Нефтяные переговоры в Дохе провалились: цены замерли в ожидании
18.04.2016 08:06
Переговоры, длившиеся в Дохе около шести часов, завершились без подписания соглашения. Источник Reuters сообщил, что страны ОПЕК заявили партнерам по переговорам, которые не входят в нефтяной картель, что намерены сначала добиться единого решения внутри организации на саммите, который пройдет в июне.

После этого возможна еще одна встреча с представителями государств, не входящих в ОПЕК, в том числе и с Россией, передает РБК.

Министр энергетики и промышленности Катара Мухаммед бен Салех аль Сада заявил, что участники переговоров пришли к выводу, что им требуется больше времени для дискуссии, сообщает Bloomberg. Он указал, что ситуация на рынке улучшилась с первой встречи с участием Саудовской Аравии, России и Венесуэлы, которая прошла в середине февраля.

По данным Bloomberg, камнем преткновения в ходе переговоров стал вопрос, следует ли распространять действие соглашения на Иран, представитель которого не приехал в Доху. На этом настаивала в частности Саудовская Аравия. В результате договориться по этой теме так и не удалось.

Отвечая на вопрос, не лежит ли вина за срыв договоренностей на Иране, катарский министр энергетики сказал, что «заморозка была бы более эффективной, если бы к ней присоединились все основные производители».

Переговоры, которые должны были начаться утром в воскресенье, в итоге стартовали около 15:30 мск. За это время участники переписали первоначальный проект соглашения. Как указывало агентство Reuters, из нового документа исчез пункт о январском уровне добычи, речь в переработанной версии соглашении шла о замораживании добычи нефти «на приемлемом уровне» всеми членами ОПЕК и другими главными производителями. Новый проект в результате выглядел настолько размытым, что собеседник Reuters из ОПЕК заявил, что «не уверен, можно ли это назвать заморозкой».

Первоначальный проект соглашения предусматривал заморозку добычи нефти до 1 октября 2016 года на уровне января 2016 года. Для проверок соблюдения исполнения договоренностей предусматривалось создание специальной надзорной комиссии.

В переговорах участвовали 18 стран — 11 из 13 членов ОПЕК (в Доху не приехали представители Ливии и Ирана), а также Россия, Казахстан, Азербайджан, Бахрейн, Колумбия, Мексика и Оман.

Постоянный представитель России при ОПЕК Владимир Воронков заявил агентству «РИА Новости», что переговоры между Москвой и картелем по заморозке добычи, возможно, продолжатся. «Вопрос очень сложный, чтобы согласовать позиции стран, нужно дополнительное время», — сказал он.

По словам старшего аналитика Sberbank CIB Валерия Нестерова, цена на нефть по итогам переговоров в Дохе опустится вниз при любом сценарии, но не упадет ниже $30 за баррель. Он указал, что фактор Ирана при подготовке соглашения сильно преувеличен: несмотря на объявленные его чиновниками планы по наращиванию добычи нефти до 4 млн баррель в сутки и росту экспорта нефти, нарастить вывоз нефти существенно ему будут мешать действия конкурентов. Нестеров также назвал провал переговоров в столице Катара ударом по имиджу ОПЕК, не изменившему позицию по итогам последний событий на рынке.

Перед началом саммита Сбербанк CIB выпустил обзор, в котором указывалось, что неудача переговоров в столице Катара негативно повлияет на стоимость нефти и курс рубля. «Если переговоры в Дохе терпят неудачу, стоимость Brent может упасть до $35 за баррель или ниже, а доллар будет стоить 70–75 руб.», — говорилось в обзоре Sberbank CIB. Схожие оценки давали и аналитики Bank of America Merill Lynch и Saxo Bank.

По мнению Александра Назарова из Газпромбанка, отсутствие соглашения в Дохе приведет к корректировке цен на нефть в сторону снижения до 40 долл за барр. «Катастрофы и обвала цен не будет, так как рынок не исключал провала переговоров в Дохе», — считает он. По его мнению, переговоры будут продолжены, но стороны смогут прийти к согласию по формулировкам документа только все вместе. Россия, скорее всего, займет позицию наблюдателя и присоединится к договоренностям, если будет понятно, что их поддержит весь ОПЕК.

По словам нефтегазового аналитика Максима Авербуха​, с момента первого обсуждения «заморозки» добычи 16 февраля нефть выросла в цене примерно на 5 долларов. За это время России экспортировала около 400 млн. баррелей нефти и нефтепродуктов и принесла дополнительную выручку в размере $2 млрд. «Министр энергетики Александр Новак не только на 2 месяца застраховал страну от снижения цены на нефть, но и заработал для нее целых 2 миллиарда долларов. В ситуации непробиваемой позиции Ирана и вытекающей из нее позиции Саудовской Аравии большего добиться было просто невозможно», — сказал Авербух.