Как я работал Национальной партией труда
31.08.2005 00:58
...телеграфных проводов. Иными словами, для его проведения понадобился 1 (один) компьютер, подсоединенный к Интернету, база электронных адресов интернет-СМИ, предназначенных для сбора пресс-релизов, и немного фантазии. НПТ не стоила ни копейки ее создателю, и в результате ее виртуальной деятельности не пострадали честь и достоинство украинских политиков.

Эксперимент проводился вот зачем – привлечь внимание общественности и журналистов к положению дел в украинских медиа, информационную повестку которых формируют сегодня все кому не лень, причем эти «все» не имеют никакого отношения к журналистике. Украинская журналистика испытывает сегодня куда более тяжелые времена, чем в эпоху «темников», поскольку ее основным предметом почему-то стал «паркет» - заседания правительства, брифинги силовых ведомств и междуусобные войны ведомственных пресс-служб заменили собой новости с улиц, истории и жизненные достижения простых украинцев. «Темники» регулировали только новости политики, а вот сегодня политика регулирует абсолютно всё содержание медиа – если наши новости с улиц, то это про машину сына президента, а если про жизненные достижения или невзгоды, то только по благу или вине правительства. Наши новости стали чисто политическими, и с этим, в общем-то, пора завязывать. Потому что за новостями политизируются зрители, а поскольку всё это, мягко говоря, не их война, ничего другого, кроме как Великой депрессии, нам от данной практики ожидать не приходится. Нам – в смысле, стране и ее жителям. А вот чтобы сделать принудительную политизацию украинских журналистов очевидной для них самих и была создана НПТ.

Есть две составляющие, позволившие НПТ действовать абсолютно безнаказанно: волшебная подпись «пресс-департамент Национальной партии труда» плюс то, что на моем языке называется «медиа-серфинг». А на общечеловеческом я бы назвал это – «трындеть вдогонку».

В Украине, напомню, зарегистрировано 127 (!) политических партий, из которых, дай Бог, на слуху два-три десятка, а остальные неведомы даже профильным журналистам – я с 2001 года занимаюсь политической журналистикой, а о существовании, скажем, Колхозной партии Украины узнал только в этом августе, когда готовил заявление НПТ, предлагающее самораспуститься 34 украинским партиям, обладающим неблагозвучным названием.

Первое, что нужно, попасть в формат: оформленное должным образом сообщение «пресс-службы», отправленное с «нормального» адреса e-mail по открытому списку адресов информационных изданий, обеспечивает половину успеха. Одни мои коллеги нарисовали логотип для НПТ, другие – зарегистрировали домен npt.org.ua и почтовый адрес [email protected], а всё остальное было вопросом сборки. Второе еще проще – просто садишься и комментируешь своими пресс-релизами наиболее резонансные информационные поводы дня, прекрасно понимая, что тебя возьмут в новости. Пусть «в довесок», пусть «для кучности», но возьмут. И не будут проверять источник информации, раз она произносит дословно то, что журналисты хотят услышать. Поэтому меня, к примеру, не удивило появление «главы политсовета НПТ Виктора Каляева» на официальном сервере Партии регионов, где он вовсю приветствовал и комментировал освобождение Бориса Колесникова. 31 сообщение «пресс-службы НПТ» за один месяц превратилось в более чем 600 сообщений на новостных сайтах – а надо ли говорить, сколько FM-радиостанций и печатных изданий «берут новости из Интернета»?

По сути, итоги эксперимента можно было бы подводить спустя неделю после его начала. Проблемы цитируемости сообщений виртуальной партии с виртуальным руководством не было как таковой. Более того, те, кто их цитировал, делали просто великолепные интерпретации, представляя Алексея Митрича как «известного политика» и заявляя, что он проводит «пресс-конференции». Приведу одну из типовых формулировок интерпретации сообщений НПТ на начало августа: «Об этом на пресс-конференции в Киеве заявил известный политик Алексей Митрич».

А уважаемый «Главред», в то же время, первым вынес «лидера НПТ» в заголовки новостей как совсем крутого ньюсмейкера: «Тимошенко не с Пинчуком ссорится, а с Литвином – Митрич».

Справедливости ради следует отметить, что ряд уважаемых интернет-изданий Украины – вроде «Украинской Правды», «Подробностей», «Лиги», «Корреспондента» и многих других - изначально отказался от любой ретрансляции сообщений НПТ. Видимо, проверил и не поверил. Но если так, то почему единственными, кто попытался разоблачить НПТ, оказались даже не журналисты, а консалтинговое агентство Martin Group, открыто предупредившее общественность о явной виртуальности проекта 7 августа с.г.?

