Ющенко начал новую топливную войну. На этот раз с Тимошенко?
05.03.2009 15:26
4 марта Тимошенко отправилась в Париж - президент Франции Николя Саркози пригласил ее на встречу. В Секретариате президента, должно быть, решили: таким образом премьер начала свою президентскую кампанию. И, видимо, были правы... Потому что в тот же день на вопрос корреспондента французской газеты Le Monde: «Что может помешать вам стать президентом?» - Тимошенко, смеясь, ответила:

- Ничто!

И добавила:

- Для поддержки на президентских выборах мне совершенно не требуется поддержка Москвы...

Может, Леди Ю ошибалась? Как раз, когда премьер отбыла за кордон, в СБУ начали «копать» под Гостаможню, «Нафтогаз» и ее сторонников в правительстве.

Поздно вечером 3 марта СБУ арестовала замначальника энергетической таможни Гостаможенной службы Тараса Шепитько. Стал известен и повод - растрата денег. По заявлениям руководства СБУ, Шепитько причастен к растрате огромной суммы - 7 миллиардов гривен. Украл их, по версии следователей, он не сам.

Вчера днем зампредседателя СБУ Валерий Хорошковский заявил:

- Мы накрыли серьезную группу должностных лиц, включая руководство правительства, осуществлявших незаконный оборот средств.

К слову, уголовное дело по поводу коррупции в высших эшелонах исполнительной власти (даже по официальной версии) завели всего за два дня до визита Тимошенко в Париж, 2 марта.

Руководители Кабмина, упомянутые в заявлении Хорошковского, - это не оговорка. С самого начала несложно было предположить, что арест Шепитько является чисто техническим и вслед за этим начнутся куда более серьезные разбирательства. И действительно, вчера в 12 часов 30 минут вооруженные до зубов бойцы спецподразделения СБУ «Альфа» в масках и с оружием наперевес ворвались в офис НАК «Нафтогаз України».

- Они просто перепрыгнули через турникеты, оттолкнули охрану и вошли в здание! - взволнованно рассказала журналистам заместитель юрдепартамента «Нафтогаза» Лариса Колесник. - Всего их было около 20 человек...

Операции СБУ помешал сердечный приступ бухгалтера

В первый момент сотрудники офиса «Нафтогаз України» даже не поняли, с кем имеют дело.

- Пять или шесть захватчиков сразу заблокировали кабинет заместителя главного бухгалтера Марины Кушнир, - продолжает Лариса Колесник. - А остальные пошли в актовый зал, где находились бухгалтерские документы «Нафтогаза України». Объяснять нам, кто они и что здесь делают, эти люди отказались. И лишь позже выяснилось - это сотрудники Службы безопасности.

По словам пресс-секретаря «Нафтогаза України» Валентина Землянского, поводом для вторжения правоохранителей якобы являлся тот факт, что замглавбуха компании Марина Кушнир не явилась на допрос в СБУ, поэтому следователь решил доставить ее туда под конвоем.
- Но это неправда! - горячится Валентин Землянский. - Позавчера Кушнир провела на допросе четыре часа и сегодня собиралась идти туда. Показывала нам повестку, которую ей вручил следователь...

Увидев ворвавшихся в кабинет бойцов «Альфы», Кушнир, видимо, перенервничала. У женщины резко поднялось давление, ей пришлось вызывать «скорую».

Около 13 часов появились народные депутаты от фракции Блока Юлии Тимошенко.

Они попытались пройти к актовому залу, но столкнулись там с сотрудниками СБУ. Между ними произошла потасовка: народные избранники пытались сорвать с бойцов «Альфы» маски. А те били депутатов по ногам. Впрочем, схватка продолжалась всего пару минут.

Сначала по громкоговорителю выступил первый зампредседателя НАК «Нафтогаз України» Игорь Диденко, который призвал работников выполнять свою работу, сохранять спокойствие и поблагодарил всех сотрудников компании за понимание. А потом сотрудники СБУ вынесли из зала документы и увезли их.

Приблизительно в 14.15 врачи вывели из кабинета чрезвычайно бледную Марию Кушнир. В сопровождении четверых сотрудников СБУ ее повезли на «скорой» в кардиологическое отделение больницы N12. У женщины якобы гипертонический криз.

