Анализ языковой концепции Кабмина: хорошего мало
24.06.2008 12:42
...привести в соответствие с отечественным законодательством и международными обязательствами Украины Концепцию реализации государственной языковой политики.

Указанный документ 23 июня был одобрен правительством как базовый. Однако, отмечают представители национальных меньшинств в открытом обращении, в Концепции допущен «ряд безобразий, неуместностей, а также нарушений Конституции, других актов законодательства Украины и международных обязательств нашего государства».

Далее приводим текст обращения полностью в переводе на русский язык.

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ


к:


Гаранту прав и свобод человека и гражданина
Президенту Украины
Ющенко В.А.

Премьер-министру Украины
Тимошенко Ю.В.

Председателю Верховной Рады Украины
Яценюку А.П.

Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека
Карпачевой Н.И.


К сведению:

Председателя Государственного комитета Украины по вопросам национальностей и религий
Сагана О.Н.

Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам прав человека национальных меньшинств и междунациональных отношений
Шарова И.Ф


Относительно проекта Концепции реализации
государственной языковой политики

Уважаемый Виктор Андреевич!
Уважаемая Юлия Владимировна!
Уважаемый Арсений Петрович!
Уважаемая Нина Ивановна!


По информации, размещенной на официальной веб-странице Кабинета Министров Украины, правительство Украины 23.04.2008 одобрило за основу проект Концепции реализации государственной языковой политики (в последующем Концепция).

По этому поводу мы, руководители общественных организаций тех национальных меньшинств Украины, которые одновременно являются самыми численными языковыми меньшинствами Украины, считаем необходимым обратить Ваше внимание на ряд безобразий, неуместности, а также нарушений Конституции, других актов законодательства Украины и международных обязательств нашего государства, которые возникли во время подготовки этого документа и в его содержании.

Во-первых. Проект этого важного правительственного документа был подготовлен без привлечения представителей языковых меньшинств. Представители меньшинств не были проинформированы о подготовке этого документа, а также не приглашены к дискуссии относительно подготовки окончательного текста уже одобренного за основу проекта Концепции. Такое поведение правительства Украины (или его соответствующих структур) является не только пренебрежением общепринятых форм взаимодействия правительственных структур с неправительственными организациями в демократическом обществе, но и нарушением статьи 15 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и части 4 статьи 7 Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств (относительно эффективного участия лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам в государственных делах, в частности, в тех, что их касаются). По этому поводу считаем нужным отметить, что такое поведение правительства Украины (или его соответствующих структур) является не одиночным случаем. Например, так же, без участия наиболее заинтересованных в вопросе, то есть представителей национальных меньшинств, министр образования и науки Украины издал приказ от 25.05.2008 г. №461 „Об утверждении отраслевой Программы улучшения изучения украинского языка в общеобразовательных учебных заведениях с обучением на языках национальных меньшинств на 2008-2011 годы”, в соответствии с которым эти образовательные заведения фактически превращаются в двуязычные (язык соответствующего меньшинства – украинский язык) заведения.

Во-вторых. Нечеткое для представителей национальных меньшинств и неукраиноязычных граждан Украины унижающее и дискриминационное, юридически некорректное использование терминов, и отдельные тезисы документа вызывают удивление и категорическое возражение. Уже в первом абзаце раздела «Современное состояние и определение проблем, на решение которых направлена Концепция» термин „украинский народ” одновременно используется как в его этническом, так и гражданском значении, притом, что термин „украинская нация” используется в его этническом значении. По тексту этого раздела исторически на территории Украины проживают только этнические украинцы, и только они являются базовой составной частью украинской государственности и украинского народа. При этом во втором разделе отмечается наличие политических спекуляций и сепаратистских настроений в языковой сфере при использовании государственного языка. То есть неукраиноязычные граждане являются потенциальными политическими спекулянтами и сепаратистами, которые, по мнению авторов документа, ставят под угрозу суверенитет государства и приводят к постепенному исчезновению украинской нации. Такие и подобные утверждения противоречат не только Конституции и законодательству Украины, но и здравому смыслу.

В-третьих. Хотя во втором разделе документа справедливо констатируется, что «в Украине длится процесс функциональной деградации языков национальных меньшинств», но в последующем тексте, кроме одной общей фразы «способствования развитию языков национальных меньшинств», не находим никаких намерений на исправление этой ситуации.