Виртуальность ведь действительно была явной и планировалась как явная. Вы знаете, к примеру, кто такой Алексей Митрич? Или его «пресс-секретарь» Максим Столешников, которым были подписаны все сообщения НПТ? Это псевдонимы журналистов двух, наверное, самых одиозных сайтов прошедшей избирательной кампании – «Темника» и «Агентства Завтрашних Новостей». Специально искал – имена погромче и поодиозней. И неужели не настораживали сообщения НПТ, в которых украинская общественность предостерегалась от создания виртуальных партий на ближайших парламентских выборах? Или история с гимном для СПУ, который был написан левой лапой в стихотворной форме с перевиранием размера? Ограничить цитируемость НПТ не смог даже явный фарс.

Стоит ли говорить, что лексика «руководителей НПТ Алексея Митрича, Тараса Гонты и Виктора Каляева» была полностью стилизована под персонажа культовой черной комедии «Голый Пистолет» Фрэнка Дреббена? Того самого, который призывал убить всех дельфинов и накормить их мясом кошек, чтобы американские безработные могли получить консервы из тунца в достаточном количестве.

Но закрывать проект так быстро не хотелось, хотя уже спустя неделю стало понятно, что разоблачать его никто не собирается. Просто «сообщениями пресс-департамента НПТ» будут пользоваться те, кому это удобно, а те, кому они встают в пику редакционной политики, будут, как кое-где говорилось, их «игнорировать». Но время от времени использовать – например, «Обком», стабильно игнорирующий все сообщения НПТ, не удержался и дал информацию о предположении Алексея Митрича, что Сергей Тигипко вскоре может вернуться в большую политику.

Представляете? Виртуальность НПТ – хоть все уже всё про нее поняли – не разоблачалась, вероятно, по той причине, что «а вдруг когда-нибудь пригодится». Я хотел бы ошибаться, но мне кажется, что было именно так.

Поэтому последние три недели проведения эксперимента, «Национальная партия труда» абсолютно безнаказанно транслировала мои частные рассуждения на околополитические темы, которые я, несмотря на закрытие НПТ, продолжаю разделять и готов отстаивать публично.

Я всерьез считаю, что в Украине следует запретить публичную политику: «Следует произвести отделение СМИ от политики – политики – не поп-звезды, им нечего делать в телевизоре. Их место в специализированных информационных бюллетенях, их упоминание – табличка на дверях кабинета. Освободите СМИ для простых украинцев – именно они должны быть героями репортажей. Посмотрите американское телевидение – по нему показывают либо простых американцев, либо представителей американской культуры, пусть она и выражена Голливудом и MTV. Большинство граждан США даже не подозревает, как зовут того или иного министра их страны. А у нас они не сходят с полос газет и экранов телевизоров – наши политики заинтересованы в том, как бы почаще и получше «помелькать». И исполнение этого стремления отбирает у них то время, которое должно быть потрачено на обустройство страны. Данную практику необходимо прекратить».

Я действительно не понимаю топ-менеджеров, которые работают больше 8 часов в день.

И, наконец, я искренне считаю, что высшее руководство Украины должно провести День Открытых Дверей – предоставить всем желающим представителям «старой власти» возможность централизованно и массово покинуть страну. Чтобы поставить точку в этом бесконечном сериале «Том и Джерри», где власть, пытаясь поймать мышку, всё время получает по лбу.

Эксперимент под названием «Национальная партия труда» привел совсем не к тем результатам, которые я хотел получить на выходе, но то, что получилось – больше, чем задумывалось. Я получил десятки писем от журналистов, разделяющих идеи, озвученные как бы от имени НПТ, и понимаю сегодня, что ради отстаивания этих идей можно создавать уже не виртуальные игрушки для сети Интернет, а действенное объединение единомышленников.

Ведь, в конце концов, если политика стала публичной, то почему не быть публичной журналистике? Когда вместо того, чтобы делать новости, журналисты начнут выяснять отношения друг с другом и показывать сюжеты о редакционных планерках? Может быть, это заставит нас наконец оставить политику – политикам и заняться своей частной жизнью, которая, в общем-то, и ближе, и интересней.

Я с удовольствием отвечу на все письма и предложения по адресу: [email protected]. Ну, а НПТ – она да, она утонула, и утонула окончательно, но зато архивирована в блоге по адресу: http://livejournal.com/users/npt.
Дмитрий Белянский
политический обозреватель