Ответная реакция
27.05.2004 10:54
...по ст. 383/2 Уголовного кодекса Украины (распространение заведомо неправдивой информации о совершении преступления с искусственным созданием доказательств обвинения и в корыстных целях).

Тимошенко также обратилась в суд с иском против некоторых средств массовой информации, которые распространяют материалы относительно нее, не соответствующие действительности и демонстрирующие сфальсифицированные, смонтированные материалы, прибегая при этом к комментариям, которые наносят ущерб ее политической репутации…

Началась эта история, успевшая получить в некоторых кругах название "Тимошенкогейта", 18 мая, когда в украинском информационном пространстве засветилось имя Владимира Боровко. Человек, представившийся этим именем, назвал себя помощником Юлии Тимошенко и поделился с окружающими своими страхами относительно того, что ему и его семье угрожает опасность. Источником этой опасности якобы стала Юлия Владимировна.

Собравшимся на пресс-конференцию в информагентстве УНИАН журналистам этот человек поведал, что в своё время лидер БЮТ дала ему 125 тысяч долларов "для того, чтобы заплатить должностным лицам, чтобы решить вопрос об освобождении из СИЗО" экс-руководителей корпорации "Единые энергетические системы Украины" Геннадия Тимошенко и Антонину Болюру. Когда же Боровко не смог выполнить указания начальницы, она стала требовать от него "вернуть эти деньги".

Однако этим противозаконные поручения, якобы выдаваемые Юлией Владимировной своему помощнику, не исчерпались. По словам Боровко, Тимошенко:

– якобы просила его собрать компромат на президента Кучму, главу его Администрации Медведчука, премьер-министра Януковича и вице-премьера Азарова в виде различных видео- и аудио материалов. По его словам, за хорошие материалы она обещала заплатить 500 тыс. долларов;

– в 2003 году якобы попросила его реализовать схему, по которой на имя Леонида Кучмы и его родственников через подставных лиц должны были быть открыты валютные счета для перечисления денег в валюте из стран Ближнего Востока. Со временем эти счета должны были подтвердить причастность главы государства к продаже оружия;

– обратилась к нему с просьбой организовать покушение на саму себя. Это должен был быть или выстрел снайпера, или взрыв, после которого Леди Ю. чудом бы осталась жива. Потом это планировалось представить как ошибку преступника в организации покушения, а обвинения во всем легли бы на украинское руководство.

Вот такой впечатляющий список получился.

В подтверждение своих слов г-н Боровко представил соответствующую видеозапись, на которой, по его словам, запечатлена встреча Юлии Тимошенко с ним и еще одним человеком, которого он по какой-то причине не назвал. Запись оказалась нечеткой, и слова присутствовавших на ней лиц практически невозможно было разобрать. Разве что реплики женщины, похожей на Тимошенко, носили требовательный характер.

Через несколько минут после того, как испуганный помощник покинул помещение УНИАН в сопровождении охраны, там, словно в хорошем спектакле, появилась сама Юлия Тимошенко. Она сообщила, что ей рассказали об "этой провокации", и она решила незамедлительно приехать. Комментируя заявления своего помощника, Юлия Владимировна назвала все, что сказал Боровко, "абсолютной неправдой", "продолжением предвыборной кампании" и провокацией: "Безусловно, это провокаторы. Я уверена, что это провокация Медведчука и его команды", – сказала Леди Ю.

Любопытно, что ответить на вопрос журналистов о том, есть ли среди ее помощников человек с фамилией Боровко, Юлия Владимировна не смогла: "Я не могу сказать, помощник он или нет. У нас более 30 помощников. Есть помощники, которые оформлены на госслужбу. Сейчас круг помощников очень широк". Но она пообещала все лично проверить. Уж проверила она или нет, неизвестно, но дополнительной информации по этому поводу так и не поступило.

Тимошенко также смогла объяснить суть того, что представлено на видеокассете, любезно оставленной её помощником. Она не стала отрицать того, что встречалась с двумя мужчинами в указанном на видеоплёнке месте. Однако, по её словам, это была встреча с людьми, якобы имеющими информацию по делу об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе, которая состоялась около месяца назад на "нейтральной территории": "Речь шла о Гонгадзе. Эти обстоятельства, эта комната... Я пыталась помочь по делу Гонгадзе".