Когда готовился этот материал к печати, несколько сотрудников СБУ все еще продолжали находиться в актовом зале компании. Они продолжали выемку документов и изучали их.

Правда, вечером стало известно - Шевченковский суд Киева временно запретил СБУ проводить следственные действия как в отношении «Нафтогаза», так и в отношении Тараса Шепитько.

Стороны успели обменяться любезностями

Что же произошло в офисе «Нафтогаза України»? Об этом мы спросили у пресс-секретаря СБУ Марины Остапенко:

- Никакого захвата офиса компании не было. Наша следственно-оперативная группа действовала в рамках расследования уголовного дела - изымала документы. А бойцы «Альфы» охраняли следователей, потому что ранее некоторые высокопоставленные чиновники и народные депутаты уже пытались заблокировать работу по этому делу, в частности, 3 марта. Все эти факты мы задокументировали. Ведь оказывать препятствие следственным действиям запрещено законом.

Еще 2 марта СБУ возбудила уголовное дело по факту завладения группой должностных лиц 6,3 млрд кубометров транзитного природного газа на сумму более 7,4 млрд гривен. А уже на следующий день в рамках следственных действий был задержан в качестве соучастника преступления заместитель начальника отделения Энергетической региональной таможни. О чем, видимо, сразу доложили премьер-министру Юлии Тимошенко. Во всяком случае уже утром 4 марта она прокомментировала действия СБУ.

- Секретариат президента и СБУ готовы идти на самые циничные, незаконные и радикальные действия, - считает Юлия Тимошенко. - В частности, 3 марта политическим репрессиям подвергся сотрудник Энергетической таможни Тарас Шепитько, которого вынуждали растаможить природный газ (11 млрд кубометров) на «РосУкр­Энерго». А он не подчинился...

Компетентно

Владимир Фесенко, политолог, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:

- Не стоит думать о том, кому ситуация выгодна. Речь идет о конфликте: этот спор вокруг «Нафтогаза» стал продолжением нового витка войны между премьером и президентом, начало которому положило вчерашнее увольнение главы МИДа Владимира Огрызко Верховной Радой. А арест одного из сотрудников Энергетической таможни и конфликт вокруг растаможивания газа, на который претендуют и «РУЭ», и «Нафтогаз», - простые перипетии военных действий.

На мой взгляд, демонстративный захват здания «Нафтогаза» - не более чем акция устрашения. Недопустимо, конечно, творить такие вещи, особенно если мы рассчитываем получить очередной транш от МВФ. Фактически «маски-шоу» в среду разрушили все предыдущие шаги по демонстрации стабильности в нашей политической жизни.

Версии

Кто и зачем начал конфликт

Первая версия: в компании «Нафтогаз», Гостаможслужбе и правительстве действительно пытались подзаработать на государственном газе. Это тем более кажется правдоподобным, если учесть, что как раз в эти дни стартовала неформальная президентская кампания Юлии Тимошенко. А выборы - это, как известно, в первую очередь большие финансовые расходы. Правда, сумма кажется слишком внушительной. Неужели никто не испугался, что перемещение таких средств заметят правоохранительные органы?

Впрочем, куда популярнее сейчас другая версия. Скандал вокруг «Нафтогаза» затеяли противники Юлии Тимошенко, чтобы ее дискредитировать. Это уж не говоря о том, что здесь попахивало уголовным делом и отказом в регистрации в качестве кандидата в президенты. Или, по крайней мере, позволяет дестабилизировать ситуацию в стране.

- Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что нападение на «Нафтогаз» происходит как раз накануне дня осуществления расчетов с «Газпромом», - заявил вице-премьер Александр ТУРЧИНОВ. - Это серьезная опасность, которая может привести к срыву расчетов. Если осуществляется арест газа, могут возникнуть проблемы с отоплением украинских городов. И, безусловно, мечта наших оппонентов осуществится, когда они дестабилизируют ситуацию в Украине...

Надеемся, время покажет, что стоит за выемкой документов в компании «Нафтогаз». К слову, когда номер готовился к печати, стало известно: бойцы «Альфы» и следователи СБУ покинули здание нефтяной компании. Причем документов с собой не взяли. Подчинились решению суда?

«Комсомольская правда» в Украине»