«Пять мушкетеров» и Буш-одиночка
10.11.2005 14:28
…Нового Орлеана, скандалы и коррупция в Белом доме и вокруг него требовали от Буша неординарного и успешного хода во внешней политике. Президент США очень надеялся в этой связи на Мар-дель-Плату.

В этом аргентинском городе 5 ноября завершился IV саммит глав государств Западного полушария. Лидеры 34 стран, участвовавшие в работе Всеамериканского саммита, не пришли к согласию по вопросу о создании свободной торговой зоны на территории двух Америк (FTAA), идея которой была впервые выдвинута еще в Майами в 1994 году. Саммит наткнулся на вполне предсказуемые противоречия между США и рядом стран Латинской Америки. Последние считают, что предложенный США план угрожает экономике их стран.

Саммит саммиту – рознь

Долгие годы президенты латиноамериканских стран не собирались, потому что в этом не было смысла. Политика в регионе формировалась Вашингтоном и оттуда же жестко контролировалась. Саммиты государств Северной и Южной Америк были проведены Организацией Американских Государств (ОАГ), а по сути – США, в 1956 году в Панаме и в 1967 году – в Уругвае. Однако все изменилось после того, как в 1991 году по инициативе Мексики в Гвадалахаре состоялся первый Иберо-американский саммит, то есть с участием Испании и Португалии, бывших метрополий Латинской Америки. После этого были проведены встречи в 14 странах, из них две – в Испании и одна – в Португалии.

Видя растущую самостоятельность вчера еще абсолютно послушных «союзников», США попытались перехватить инициативу. Они выступили организаторами саммитов двух Америк в США, Чили, Канаде и Мексике с 1994 по 2004 годы. Наконец, на начало ноября 2005 года был запланирован саммит в Аргентине. Его главным результатом должно было стать создание зоны свободной торговли в масштабах всего Западного полушария.

Разница между одними и другими саммитами вполне очевидна. Иберо-американские саммиты – это форумы, на которых встречаются и договариваются суверенные нации. Их решения в области экономического и гуманитарного сотрудничества работают на благо интересов народов всех стран-участниц. Они не являются инструментами для достижения целей гегемонии.

Всеамериканские саммиты, проводимые по инициативе США, являются инструментами Вашингтона в его политике глобализации и мирового гегемонизма. США используют эти встречи для привязывания латиноамериканских стран к своей имперской политике. К участию в этих саммитах США не допускают Кубу. В Вашингтоне боятся как разоблачения кубинскими лидерами истинных целей глобализма США, так и воздействия Кубы на умонастроения в Латинской Америке.

Встреча народов

Саммит в Аргентине имел для Джорджа Буша особое значение – ему нужен был впечатляющий успех. В Латинской Америке, однако, рассчитывали на другое. Многие политические и общественные организации стран континента решили в дни саммита провести Встречу народов Америки и показать Бушу и его все еще остающимся здесь сторонникам истинное отношение населения латиноамериканских стран к его политике. Эта встреча, по мнению аргентинского скульптора и правозащитника, лауреата Нобелевской премии Адольфо Переса Эскивеля, должна была способствовать еще большему сближению тех сил Латинской Америки, которые заинтересованы в отторжении имперской политики и в объединении всех сил континента в борьбе за достижение своих истинных целей.

На Встрече народов была принята итоговая декларация, которая категорически отвергла идею зоны свободной торговли. Представители почти 600 различных общественных и политических организаций из всех стран Западного полушария твердо потребовали немедленного прекращения всех переговоров по созданию зоны свободной торговли, которая изначально ставит в неравное положение с Соединенными Штатами и Канадой более слабые латиноамериканские страны.

Ведь США и Канада, в отличие от латиноамериканских стран, мощно субсидируют сельскохозяйственное производство. В результате их продукция намного более конкурентоспособна и в случае создания зоны способна удушить местного производителя, обострив до крайности и без того предельно сложные социально-экономические проблемы здешних стран.

Следование в фарватере экономической политики США и проведение в 70-80-х годах прошлого века реформ по лекалам чикагских экономистов привело Латинскую Америку к тяжелейшим социально-экономическим последствиям. В 1970 году внешний долг латиноамериканских стран составлял 191 млрд. долларов. За последующие 20 лет эти страны выплатили 1 трлн. 165 млрд. долларов, а долг тем временем возрос до 750 млрд. долларов и продолжает увеличиваться дальше.

Ситуация одинаково сложная и в маленьких, и в больших странах. Например, в современной Бразилии на долю беднейших 10 % населения приходится всего лишь 0,7 % совокупного дохода, тогда как на долю 10% самых богатых– 48 %.

Идеи Че Гевара живы

Около 300 тысяч человек приняли участие в марше протеста и в заключительном митинге, который прошел на стадионе Мар-дель-Платы. «Буш, вон отсюда!», «Долой империализм!», «Мы за другую глобализацию!» - гласили лозунги. Многие участники марша несли портреты Эрнесто Че Гевара.

Кульминацией народного форума стало выступление на нем президента Венесуэлы Уго Чавеса: «Только сообща мы можем побороть империализм и дать нашим народам лучшую жизнь. Здесь мы похороним «FTAA»!» Президент Венесуэлы предложил провести по всем странам референдум – хотят ли народы Латинской Америки «зону свободной торговли» по чертежам США .

По прибытии в Аргентину, едва сойдя с трапа самолёта, Буш заявил: «Я рад быть здесь, потому что мы хотели подтвердить свою приверженность демократии и соблюдению прав человека и поделиться с другими своим представлением об этих ценностях».

Однако руководители ведущих государств Латинской Америки менее всего были склонны выслушивать тирады Буша о сомнительных «ценностях». Взяв быка за рога, латиноамериканские лидеры, прежде всего, тех стран, которые входят в местный «общий рынок» – МЕРКОСУР, открыто выступили против плана Буша о создании зоны свободной торговли.

В Аргентине Бушу пришлось выслушивать критику не только со стороны участников маршей и митингов протеста. Его критиковали и на заседаниях саммита. Обращаясь к президенту Бушу, президент Аргентины Нестор Кирчнер особо подчеркнул, что политика, которую США навязывают континенту, «не только провоцирует нищету и бедность, но и ведет к нестабильности и падению демократически избранных правительств».

Провал планов Вашингтона

В итоге саммит закончился провалом – его участники даже не смогли принять итоговое заявление. Президент США Джордж Буш, оказавшись в изоляции со стороны лидеров крупнейших государств Латинской Америки, не дождавшись завершения саммита, вылетел в Бразилию.

Заторопился к себе домой и президент Бразилии Луис Игнасиу Лула да Силва, чтобы встретить высокого гостя. Раньше срока убыл на родину также президент Мексики Винсенте Фокс. Во второй половине дня 5 ноября улетели домой и остальные участники саммита. Запланированная ранее итоговая пресс-конференция в этой связи была отменена.

Итак, планам Вашингтона по привязыванию латиноамериканской экономики к своим глобальным интересам сбыться было не суждено. «Главным проигравшим сегодня оказался господин Буш», - кратко резюмировал итоги саммита Уго Чавес. Противников создания «зоны» президент Венесуэлы образно назвал «пятью мушкетерами» (Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Уругвай и Парагвай).

…Изо дня в день Соединенные Штаты терпят все более чувствительные поражения на внешнеполитической арене. Вчерашний мировой гегемон уже не тот. Любопытно, какие выводы делают из этого для себя правящие круги Украины?