В тот же день свое заявление по этому поводу распространила и партия "Батьківщина", которую возглавляет Юлия Владимировна. Она назвала эту информацию "глупой и дилетантской провокацией", сделанной "наспех Администрацией президента и силовыми структурами после того, как суд в США отменил абсолютно все обвинения в отношении Тимошенко и фактически признал, что кампания репрессий по отношению к ней, ее семье, близким и родственникам, была исключительно политической и заказной".

Кто в данном случае говорит правду, установить не представляется возможным, ибо мы не располагаем данной записью. Впрочем, видимо, для таких, как мы, позавчера на одном из самых известных российских бесплатных серверов чьей-то заботливой рукой был размещён аудиофрагмент этой встречи с текстовой расшифровкой. В размещённом на сайте "Юлия Тимошенко решает проблемы" материале речь идёт якобы о возвращении помощником денег, выданных на освобождение Геннадия Тимошенко и Антонины Болюры.

Вот фрагмент из этого разговора. Буквой "Ж" обозначается женщина, похожая на Юлию Тимошенко, буквой М1 – Владимир Боровко:

Ж: - Давай мы вообще не обсуждаем. Давайте. Это сейчас не тема разговора. Речь идет о том, что была твердая договоренность, что я, достаточно рискуя, решаю вопрос вперед. И если что-то не получается, в полном объеме возврат. Вот на этих условиях в 1 раз было передано и второй раз.

М1: - Когда везет меня на этих судей. Я ставлю вопрос точно так, как вы и говорите. Они говорят: "Подожди. Ну, скажи мне, пожалуйста, ну как сейчас стоит вопрос. Один раз, второй раз? Мы что, вообще ничего не делаем? Мы за первый раз".

Ж: - Кто мы? Так, извините, пожалуйста, передо мной ни раз этот вопрос не ставился. И больше того, я говорила о том, что то, что я передаю вам, я передаю исключительно для решения вопроса. Исключительно. Это изначально было оговорено без каких-либо…

И так на протяжении 6 с лишним минут. После чего любезный аноним сообщает посетителям, что на этом печатание материалов не оканчивается – "продолжение следует". В этой связи возникает, как минимум, два вопроса. Во-первых, каким образом можно установить, что представленная на сайте аудиозапись соответствует видеозаписи, предоставленной Боровко? Во-вторых, можно ли из этих обрывочных полуфраз создать какую-либо объективную картину происходящего? Разве что интуитивно.

Впрочем, не нам это решать. 19 мая Генеральная прокуратура Украины, рассмотрев заявление Владимира Боровко, возбудила уголовное дело против Юлии Тимошенко по части 2 статьи 15, части 1 статьи 369 Уголовного кодекса Украины по признакам намерения дать взятку. Также, согласно ходатайству прокурора, который поддерживает обвинение в суде по уголовному делу относительно Болюры и Тимошенко, суд решил изменить Антонине Болюре меру пресечения с подписки о невыезде на содержание под стражей. Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, это связано с тем, что Болюра неоднократно уклонялась от явки на судебные заседания.

Так что сегодняшнее (26 мая - ред.) заявление Юлии Тимошенко в Генпрокуратуру и её иск в суд стали лишь ответной реакцией на всё происходящее. И необходимо отметить, что в юридическом плане представленные г-ном Боровко материалы могут сыграть как раз на руку Юлии Владимировне. Как ни странно, но на её стороне сегодня и видео-, и аудиозаписи, которые сами по себе не могут являться доказательствами вины ввиду их несанкционированности (а уж с таким качеством и подавно), и при этом производились и публиковалась без ведома и согласия на то Тимошенко.

