09.11.2010 09:45
Украинские политики признались, сколько и за что им хотели дать на лапу, а также рассказали, как с них вымогали мзду судьи, врачи и влиятельные люди. Ровно через месяц, 9 декабря, весь мир будет отмечать Международный день борьбы с коррупцией, поэтому «Сегодня» расспросила известных политиков — предлагали ли им когда-нибудь взятки, требовали ли деньги с них и какой рецепт борьбы с коррупцией они могут предложить.

«Конечно предлагали! — говорит экс-глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель. — Еще в 1998 году, когда я пришла на работу, я не подписала приказ о введении бланков строгой отчетности на транспортные накладные и командировочные. А один бизнесмен уже напечатал этих бланков на $1 млн. Меня уговаривали, предлагали $200 тыс. и даже хотели меня «убрать» — я тогда заявляла в СБУ, что на меня готовится покушение. В 2003-м мне предлагали такую же сумму, речь тоже шла о голографии, и тогда меня просто уволили. И мой водитель мне сказал: «Ну и чего вы добились? Вас сняли, а все равно без вас все сделали». Испытание властью и деньгами тяжело пройти. Кстати, в 2004 году я предлагала взять меня на люстрацию, но никто этого делать не стал — у меня участок шесть соток под Вышгородом, и живу я до сих пор в депутатской квартире».

Экс-заместитель губернатора Харьковщины и племянник экс-президента Ющенко Ярослав признался, что и ему сулили большие деньги. «У меня такое было два раза в жизни. Мне предлагали по $10 тысяч «за познакомиться». Цель «знакомства» они, видимо, собирались изложить при встрече, а деньги готовы были дать «для начала разговора». Но я сказал, что товарищи что-то путают: если они чего-то требуют в рамках закона — то я это и бесплатно сделаю, а если нет — то и за деньги делать не стану. Это было в 2005 году», — рассказал Ярослав Петрович.

Нардеп-регионал Инна Богословская на днях сказала, что ей предлагали $2 млн за то, чтобы она примкнула к одной из групп в парламенте: «Один раз принесли, положили 2 миллиона долларов напротив меня. Я послала матом, мальчик летел так... Это при том, что я была в долгах, как в шелках. И я все думаю: «Можно же было решить кучу проблем». Но я не могу переступить через себя». А нардеп-бютовец Сергей Мищенко, в прошлом прокурор Киевской области, как-то рассказал, что ему за закрытие одного дела предлагали 3 млн грн. Мищенко их не взял: в итоге ему пришлось уйти из прокуратуры, а дело спустили на тормозах...

С самих политиков тоже время от времени требуют взятки. «С меня требовали только в судах. При том, что я никогда не обращалась туда по своим личным вопросам. Меньше $10 тыс. — просто нельзя зайти в суд!» — говорит Александра Кужель.

«С меня многократно требовали, — рассказал нам министр образования Дмитрий Табачник. — Еще в 1983 году — 10 рублей за ускоренную выдачу справки для получения прав на вождение автомобиля. Еще требовали деньги за переоформление паспорта, переоформление участка земли на родителей — но это было еще в советское время. А в годы независимости я уже был начальником, поэтому мне и не предлагали, и не требовали — видимо, боялись. Но я взятки и не давал. Врачу в поликлинике как-то сказал: «Перебьешься, а то облезешь».

«В моем случае речь шла не о взятке. Надо было поучаствовать в одной схеме, которая принесла бы блага некоторым людям. Это было, когда меня назначили министром финансов Крыма. Один влиятельный человек, которого уже нет в живых, сказал мне: «Давайте дружить». Но я «дружить» не стала. После этого меня закрыли в камеру, «дрессировали». А вообще взяток с меня не требовали и не предлагали. У меня такой имидж в Крыму: мол, характер сложный, строптивый», — сказала экс-министр труда и соцполитики Людмила Денисова.