Карасев рассказал, каким может быть «турецкий ответ» России
07.12.2015 16:19

Сейчас российско-турецкое противостояние в основном разворачивается на информационном уровне, развиваясь, конфликт будет носить гибридный характер – такое мнение в комментарии изданию «ГОРДОН» высказал политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

«Очень вероятно, что конфликт России и Турции будет обостряться и приведет к охлаждению дипломатических отношений, сворачиванию торговых связей, активизации пропагандистских усилий, а также усилению разведывательной и диверсионной деятельности обеими сторонами», – считает эксперт.

По его мнению, Россия и Турция борются, в первую очередь, за влияние на территории Ближнего Востока.

«Борьба идет, прежде всего, за влияние в Сирии, Ираке, а также Курдистане (этногеографическая область в Передней Азии, в пределах которой большинство населения составляют курды, стремящиеся к созданию собственного государства. – «ГОРДОН»), территории которого есть в этих странах и в Турции.

Россия будет делать ставку на курдов, чтобы этот болезненный для турок вопрос стал для них фактором дезинтеграции. Кстати, во многом благодаря нейтралитету России, которая не поддержала курдское сопротивление в 1990-х годах, Турция смогла тогда его подавить», – напомнил политолог.

Он предполагает, что Россия попытается использовать курдский вопрос для расшатывания турецкой государственности.

«Турция не останется в оборонительной позиции и будет принимать контрмеры. Косвенно Украина может стать бенефициаром в углубляющемся российско-турецком конфликте: вопрос возвращения Крыма может получить второе дыхание. Ведь на Западе крымский вопрос начали выводить за скобки для частичного восстановления отношений с РФ. Турция не только член НАТО, но и имеет статус кандидата в члены Евросоюза, она может вновь придать публичный статус крымской теме в международной повестке дня», – считает Карасев.

«Крымскотатарский Меджлис получает негласную поддержку от турецких политиков, которая может усилиться благодаря конфликту с Москвой. Не думаю, что деоккупация Крыма станет главным вопросом, но будет составной частью турецкого ответа России», – добавил он.

По мнению политолога, Турция также может активизировать свое влияние на Кавказе.

«Турция всегда помогала боевикам на Кавказе, не в открытую, не полномасштабно, но там они лечились, проходили переподготовку. В ответ на активизацию Россией курдской стратегии турки могут поддержать диверсионное подполье на Кавказе», – сказал он.

«В 1990-е годы Азербайджан рассматривался как один из ключевых союзников Турции в Средней и Центральной Азии для создания так называемого большого тюркского пространства вместе с узбеками, казахами и киргизами. Все эти народы родственные – тюркоязычные, в отличие от таджиков, которые являются частью народа персов. Сейчас Анкара может усилить стратегическое партнерство с Баку. Ранее Азербайджан был одним из ключевых элементов в противостоянии Турции с Ираном», – подчеркнул эксперт.

По его прогнозам, российско-турецкий конфликт может способствовать дестабилизации Кавказа.

«Турция может усилить противостояние Азербайджана и Армении и разморозить конфликт в Нагорном Карабахе (Нагорный Карабах, населенный преимущественно этническими армянами, заявил о своем выходе из Азербайджана в конце 80-х годов, после чего в регионе начались масштабные боевые действия. С 1994 года здесь действует соглашение о перемирии, самопровозглашенную независимость Нагорного Карабаха не признает ни одно государство мира. – «ГОРДОН»), переговоры об урегулировании которого, кстати, проходили в Минске. Такой сценарий имеет если не 100-процентную, то очень высокую вероятность. Россия сейчас предпринимает серьезные усилия, чтобы Азербайджан остался хотя бы на нейтральной позиции», – сказал Карасев.

По его мнению, в Кремле понимают, к каким последствиям может привести обострение отношений с Анкарой, именно поэтому президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании не упомянул никаких конкретных мер, которые могут быть предприняты против Турции.