Frankfurter Allgemeine: Евросоюзу придется раскошелиться ради собственной энергетической безопасности
04.12.2014 10:35

Возможно, через некоторое время можно будет судить, было ли мудрым решение российского президента Путина превратить торговлю газом в инструмент геополитики. Об этом пишет Николас Буссе на страницах Frankfurter Allgemeine, передает Инопресса.

«Советские предшественники Путина подходили к этому вопросу с большей осторожностью: несмотря на существенные противоречия с Западом, коммунистические лидеры никогда не ставили под вопрос поставки в Европу - вероятно, понимали, что навредят самим себе, если будут играть в стратегические игры со своим главным источником дохода», говорится в материале.

«Как бы то ни было, Путин уже понес поражение на этом поприще, - пишет журналист, комментируя сворачивание «Южного потока». - Причем это стало его первым поражением».

Проект «Южный поток» был задуман для того, чтобы пустить российский газ в обход Украины, продолжить удерживать балканские государства в зависимости от Москвы и сорвать строительство европейского газопровода «Набукко». Путину удалось добиться только одной цели, да и то наполовину: «Набукко» не был построен, но каспийский газ все равно потек в Европу по другим газопроводам.

Также не факт, что Путин сможет найти новых покупателей в Азии, хоть он и надеется на это, говорится далее.

«Первые договора, которые Путин заключил с Китаем, в большей степени отражали интересы Пекина, к тому же Китай, в отличие от Евросоюза, является реальным соперником России и имеет других поставщиков газа».

«Для европейцев прекращение проекта «Южный поток» - тоже не повод для радости, - признает автор, - они так и останутся зависимыми от транзитных поставок через Украину».

Перебои случались и в прошлом во время разногласий между Москвой и Киевом, однако теперь в Украине идет гражданская война, и ее дальнейшее политическое будущее неясно.

В результате Евросоюзу ради собственной энергетической безопасности придется вкладывать больше денег и политического капитала в Украину, чем планировалось до переворота на Майдане, добавляет Николас Буссе.