Тем более что прецеденты решения судебных дел в её пользу уже есть. Так, буквально на следующий день после оглашения г-ном Боровко своих сенсационных признаний, Шевченковский районный суд Киева удовлетворил иск Юлии Тимошенко к Национальной телерадиокомпании Украины и автору программы "Казна Государства". Судом были признаны недостоверными сведения, распространенные на УТ-1 о будто бы незаконном перечислении за границу Юлией Тимошенко около миллиарда долларов. Суд обязал НТКУ предоставить Тимошенко эфирное время на УТ-1 для опровержения недостоверных сведений, которые позорят ее честь и достоинство.

Однако если с юридической стороны всё выглядит не так уж и плохо, то по репутации Юлии Владимировны нанесён серьёзный удар. Именно её сегодня необходимо спасать. Видимо, поэтому она и подала в суд на "некоторые СМИ", которые "наносят ущерб ее политической репутации". Так что прав был неизвестный автор компрометирующего сайта – продолжение действительно следует.


Кирилл Баранов
Версии.com

***

А вот еще одна точка зрения на разворачивающиеся события.

Иван Дубников. Тимошенко вспомнила пословицу "Доносчику первый кнут"

    "Партактив"

    Юлия Тимошенко совершила удивительно странный поступок: она обратилась в Генеральную прокуратуру Украины с предложением возбудить уголовное дело в отношении Владимира Боровко.


    Об этом сообщила сегодня (26 мая - ред.) пресс-служба лидера БЮТ, уточнив, что Юлия Тимошенко лично подала заявление в ГПУ с предложением привлечь г-на Боровко к уголовной ответственности по случаю наличия в Уголовном кодексе Украины статьи за номером 383/2.

    Потом из ГПУ, если верить той же пресс-службе, г-жа Тимошенко пошла в суд, где подала иски "против некоторых средств массовой информации, которые распространяют о ней материалы, которые не соответствуют действительности и демонстрируют сфальсифицированные, смонтированные материалы и используют предубежденные комментарии, что наносит ущерб ее политической репутации".

    Кстати, о "предубежденных комментариях". Издание "Украинская Правда", традиционно выступающее медиа-адвокатом политической деятельности Юлии Тимошенко, сообщая заявление пресс-службы лидера БЮТ, уже в третьем абзаце своего сообщения не удержалась от милой опечатки, как бы свидетельствующей об успешности похода Тимошенко в ведомство Геннадия Васильева.

    "В среду Юлия Тимошенко подала заявление в Генеральную прокуратуру Украины о возбуждении уголовного дела относительно Боровко, который назвался её помощником.


    Об этом сообщила пресс-служба Блока Юлии Тимошенко.


    Уголовное дело возбуждено по статье 383/2 Уголовного кодекса Украины (распространение заведомо неправдивой информации о совершении преступления с искусственным созданием доказательств обвинения и исходя из корыстных мотивов)", написала "Украинская Правда
    ".
    http://www2.pravda.com.ua/ru/archive/2004/may/26/news/7.shtml

    Разумеется, никакое дело еще не возбуждено просто потому, что это юридически невозможно. Возбуждена не иначе как "Украинская Правда", которую, впрочем, следует поблагодарить хотя бы за расшифровку загадочной статьи 383/2 и избавление авторов "Партактива" от необходимости искать эту статью в Уголовном кодексе Украины.

    Итак, более смешного поступка Тимошенко совершить просто не могла как с точки зрения юридической, так и политической. Вследствие его совершения, пресловутые "предубежденные комментарии" и "ущерб ее политической репутации" становятся абсолютно неизбежными.

    Рассмотрим ситуацию юридически. Помощник Тимошенко Владимир Боровко получает от нее задание дать взятку судьям Верховного Суда Украины (наряду с другими фактически криминальными заданиями, от упоминания которых мы, в данной статье, воздержимся). В ходе выполнения задания он тратит сумму денег, превышающую пожизненный доход среднестатистического украинца. Задание не выполнено.

    Тимошенко требует от него возврата денег в полном объеме, но не только тех, которые были предназначены для самой взятки, но и восполнения всех сопутствующих трат по выходу на судей ВСУ. Боровко понимает, что денег у него нет, достать их негде, и пробует объяснить это Тимошенко. Тимошенко отказывается что-либо понимать и начинает угрожать. Боровко некоторое время находится в ситуации выбора, после чего идет "сдаваться" правоохранительным органам.

