического пребывания во власти (а скорее – в непосредственной близости от госчиновников, принимающих решения), был и остается больше бизнесменом, нежели политиком. А поэтому умения договариваться со вчерашними врагами у него не отнимешь. Как поговаривают, именно Порошенко гарантировал Пинчуку безопасность его бизнеса в обмен на прекращение поддержки Януковича. Что шло абсолютно в разрез с решимостью бескомпромиссной в вопросах мести Юлии Владимировны, желающей, выражаясь фигурально, непременно увидеть не только шерсть врага, но и его труп.

Порошенко же никогда особо и не ссорился с «птенцами гнезда Кучмова», прекрасно понимая правила игры: «Бери, пока берется». Не чужие для него и российские бизнесмены, к сердцам (и кошелькам) которых он столь ревностно старается не допустить Тимошенко. А поэтому не было ничего удивительного в том, что глава СБОУ был заподозрен людьми, близкими к премьеру, в лоббировании интересов Виктора Пинчука, решившего, от греха подальше, продать «Приднепровье» (т.е. НЗФ) московским олигархам - совладельцу ЗАО "Ренова" Виктору Вексельбергу и совладельцу ООО "Евразхолдинг" Александру Абрамову.

На последней пресс-конференции, устроенной представителями «Приватбанка» и компании-регистратора "Славутич-капитал", даже прозвучала цифра «комиссионных», якобы обещанных «некоему государственному чиновнику» (кому именно – догадаться несложно). За лоббирование интересов «Приднепровья» в судах этот безликий лоббист будто бы должен был получить «всего-навсего» 50 млн. долларов. Именно в этом, по их версии, и кроются корни той судебной чехарды, из-за которой на сегодняшний день акции НЗФ все еще не возвращены государству и не объявлен новый конкурс по их продаже.

Впрочем, данное разоблачение было лишь ответом на обвинение Виктором Пинчуком Юлии Тимошенко в сведении личных счетов во время рассмотрения дела. Также Пинчук заявил том, что судьям Киевского апелляционного хозяйственного суда, признавшим, согласно воле главы КМУ, приватизацию НЗФ незаконной, была дана взятка, превышающая 10 миллионов долларов. В свою очередь Тимошенко потребовала прокурорского расследования деятельности судей Высшего хозяйственного суда Украины, приостановивших это решение.

Так что битва двух верных соратников Виктора Ющенко за правое дело (в их собственной интерпретации) продолжается. А самим работникам злосчастного завода остается лишь безрезультатно тиражировать обращения к Президенту Украины с просьбой прекратить судебный и чиновничий беспредел, внеся окончательную ясность в дальнейшие перспективы родного предприятия.

Инвестиции – в прострации

Катавасия с Никопольским заводом ферросплавов, равно как и с прочей собственностью, ставшей объектом передела, никоим образом не смогла улучшить инвестиционный климат в Украине.

Ни создание Президентом Национального совета Украины по инвестициям и инновациям и Государственного агентства Украины по инвестициям и инновациям, подчиненного лично ему, ни его бодрые рапорты то о двух миллиардах инвестиций от «Дойчебанка» (как выяснится чуть позже, речь шла о банальном кредите), то о привезенном из Японии «хорошем портфеле на перспективные инвестиции на сумму более $1 млрд.» (при ближайшем рассмотрении оказывающемся реализацией соглашений, достигнутых пару лет назад), не могут пока исправить этой ситуации.

Как не исправят ее больше похожие на заклинания заявления премьер-министра об отсутствии в Украине предпосылок для кризисов и шанхайские рассказы секретаря Совбеза о том, что украинская власть создаст максимально привлекательные условия для привлечения инвестиций.

Для серьезных, стратегических инвесторов действия нынешней властной команды еще менее предсказуемы, чем поступки прежнего «преступного режима».

"Неясные рамочные условия создают трудности. Существует ряд факторов, способствующих неопределенности, которые отрицательно отражаются на инвестиционном климате", - считает Мартин Хоффманн, специалист по Украине из Восточного комитета немецкой экономики.

"В западных деловых кругах растет недовольство отсутствием радикальных либеральных реформ и неспособностью создать дееспособную судебную систему", - констатирует специалист по России и директор программы Германского совета по международным отношениям Александр Рар.

По мнению советника Президента Украины Бориса Немцова, во всем виновата Юлия Тимошенко: «Это популистка с патерналистскими наклонностями, обладающая сильной харизмой. Ющенко - либерал, демократ, ориентированный на Европу. Такие идеологические разногласия трудно преодолеть. Есть зависть и соперничество, а реформы все время откладываются".

Косвенно подтверждает мысль Немцова и советник самой пани премьерши, директор киевского Центра европейских и международных исследований Григорий Немыря: "Над командой Ющенко-Тимошенко висит вопрос: налицо отсутствие координации и согласованности действий правительства».

Политолог Владимир Фесенко считает, что нынешняя атака на олигархов рискует перерасти в борьбу сначала против крупного бизнеса, а затем и против бизнеса вообще: уже сейчас сторонники Юлии Тимошенко все активнее используют антиолигархическую риторику в борьбе против оппонентов в окружении Президента. Однако антиолигархическое «оружие» может быть обращено и против самого БЮТ - тем более что и поводов для этого становится все больше.

В конечном же итоге политолог подтвердил общую мысль предыдущих ораторов о том, что «в своем нынешнем виде (в частности, в виде кампании по реприватизации) антиолигархическая кампания может негативно отразиться на инвестиционном имидже страны». Что, впрочем, вряд ли серьезно заботит революционных «детишек», увлеченных борьбой за место у кормушки.