Смерть после жизни
25.10.2005 12:10
…из безусловных рефлексов, порука тому, что там, за «порогом» - зловещее небытие. Иначе почему с таким упорством цепляются за жизнь «в минуты роковые» не только молодые организмы, но и люди, изможденные всякими хворями, уже едва соображающие, кто они и где они?

Если допустить, что, закончив жизненный путь, мы продолжаем жить в другой оболочке, то должны согласиться, что главное – память, как явление сознания, обязана сохраниться. Тем самым подтверждая преемственность вашего неповторимого «Я» в других обстоятельствах. Если нет этой «духовной» связи, то бессмысленно говорить о перевоплощении.

Доктор философии Раймонд Моуди, бесспорно, большой оригинал. И как всякий оригинал, решивший создать свою теорию, идет напролом.

Чего только стоит приведенное им свидетельство воскресшего человека, «который 20 минут был «мертв» во время полостной операции». И после этого сохранившего ясный ум, чтобы делиться своими впечатлениями об увиденном там.

Собственно, уже после прочтения данного эпизода можно было закрывать книгу. Доподлинно известно, что уже через 2 минуты (максимум через 6) после остановки сердца начинаются необратимые процессы в коре головного мозга. Человек умирает как личность, превращаясь в растение, даже если его «насос» еще гонит кровь. Об этом могут поведать реаниматологи любой квалификации.

Оригинальна сама подборка опрошенных, перенесших «клиническую смерть». Полностью отсутствуют данные о том, кем, когда и каким образом фиксировалась клиническая смерть. Сам Моуди пишет, что из 150 случаев «видений» у опрошенных он оставил в силе только 50 эпизодов.

Это, как он поясняет, «помогло снизить количество случаев до уровня, более пригодного для всестороннего исследования… позволило мне, по возможности, придерживаться лишь сообщений из первых уст».

Прелюбопытна и сама группа опрошенных повествователей. В кучу свалены и те, кто якобы лежал с остановившимся сердцем, и те, кто «в результате аварии, либо опасного ранения, или болезни были очень близки к состоянию физической смерти». Там же и свидетельства «секонд хенд».

Моуди признает, «что не способен дать статистическую оценку этого явления». Что же это за такие исследования, если они не итожатся статистическими выкладками? Адепты «теории» Моуди более раскованы и говорят о 10 - 35% «счастливчиков» из числа перенесших клиническую смерть, наблюдавших себя во время путешествия к другим мирам. Поди, проверь подобные изыскания, тем более, если они проводятся исключительно методом опроса, а, как известно, человек – существо весьма внушаемое.

Девять ведущих западных клиник под эгидой программы «Коллаборатив Стади» осуществили любопытное совместное исследование. Ими зарегистрировано 503 случая клинической смерти. Окончательный ее исход: умерло 91,25% пациентов, полное восстановление (т.е. остались здоровыми и адекватно мыслящими после клинической смерти) – 26 (5,17%). У выздоровевших 14 пациентов диагностированы лекарственные отравления, и они пролежали в коме более 30 минут.

Таким образом можно констатировать, что полное восстановление здоровья после «временной» кончины – вещь довольно уникальная. Это позволяет утверждать, что у подавляющего числа людей, которые попали в поле зрения господина философа, видения не связаны с самой клинической смертью.

Реаниматологи давно подметили такую штуку: описания «путешествий» к загробным мирам у Моуди с точностью совпадают с галлюцинациями, спровоцированными вводом в организм кетамина – лекарства очень популярного при интенсивной терапии и реанимационных действиях.

Обкурившись травки, иногда можно вызвать на собеседование Всевышнего или разных там потусторонних барабашек. Есть и другой опыт. Если приложиться к вашей голове дрыном или еще каким-нибудь чувствительным предметом, то вы явственно увидите в глазах брызги звезд, яркое сияние или темь непролазную. На болевой шок и нарушение нейронных связей мозг ответит выдачей на-гора праздничной иллюминации в очах.

Нечто подобное деется в организме в процессе умирания. Последний участок мозга, который покидает кровь после остановки сердца, как раз отвечает за нашу память. Потому иногда в угасающем сознании мелькают образы из прошлой жизни.

Теперь о пресловутой «душе», весящей на вполне материальных весах не то 50, не то 80 грамм. Ничего здесь потустороннего нет. Просто во время агонии, длящейся от нескольких секунд до нескольких минут, организм мобилизует для сохранения жизни все остаточные ресурсы. Именно в процессе агонии происходит полное сжигание аденозитрифосфорной кислоты, участвующей в обмене веществ в качестве важнейшего элемента, и быстрое истощение клеточных ресурсов. То, что это, в отличие от последнего непроизвольного мочеиспускания, невозможно обозреть, считается достаточным, чтобы потеря нескольких десятков граммов веса тела была засчитана в пользу «веса души».

Человек беспричинно самонадеян, если полагает, что вселенское пространство существует с какой-то Высшей целью. Более того, он думает, что все Сущее вращается вокруг материализованного «Я» и его правопреемницы в вечности – души. Эта ничем не подкрепленная людская гордыня — исключительно от уникальной способности мыслить абстрактными категориями. Это умение настолько восхищает его обладателя, что он не может отказать себе в удовольствии поставить свой разум на вершину Мироздания и наделить его бессмертием.

На земле каждые 100 - 150 млн. лет под воздействием глобальных геологических и атмосферных изменений полностью обновляется флора и фауна. Жизнь начинается сызнова, повинуясь закону Случая. «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вечно».

А для почитателей таланта беллетриста-философа Моуди рекомендую более внимательно его читать. Дедушка в самом начале своей увлекательной саги красноречиво обмолвился: «…я не стремлюсь «доказать», что есть жизнь после смерти. И я вообще не думаю, что такое «доказательство» действительно возможно»…