О коллективной политической шизофрении
03.07.2015 13:09

О коллективной политической шизофрении

Вчерашнее голосование за законопроект № 2667 «О внесении изменений в закон Украины «О прокуратуре» в Верховной Раде я смотрел в прямой трансляции и, честно говоря, шокирован. Я вычеркиваю для себя каждый день кого-то из списка нормальных людей и перевожу их в список неадекватов. У Егора Соболева в последнее время постоянно случаются какие-то истерики, какие-то резкие заявления, он постоянно возбужден. Меня это уже не удивляет, я уже привык к тому, что он очень сильно деградирует, начиная с драки с Вадимом Ивченко. Здесь прорывается личный фактор. Мы очень часто забываем, что особенности характера человека и его поведения очень серьезно отражаются на его политической карьере. Вот здесь Егора Соболева это «личное» аж прет. Значит, Сахалин, где он учился, из него так и не вытравился.

Но меня удивляет вчерашнее поведение Олега Березюка из «Самопомощи». Это необыкновенно разумный человек, я знаю его лично. Это группа очень сильных львовских психиатров, это очень умные, думающие и взвешенные люди. И при этом они вытворяют такое, как вчера... Все это наталкивает меня на мысль, что здесь есть какая-то серьезная политическая окраска. Потому что с Егором там уже все понятно, - это может быть просто истерика. Но если такие шаги делает Березюк – выводить из коалиции фракцию по абсолютно надуманному, неконституционному и незаконному требованию, - то что-то здесь не так. Сказать, что он что-то сделал, не подумав, не могу, это не тот человек. Это человек с очень светлой и хорошей головой. Значит, есть какие-то задумки, теперь надо начинать искать ту составляющую, о которой мы забыли – кто финансирует партию, кто ее соучредитель, соакционер. Понятно, что это Андрей Садовой со своим холдингом. Но ведь никто не отбрасывал вопрос о нашем дорогом олигархе-патриоте Игоре Коломойском – им контролируется значительная часть фракции «Самопомощь». Так что в этом контексте произошли странные вещи.

Теперь что касается законопроекта. С ним якобы все в порядке, и серьезных претензий к нему ни у кого не было. Вопрос возник относительно того, кто будет формировать Наблюдательный совет, который должен избрать антикоррупционного прокурора. Вопрос сначала сводился к арифметике – сколько в этом совете должно быть представителей от Генпрокуратуры, а сколько – от Верховной Рады. Причем это просто арифметика: кого захотите, какое количество захотите, такое и будем ставить. Хотите 7 на 3 - будет 7 на 3, хотите 6 на 4 – будет 6 на 4. То есть парламент должен был получить абсолютное преимущество.

Но в то же время в «Самопомощи» понимают, что если группа, которая должна создать комиссии по избранию антикоррупционных прокуроров, будет создаваться в Раде, то фракция может рассчитывать максимум на одного-двух представителей. И в «Самопомощи» начали выдумывать какую-то дикую идею. Они решили, что эту комиссию должна создавать не Верховная Рада, а комитет. В крайнем случае – два комитета. И ВР вообще не должна утверждать антикоррупционного прокурора, а если и утверждать, то только формально, полным списком и полным составом. То есть в парламентском комитете собирается группа людей, которые связаны определенными обязательствами и договоренностями, и они хотят создавать ту группу, от которой будет зависеть, кого изберут антикоррупционным прокурором. Не фракции Верховной Рады, не кто-то еще, а именно их группа – депутатов-членов комитета. Они хотят, чтобы ВР не была причастна к созданию этой комиссии, чтобы она создавалась парламентским комитетом.

Во-первых, это полный абсурд. Почему Верховная Рада должна на это идти? Парламент избран народом, та же «Самопомощь» имеет в нем свои несколько процентов и может диктовать свою волю. А они хотят диктовать на все 100%, потому что «мы правы». Вы знаете, это мессианство уже немного достало. У нас уже было мессианство Ющенко, мы уже имели мессианскую «кашу» в голове Черновецкого, и вот опять начинается мессианство - «мы едины, мы правы и с нами истина, с нами Бог». То есть политически это абсурд, об этом вообще речь не идет.

