Российский адвокат-бизнесмен найден повешенным. Суицид считают «странным»
05.12.2015 10:40

Бизнесмен и юрист Дмитрий Шумков найден повешенным в собственном кабинете делового центра "Москва-Сити" в башне "Федерация".

Об этом сообщает LifeNews со ссылкой на прокремлевские информагенства.

По другой версии, тело якобы нашли в шкафу одного из ресторанов делового центра, по третьей – в апартаментах бизнесмена, пишет Эхо Москвы.

При себе прощальной записки у Дмитрия найдено не было, пишут Известия.

Следственный комитет РФ начал проверку по факту самоубийства.

Дмитрий Шумков родился в 1972 г. в Сарапуле. В 90-х годах работал в органах прокуратуры, после ухода со службы основал юридическую компанию «Правоком», которая, объединившись с компанией «Юракадемия: Кутафин и партнёры», была преобразована в «Юридическую группу». Шумков — лауреат высшей юридической премии РФ «Юрист года». Входит в ТОП-10 юристов России.

В 2003 году Шумков возглавлял список партии СПС в Удмуртии на выборах в Госдуму.

С 2012 года Шумков — председатель совета «Центра правовых инициатив». Он один из инициаторов создания Центров оказания бесплатной юридической помощи для малообеспеченных граждан. Шумков также является инвестором масштабного проекта по реконструкции ряда зданий в Китайгородском проезде и по улице Варварка, совладелец столичного СК «Олимпийский».

Кроме девелоперских проектов и деятельности в области юриспруденции, принесшей ему в 2012 году звание лауреата высшей юридической премии Российской Федерации «Юрист года», в сферу интересов Шумкова входят высокие технологии. Он владеет блокирующими пакетами в хабе «Московский Internet eXchange» (который является одним из крупнейших в мире центров обмена интернет-трафика) и контент-провайдере Ngenix. Также он известен своими благотворительными проектами, осуществляемыми через фонд его имени.

То ли совладелец, то ли нет

Состояние Шумкова еще недавно оценивалось в более чем 30 млрд рублей. Однако в последнее время, рассказывают источники "Известий" знакомые с юристом и инвестором, Шумкова начали преследовать серьезные неудачи в бизнесе.

- Это было связано в первую очередь с ссорами с бывшими бизнес-партнерами и охлаждением отношений с рядом чиновников, которые оказывали ему поддержку при реализации ключевых девелоперских проектов, - рассказывает источник "Известий".

Довольно долго Шумкова считали близким знакомым и партнером Мусы Бажаева, основного владельца "Русской платины". Однако, летом этого года представители Шумкова объявили, что тот выставил на продажу свою долю в одном из ключевых активов горнодобывающей компании - южной части месторождения «Норильск-1».
Сообщалось, что Шумков рассчитывает получить за свою 10-процентную долю в этом проекте.

Норильск-1 - одно из крупнейших месторождений на Таймыре. Его запасы составляют 273 тыс тонн никеля, 378 тыс тонн меди, а также 12,7 тыс тонн кобальта и около 518 тонн платиноидов. Оно обошлось владельцам "Русской платины" в 4,9 млрд рублей.

Русская платина" получила лицензию на "Норильск-1" летом 2013 года. Проект по освоению южной части оценивался в 78 млрд рублей.

Как сообщали представители Шумков, он был недоволен тем, что проект Норильск 1 был фактически заморожен и никаких работ по освоению месторождений не велось.

«Шумков готов договориться с Бажаевым на приемлемых условиях или реализовать свою долю сторонним инвесторам», - собщали СМИ ссылаясь на источник.

В тоже время представители Бажаева заявили, что никакого отношения к Норильску 1 Шумков не имеет.

"Удачный год"

В мае 2014-го Шумков выиграл аукцион, на котором правительство Москвы продавало 64% акций спорткомплекса «Олимпийский» - за 4,67 млрд руб.

Позже он выкупил еще 27,5% спорткомплекса у крупнейшего миноритария — компании девелопера Павла Фукса. СМИ сообщали, что сумма сделки составила $50 млн.

Стадион спортивного комплекса «Олимпийский» - крупнейшая крытая арена не только в России, но и в Европе.

Новый владелец спорткомплекса заявлял после покупки, что сделает из "Олимпийского" аналог Madisson Square Garden в Нью-Йорке. Также в его планы входит сокращение проведений концертов в «Олимпийском». По его словам через четыре-пять лет он готов был провести IPO «Олимпийского».

- Проект оказался убыточным для Шумкова. Чтобы сделать современную площадку с торговыми центрами, стадионом и концертным залом нужно было сносить арену и строить все заново. Но это было невозможно - таких денег не было. В результате, заплатив в общей сложности более 5 млрд, он не получил ожидаемого. Попутки найти покупателя не увенчались успехом, - говорит источник близкий к бизнесмену.

В 2014-ом ООО «Турбо» также принадлежащая Шумкову выкупило у правительства Москвы здание на Варварке (дом 14, стр. 1 и 2). Стоимость сделки составила 3,4 млрд руб.

Здание на Варварке площадью 21 000 кв. м - бывший доходный дом Персица, построенный в 1909 г. Деньги вырученные за здание город планировал направить на создание проекта парка «Зарядье» на месте снесенной гостиницы «Россия».