    Чтобы идти не с пустыми руками, он записывает на видео и предоставляет следствию один из своих разговоров с Тимошенко, из которого следует: а) причастность Тимошенко к попытке подкупа судей; б) твердые намерения Тимошенко выбить из Боровко деньги. Это то, что представляет юридический интерес.

    Генеральная прокуратура Украины сочла доказательства и свидетельства, предоставленные Боровко, достаточными для возбуждения уголовного дела по факту попытки подкупа судей и незамедлительно открыла очередное дело на Юлию Тимошенко. Боровко же, по украинскому законодательству, освобождается от уголовной ответственности по указаннной статье ввиду своего добровольного сотрудничества с органами и переквалифицируется в свидетеля.

    Это очень важный пункт – о признании доказательств. Никто же, кроме самого Боровко и ГПУ, не знает, когда конкретно он пошел "сдаваться". И на основании каких доказательств возбуждалось уголовное дело? В смысле, не была ли видеозапись, фрагменты которой были предъявлены журналистам 18 мая, сделана специалистами ГПУ, что автоматически делает ее аутентичной?

    Уже другой вопрос – записывал ли Боровко Тимошенко самостоятельно, похищал ли какие-то письменные документы у нее, и т.п. Факт остается фактом – ГПУ просто так, по устному свидетельству одного человека, вряд ли бы возбудила уголовное дело. Значит, есть серьезные доказательства. Значит, аутентичность пленки Боровко подтверждена по определению. И ее справедливей было бы назвать не "пленкой Боровко", но "пленкой Генпрокуратуры".

    Что в сумме? Боровко – освобожден от обвинений, пленка – собственность ГПУ. Следовательно, если доказательства сфабрикованы, то обвинения Тимошенко должны быть направлены в адрес Генеральной прокуратуры, поскольку Боровко к конкретной ситуации не имеет никакого отношения. Таким образом, с юридической точки зрения, Тимошенко обвиняет не Боровко, а Генеральную прокуратуру.

    Если рассматривать ситуацию политически, то выглядит она еще более нелепо. Начиная с 18 мая, когда у Тимошенко случилась импровизированная пресс-конференция прямо в "Униане", лидер БЮТ ни разу не сделала ни одного внятного заявления о том, является ли видеозапись, продемонстрированная Боровко, и ее содержимое – истинным.

    Тимошенко то признавала Боровко своим помощником, то, устами Турчинова, открещивалась от этого. Тимошенко признавала декорации, где происходила видеозапись, но утверждала, что разговор был не о взятках, а о Гонгадзе. Тимошенко забывала о Гонгадзе и говорила общие слова о провокации. В общем, много чего сказала Юлия Тимошенко с 18 мая, но четкого и внятного заявления "да, это было" или "нет, этого не было" она не произвела.

    Таким образом, действо 26 мая, выраженное подачей прошения о возбуждении уголовного дела по статье 383/2 , является первым политическим заявлением лидера БЮТ Юлии Тимошенко, что ничто из заявленного Боровко не соответствует действительности, а сам он действовал из корыстных побуждений.

    Если посмотреть на это заявление с точки зрения, что в нем самом является действительностью, так это точно, что Боровко действовал из корыстных побуждений. Он, натуральным образом, спасал себя от разборок, которые бы ему гарантированно устроила лидер БЮТ. И за то, что он сделал выбор (быть "сексотом" или трупом) в пользу "сексота", никто не может его осудить. И своим заявлением про корыстные побуждения Тимошенко еще раз напоминает об этом широкой украинской общественности.

    Спрашивается, а какие еще могут быть комментарии у здравомыслящих украинских журналистов, кроме как "предубежденные", если сама Юлия Тимошенко ведет себя таким образом? Неужели она в самом деле думает, что ее детское "Доносчику первый кнут", облеченное в форму прошения к ГПУ о деле в адрес Боровко, может быть кем-то услышано иначе? Ну, "Украинской Правдой" разве что…