Во-вторых, здесь есть и чисто юридический момент. Дело в том, что комитеты Верховной Рады – это служебные органы, и у них нет никаких юридических прав. Они даже не имеют права законодательной инициативы, а обязаны только подготавливать работу. В регламенте прописано, что комитеты обязаны подготовить законопроекты, провести слушания, обеспечить контрольную функцию, но при этом все решения должны быть утверждены ВР. Когда говорят, что комитет внес предложение или проект – юридически это неправильно. На самом деле, когда вносится проект постановления от комитета, это звучит так: «проект вносится народными депутатами Украины (идет список определенных людей) и другими членами такого-то комитета». То есть вносят только депутаты, отдельные члены комитета. Комитет, как отдельная единица, вообще не имеет никакого права любых юридических действий вне себя – только внутренняя работа в Верховной Раде. Ничего такого сделать, что выходит за ее стены, комитет не имеет права вообще.

В свое время была порочная практика, когда Комитет по вопросам бюджета, заручившись различными коррупционными договоренностями в ВР, имел право согласовывать и утверждать распределение капиталовложений Кабинета Министров, то есть вносить определенные изменения в бюджетные фонды общего госбюджета. Но позже Конституционный суд признал это незаконным. И то, чего хочет Егор Соболев, по аналогии касается и его. То есть Конституционный суд четко сказал, что комитет не имеет права принять ни одного решения, которое было бы действующим без утверждения ВР. Вот и все. То есть «Самопомощь» предложила нарушить Конституцию.

В чем причина такого поведения? Им просто захотелось, чтобы этот прокурор был полностью ими управляем, чтобы они могли влиять на него и через него решать свои вопросы. Возможно, политические, а возможно, финансово-экономические и коррупционные. Кто их знает? Поэтому в этой ситуации они увидели, что если это идет на рейтинговое голосование в ВР, то они не могут рассчитывать в составе комиссии более чем на одного человека, а хочется. С одной стороны, все происходящее находится на грани мессианской истерии и шизофрении в головах наших новых дарований, а с другой – возможно, это просто коррупционный расчет. Точно сказать не могу, у них там вообще происходят странные вещи. Поэтому очень грустно, что, казалось бы, хорошая фракция оказывается в разряде серьезно подозреваемых.

Что касается заявления Егора Соболева о том, что «Самопомощь» готова выйти из коалиции, то я бы не стал к этому серьезно относиться. У нас было уже столько всяких скандалов и рассказов по поводу того, что кто-то куда-то выйдет, но что-то пока никто никуда не вышел. Вы вспомните, сколько раз об этом заявлял Олег Ляшко. Но как только доходило до сути вопроса, он моментально цеплялся ногами и руками, и риторика менялась: «Нас никто из коалиции не выкинет, потому что мы заботимся о стране». Та же самая история была и с «Батькивщиной» - они постоянно ведут внутреннюю войну в коалиции, но остаются на месте и пока никуда не собираются выходить.

Я думаю, что с «Самопомощью» может быть то же самое. Но еще раз повторюсь – есть такое понятие, как «коллективная политическая шизофрения». Если у Ляшко это чистая спекуляция, исключительно деньги и работа на хозяина, если в «Батькивщине» это то же плюс немного добавлена истерия и волюнтаризм Юлии Владимировны, то у «Самопомощи» начались просто мессианские приступы помутнения сознания. Здесь тяжело понять до конца, что они сделают. Но и трудно себе представить, чтобы люди себя так «похоронили».

Они видят, какая ситуация в ВР – оппозиция сегодня не играет никакой роли. В предыдущих созывах это был вариант: выйти из коалиции и отдельно продемонстрировать свою волю. Но в сегодняшней Раде с этим уже так не поиграешься. Ты выходишь – и оказываешься «на обочине», тебя никто не видит. Но все рассказывают, что Оппозиционный блок, «Возрождение» и «Самопомощь» - украинская оппозиция, и ты четко фиксируешься в этом ключе. Все. Ты уже от этого никуда не уйдешь.