Страшная сила: почему корейские школьницы ложатся под нож пластических хирургов?
05.12.2018 19:03

Южная Корея за последние 10 лет стала мировым лидером по числу пластических операций. Эта страна славится тем, что клиники пластической хирургии в некоторых районах Сеула встречаются так же часто, как и кофейни, а сами операции стали настолько будничными, что такую «процедуру» могут подарить на праздник, сделать условием при оформлении на работу и даже разрешить школьнику.

EtCetera выяснял, что заставляет жителей одной из самых успешных стран мира ложиться под нож.

ДВА МИРА. Если пройтись по улицам Сеула или любого другого южнокорейского города, можно увидеть два очень разных типа людей. Первый тип – на рекламных плакатах, в музыкальных клипах и дорамах (так называются корейские сериалы). Это светлокожие молодые люди с миниатюрными лицами и почти европейским разрезом глаз. Второй тип людей вы встретите непосредственно на улицах. Это типичные азиаты – с оливковым цветом кожи, округлыми лицами и черными волосами.

Никакого чувства противоречия такое положение ни у кого не вызывает. Звезды шоу-бизнеса, улыбающиеся с плакатов и экранов – это эталон красоты, которому следует подражать. Они же демонстрируют, что есть относительно простой и доступный способ этого эталона достичь. Для этого нужно сделать несколько пластических операций, нанести правильный макияж и модно одеться.

Именно поэтому реклама пластики в Южной Корее – на каждом шагу. И позиционируется она как «шаг к лучшей жизни». Якобы именно из-за плохой внешности у человека не складываются отношения и нет хорошей работы. А если у вас будет лицо как у k-pop-исполнителя (k-pop – корейская популярная музыка – EtCetera), то тогда «все наладится».

Внешность в Южной Корее – это не просто инструмент самовыражения. Даже наоборот, как раз самовыражение (пирсинг, тату, экстремальные прически) здесь не приветствуется. Необходимо и важно соответствовать неким стандартам, которые задает экран – актеры кино и рекламы, певцы. Корейцы не признают бодипозитив и естественность в том варианте, в котором подразумевают ее европейцы, – натуральный цвет кожи и волос, отсутствие макияжа, слегка небрежная прическа. Именно последствия хирургических вмешательств здесь преподносятся как проявления естественности. А если вы не стремитесь усовершенствовать свой внешний вид, то это значит, что вы «не стараетесь».

ГЛАЗА, НОС И ПОДБОРОДОК. Корейцы, судя по числу пластических операций на глазах (их, по статистике, делают около 70% пациентов пластических хирургов), не любят свой разрез глаз. Они считают, что гораздо привлекательнее – большие глаза с двойным веком (со складкой на верхнем веке, которая чаще всего у азиатов от природы отсутствует).

Маленькие слегка приплюснутые носы корейцы тоже исправляют, делая их более прямыми.

Завершает «корейский пакет» операция по изменению овала лица – подбородок делают более вытянутым, придавая ему форму буквы «V».

Стоимость таких операций относительно невысокая (по сравнению с ценами в США и Европе). Например, прооперировать веки можно всего за 1 тыс. долларов при средней зарплате по стране – 3,5 тыс. долларов.

Но если на пластику не хватает денег или решительности, то на помощь приходит макияж и различные уловки. Сегодня в тренде – цветные линзы с радужкой большего размера и «припухлось» под глазами, которая создается искусственно, при помощи специальных самоклеек и теней. Такими же самоклейками корейцы исправляют овал челюсти. Сделать лицо визуально более узким помогает также прическа. А «правильный» нос формируют при помощи большого количества косметических средств – это напоминает нанесение театрального грима.

СВЕТЛАЯ КОЖА. Корейцы стремятся всячески отбелить кожу. На это работает вся косметическая индустрия страны. Компоненты по осветлению кожи входят во многие продукты: от мыла до масок для лица. Не говоря уже о тонерах, кремах и эссенциях. У некоторых производителей есть даже специальные ватные диски, которые способствуют достижению более светлого тона кожи.

Поэтому корейцы не загорают на пляжах, а для защиты от городского солнца используют кремы, кепки, защитные маски и одежду с длинным рукавом. Излишне темный тон кожи в Южной Корее – это признак низкого социального статуса. Он напоминает о тяжелой физической работы в поле.

Кроме цвета, важно также состояние кожи. Мимические морщинки, следы от прыщей (тем более – сами прыщи) могут стать серьезным препятствием для комфортного пребывания в обществе. Тут уже в ход идут не только косметические, но и медицинские процедуры.

ПО-ДЕТСКИ. Миниатюрные лица, большие невинные глаза, маленькие, но выделяющиеся губы создают детский образ. Даже если парню или девушке уже больше 20 лет, такой внешний вид не вызовет недоумения. Наоборот, «детское» лицо и умение делать эгьё (детская манера говорить и жестикулировать – EtCetera) вызывает у корейцев умиление и восхищение. Таких кандидатов быстрее возьмут на работу, например, в сфере обслуживания.

И МАЛЬЧИКАМ, И ДЕВОЧКАМ. Стереотип о том, что косметика и операции красоты – это женская вотчина, в Южной Корее давно разрушен. Внешность в стране одинаково важна как для женщин, так и для мужчин. Корейские парни также являются пациентами пластических хирургов, посещают салоны красоты, активно используют косметику.

Это связано не только с конкуренцией за рабочие места и давлением экранных эталонов – на ситуацию также влияет «демографический перекос». Мужчин в Южной Корее больше, чем женщин. Соответственно, найти себе пару им сложнее. Чтобы выдержать конкуренцию на личном фронте, нужно иметь максимум преимуществ – хорошее образование, высокооплачиваемую работу и симпатичное лицо.

СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ. В Южной Корее принято всячески подчеркивать особенности внешности собеседника. Если человек красив, то ему обязательно скажут об этом, сравнивая его с какой-то местной звездой. Если некрасив, то тоже не упустят шанса упомянуть об этом, посоветовав как-то это исправить. Возраст в этом вопросе значения не имеет, даже если речь идет о ребенке «детсадовского возраста». Такое давление заставляет родителей очень рано задумываться о будущем своих детей. Если ребенок как-то связан с кино- или рекламной индустрией, то тут почти нет альтернативных вариантов – в подростковом возрасте его ждет стандартный набор операций по усовершенствованию внешности. Но даже обычные дети из-за общественного давления и ради улучшения своих шансов в жизни ложатся под нож. В Южной Корее пластика для детей не запрещена. Нужно только разрешение родителей.

Нередкими в Южной Корее становятся подарки подростку ко дню рождения в виде оплаты операции на веках. Именно поэтому, по данным 2016 года, около 15% всех пластических операций в стране делали подростки в возрасте до 18 лет. И, по мнению социологов, эта цифра будет расти.

СОПРОТИВЛЕНИЕ. В 2018 году корейские бьюти-блогеры, наконец, выразили протест против навязывания культа красоты и морального давления на молодежь. Они начали «движение сопротивления» под названием «Escape the corset» («Побег от корсета»). Парни и девушки начали показывать свои лица без макияжа, смывая косметику перед камерой, уничтожать косметические средства, рассказывать свои истории, связанные с неприятием их естественного внешнего вида близкими и коллегами. Несмотря на громкие заявления в социальных сетях, на общую картину в стране движение за естественность никак не повлияло. Производители косметики не ожидают снижения продаж, а хирурги – уменьшения потока пациентов. Все-таки «культ красоты» в Южной Корее слишком распространен, а внешний вид слишком активно влияет на положение людей в обществе, чтобы корейцы могли позволить себе этим пренебрегать.