Пацан из питерской подворотни
23.10.2015 15:21

Пацан из питерской подворотни

В четверг Президент России Владимир Путин принял участие в международном дискуссионном клубе «Валдай», где сделал ряд новых острых заявлений.

В частности, хозяин Кремля заявил, что ситуация в Украине создает «опасность» для РФ. Такое заявление свидетельствует или об обострении отношений Путина со своим собственным народом, или же ему сигнализируют, что механизм инструментов информационного контроля над народом начал сбоить. Причины такого обострения и сбоя разные. Это и последствия санкций, и падение рубля, и неожиданно сложное завершение украинской кампании на Донбассе, и сирийский процесс, где россиянам в информационном плане приходится противостоять информационной машине развитых стран мира. Путин получает «сигналы», что социология начинает работать не в его пользу, что в общественное мнение российского населения закрадываются сомнения. Вот ему и нужно подкинуть новые месседжи, и поэтому он начинает делать заявления, что украинцы представляют опасность. У него заканчивается запас месседжей для своего народа, они становятся все более эмоционально окрашенными. Держать людей в эмоциональном напряжении ему становится все труднее, о чем ему сигнализируют, и он начинает подкидывать такие идеи и заявления.

Все эти месседжи ориентированы, прежде всего, на местное население. Внешняя политика у Путина проводится вне рамок гражданского мнения. Во внешней политике он действует исключительно по собственному усмотрению, а внутри – подбрасывает все эти эмоциональные заявления, которые будут «обсасываться» гражданами РФ.

Также в ходе заседания клуба Путин отметил, что не видит разницы между русскими и украинцами. Это заявление противоречит тезису об опасности Украины для России. И такими противоречивыми заявлениями об украинцах-братьях президент РФ только подтверждает предположение, что этими речами он пытается кормить внутреннюю аудиторию и ограждать ее от реальных событий, которые происходят. Как же так, родные – и несут наибольшую угрозу? Не стоит забывать, что наиболее эмоционально остро мы реагируем на враждебные выступления близких нам людей, и это подтверждает первый тезис о том, что Украина представляет опасность.

Этот тезис не новый в речах российского президента. Путин вообще предпочитает оперировать тезисами, которые у него срабатывали длительное время. Использование старых тезисов мы заметили во время его выступления на Генассамблее ООН. Все обозреватели говорили о том, что ничего нового он не сказал. Но Путин делает это сознательно – он повторяет постоянно традиционные для него и понятные ему и российской аудитории тезисы.

Следующий озвученный вчера тезис хозяина Кремля о том, что ленинградская улица научила его лезть в начинающуюся драку первым, говорит о стратегии военного вмешательства в разных точках мира. Аналитики утверждают, что теперь никого не удивит, если где-нибудь в Латинской Америке мы обнаружим прямое российское присутствие, если не военное, то в виде открытой когорты советников, как это было в советские времена на Кубе. В свое время Путина критиковали, что он был питерским «пацаном», который по подворотням гонял своих конкурентов. Он подхватил этот тезис и начинает открыто это демонстрировать. И он готов к возвращению в мировую политику участием во всех горячих точках, которые возникают или тлеют на политической карте мира. Он дает понять, что будет действовать именно такими методами.

Путин долго ждал, когда же мировые СМИ покажут эффектные картинки, как российские самолеты бомбят что-либо из наземных целей – неважно, ИГИЛ это, оппозиция или жилые кварталы. Для него была важна эффектная картинка первого удара. И он этого достиг – в Сирии мы видим «симпатичные» медиа-картинки бомбардировок российской армией сирийских войск. Для него это наслаждение, утешение. Ему его советники подают это как некое достижение. И он это видит, потому что продолжительное время финансировал и выстраивал армию, еще со времен грузинского конфликта.

Долго ли это будет, сложно сказать. Хватит ли российской финансовой и военной силы для того, чтобы долгое время на мировых экранах появлялись такие картинки, сейчас не важно. Сейчас Путин видит такую картинку, мир восторгается им, его советники ему это подают, российские медиа это показывают – и он чувствует себя реализованным, чувствует, что достигает своей цели. Самообман ли это? Кто-то скажет, что да, но на этот период мы не исключаем эффективной работы российских войск в Сирии, это тоже надо признать.

Российская армия действительно подтверждает свою модернизированность. Да, ракеты не долетели, даже на парадах были сбои с техникой – эта проблема остается. На красивую медийную картинку это тянет, но вопрос хватит ли этого надолго на практике, остается в силе. Президент РФ доволен тем, что он видит – он на первых полосах, он на каналах CNN и ВВC, он это видит по отчетам, которые ему приносят, и он этим наслаждается. Он себя мнит десятиклассником, который гоняет ребятишек из младших классов в питерских подворотнях – вот так он сейчас себя представляет. Здесь возникает вопрос, не придет ли какой-нибудь одиннадцатиклассник?

Путин также искренне сказал, что воспринял распад СССР как катастрофу. Он в это верит, это его убеждение. Но посмотрите, как он это формулирует: «Причина распада – это внутренние проблемы, которые были в Советском Союзе». И опять же, этот месседж ориентирован на российскую аудиторию. Он уверен, что если сможет держать российское общество в тех рамках, которые он сам себе нарисовал, то самый страшный советский сценарий распада РФ не угрожает. И он акцентирует на этом внимание: «Я – сильный, я контролирую ситуацию в стране, и никакой распад мне не угрожает». Это его первый месседж: «Если будет порядок в стране, то угрозы для распада страны извне нет, как это произошло с СССР». Я думаю, что это в его русле обновления России как государства мирового уровня. Он постоянно кидает для россиян месседжи, заявляя, что его страна сильная, что для него принципиально то, что происходит внутри. А то, что происходит внешне, он объясняет так: «Вы не занимайтесь внешними проблемами, я ими займусь, для нас принципиально, чтобы мы внутри были едиными, даже в наших бедах». Он вполне логично все делает.

Анализируя вчерашнее выступление Владимира Путина в целом, напрашивается следующий вывод: Россия страдает от санкций и человеческих потерь, но Путин не изменился. Он верит в свою политику, в свое окружение и в свою внешнеполитическую стратегию обновления России с помощью инструментов войны, а не компромиссов и переговоров. В стратегию, которую он избрал с самого начала своего правления.