Парковый комплекс "Зарядье" должен быть создан на 15,6 га между Варваркой и Москворецкой набережной к концу 2017 года. Ранее на этом участке располагалось здание гостиницы "Россия", которую должны были реконструировать структуры Шалвы Чигиринского. В 2007 году инвестконтракт города и бизнесмена был расторгнут. Дальнейшая судьба участка определилась в 2012 году, когда Владимир Путин предложил построить на месте "России" парк. Генподрядчиком строительства было выбрано подконтрольное столичным властям АО "Мосинжпроект".

Шумков планировал построить отель «5 звезд» и паркинг. Инвестиции в строительство оценивались в $250 млн. В качестве будущей управляющей компании отеля была выбрана немецкая группа компаний Oetker. Договор с ней был подписан на 30 лет.

Инвестором гостиницы выступает ОАО «ТПК «Продмаркет»», которое на 41,16% акций принадлежит ОАО «Москва-Курс», подконтрольному мэрии Москвы, а совладельцем ООО «Турбо» Шумкова. Пост гендиректора ОАО «ТПК «Продмаркет»» занимает Артем Дюмин, который также возглавляет «Олимпийский».

Сообщалось, что общая площадь гостиницы составит 54 тысячи квадратных метров; номерной фонд — 150 комнат и 51 апартамент. В комплексе также предусмотрены рестораны на 216 мест и торговые площади.

Но и здесь не обошлось без проблем. Осенью нынешнего года тревогу забил "Архнадзор", представители которого заявили, что инвестор проекта намерен не реконструировать здание на Варварке, как предполагалось ранее, а полностью снести.

"В июле по этому адресу началась установка силовых лесов, что означает угрозу сноса последних домов, сохранившихся от старого Зарядья: доходного дома Персица (строение 2), дома Страхового общества «Якорь» и дома товарищества «Проводник» (объединены как строение 1). Презентация проекта подтвердила эти опасения: за фасадными стенами показан новый объект, да и фасадные стены сохраняются не полностью. Утвержденный несколько ранее (21 сентября) градостроительный план земельного участка показывает весь размах грядущего строительства: согласно этому документу, суммарная поэтажная площадь объекта достигает 50000 кв.м., что более чем в два раза превосходит площади существующих строений", - били тревогу общественники.

По словам представителей "Архнадзора" снос исторических зданий нарушает градостроительное законодательство: строения 1 и 2 дома 14 по Варварке имеют статус исторически ценных градоформирующих объектов (ЦГФО), а вступившее в силу в этом году постановление правительства требует сохранения в охранных зонах всех ЦГФО.

- Если с защитниками наследия еще можно было справиться, учитывая влияние и связи, то к этому времени уже проявились финансовые проблемы. Шумков рассчитывал выбить госкредиты под строительство знакового для государства проекта - парка Зарядье, частью которого обещал стать и отель. Но в кризис получить деньги не удалось, а свободных средств не было, как и партнеров, которые могли бы финансировать такой масштабный проект, - рассказывает близкий знакомый Шумкова.

Кроме того, получая здание на Варварке Шумков, возможно, в рамках МФК "Зарядье" брал на себя обязательство возвести и целый ряд объектов парковой инфраструктуры, что увеличивало и без того немаленькие расходы.

В СМИ сообщалось, что в северо-восточной части парка расположится Культурный центр «Стена», где после реконструкции будет открыто несколько музейных проектов: Этнографический музей первичных искусств и культур народов России, виртуальный музей фортификации «Стены России», экспозиция об истории района «Зарядье» и ряд других. Именно за эту часть парка и отвечало МФК «Зарядье», также принадлежащая Шумкову.

Бесполезные миллиарды

Как уверяют источники в строительной отрасли Шумкова имел тесные связи с главой столичного стройкомплекса Маратом Хуснуллиным.

- Сделки по покупке "Олимпийского" и здания на Варварке нельзя провести не имея связей на самом верху столичной мэрии, - отмечают они. - А о том, что на таких сделках чаще всего зарабатывают и инвесторы, и чиновники, продающие госсобственность, известно всем.

В последнее время следственные органы тщательно следят за значимыми госпроектами, где проходят миллиарды бюджетных средств. Напомним, что генподрядчиком строительства "Зарядья" является компания "Мосинжпроект". Весной этого года произошло событие, которые, отразилось и на бизнесе Шумкова.

В апреле начальник управления строительства АO «Мосинжпроект» — головной организации по строительству и проектированию столичной подземки — Андрей Архангельский был задержан при получении взятки в 5 млн рублей. По версии следствия, он получил деньги от одного из субподрядчиков строительства станции метро «Котельники». В совет директоров компании входит лично глава столичного строительного комплекса, вице-мэр Марат Хуснуллин.

- Хотя дело по которому взяли Архангельскому было всего на 5 млн., это не отражает значимости факта ареста менеджера "Мосинжпроекта". Он курировал многие ключевые проекты и его задержание повлияло на взаимоотношения городских властей и близких к ним инвесторов, в том числе и Шумкова. - предполагает источник в мэрии. - Видимо, с арестом Архангельского вся система была нарушена. Бизнесмен должен был исполнять контракты, но денег не было. Активы на десятки миллиардов рублей оказались совершенно неликвидными. Продать их он не мог, а на их реализацию не было средств.