В-четвертых. Текст Концепции содержит несколько неточностей, которые отображают ситуацию не в интересах меньшинств. Так, в Концепции утверждается, что «в соответствии с законодательством в официальном общении наравне с государственным языком могут применяться языки национальных меньшинств в тех местностях, в которых количество носителей таких языков составляет большинство населения». Что является некорректным и частичным цитированием положения Закона Украинской ССР "Про языки в Украинской ССР". Некорректным потому, что в тексте статьи 3 данного закона речь идет о "... местах проживания граждан других национальностей...", и неполным потому, что Концепция не обращает внимание на остальные положения Закона, которыми предусмотрены широкие права граждан на пользование языком своей национальности (в частности, положение статей 5-9 Закона). Кроме того, вне поля зрения авторов Концепции оказались соответствующие принципы и положения Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы и Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. В соответствии с указаными документами, критерием наличия права общения с административными властями на родном языке является не „большинство”, а „традиционное проживание” или „их значительное количество” (часть 2 статьи 10 Рамочной конвенции), и „некоторое количество лиц, которое оправдывает осуществление разных охранительных и поощрительных мероприятий” (пункт b) статьи 1 Хартии.

К неточностям текста принадлежит и заниженное в несколько раз количество (в процентном отношении) граждан Украины, которые в семейном общении пользуются не украинским и не русским языками. В Концепции утверждается, что „только 0,2 процента составляют представители национальных меньшинств, которые общаются в семье на родном языке”. Но по данным переписи населения в 2001 г. венгерское сообщество в Украине составляет более чем 0,3 % населения страны, румыноязычное сообщество Украины (лица, которые себя задекларировали румынами и молдаванами) составляет около 1%, и свыше 90% представителей этих меньшинств в Черновицкой и Закарпатской областях в общении используют преимущественно язык своей национальности.

В-пятых. Притом, что в анализирующей и констатирующей частях проекта Концепции отсутствует любая критика действующего законодательства, документ планирует „приведение законодательства о языках в соответствие с Конституцией Украины” и „приведение Закона Украины “О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств” в соответствие с требованиями Хартии в ее аутентичной редакции”. Непонятно, где содержатся „несоответствия” и в чем кроется „неподлинность” действующей редакции Хартии?

И последнее. Непонятна вообще цель и целесообразность принятия этой Концепции. Ведь языковая сфера является одной из наиболее детально урегулированных сфер общественных отношений в нашем государстве. Языковые права в Украине гарантированы Конституцией и определены специальным законом, а также рядом отраслевых (образование, культура, местное самоуправление и тому подобное) законами, положения которых подтверждаются действующими международными договорами Украины.

Кабинет Министров должен руководствоваться вышеприведенными документами и обеспечить их неуклонное соблюдение и выполнение, а не давать их сомнительное с правовой и этической точек зрения толкование в форме непонятной концепции. Тем более, что применение языков в Украине определяется законом (часть 5 статьи 10 Конституции Украины), а не разными концепциями.

Учитывая вышеприведенное, считаем, что одобренный за основу Кабинетом Министров Украины проект Концепции реализации государственной языковой политики противоречит Конституции, другим актам законодательства и международным договорам Украины. Настоящий документ, вопреки ст.22 Конституции Украины, направлен на осуществление мероприятий, существенно сужающих языковые права национальных меньшинств. Принятие Концепции реализации государственной языковой политики может привести к возникновению междунационального напряжения в украинском обществе, что в свою очередь негативно отразится на каждом граждане Украины и международном авторитете нашего государства.

Поэтому, поскольку положения проекта Концепции реализации государственной языковой политики противоречат ст.ст. 22, 24 Конституции – Основного Закона Украины, предлагаем прекратить внедрение данного проекта Концепции и снять его с последующего рассмотрения.

Председатель сената МО «Румынское Сообщество Украины»

Василий Терицяну


Ответственный секретарь МО «Румынское Сообщество Украины»

Аурика Божеску


Председатель Всеукраинского Совета российских соотечественников

Вадим Колесниченко


Председатель Всеукраинского Совета Демократического союза венгров Украины

Ласлов Зубанич