Мах на мах, или Почем газ для Украины
21.04.2010 11:55
...теплеют, а наша страна вновь вошла в зону первоочередных интересов Кремля.

Кому-то покажется, что это уж очень пророссийски сказано, но, согласитесь, в числе просителей мы, а не наш северо-восточный сосед. Стоя на украинской независимости после подписания Беловежских соглашений, наша власть так и не смогла определиться - в какую сторону смотреть. При Кравчуке мы размышляли, при Кучме проводили многовекторную политику, стараясь не побить горшки с Россией и надеясь, что «Запад нам поможет». Отметим, что, несмотря на все хиханьки-хаханьки, Леониду Даниловичу это удалось: инвестиции пошли, а газ не дорожал. Более того, мы имели положительное сальдо в торговле с Россией. Время, когда президентское кресло грел Виктор Андреевич, чей взор был четко устремлен на Запад, прошло под знаком «Восток - дело тонкое. И не наше». Отношения с Кремлем достигли своего негативного апогея: «Все пропало, шеф! Все пропало!..»

И вот чуть ли не возрождение. Правда, какой ценой?

Что и почем (украинская версия)

От приезда Дмитрия Медведева в Украину мы, то есть власть, которую мы наделили правами и полномочиями, ждем: «конструктива в отношениях» (никаких запретов и «ужасных акцизов» на украинскую продукцию); новых, красивых и приемлемых цен на газ, которые решат вопрос с бюджетом и состоянием химической промышленности в стране; и денег, то бишь кредитов. У нас там, наверху, полагают, что в связи с тем, что США и Россия договорились между собой о чем-то главном, а Украина заявила о своем желании отдать обогащенный уран, наша страна опять становится интересной. Пусть не «пупом» геополитической игры, но все-таки чем-то особенным. И мы, украинцы, вправе претендовать на некие преференции. Так как ввиду многовековых традиций и географического положения Россия нам ближе, всевышние взоры устремлены именно в ее сторону. И Кремль это прочувствовал. Но, как это зачастую бывает, желания и возможности должны быть сбалансированы.

Что и почем (российская версия)

Россияне, тоже в лице своей власти, обрадовались тому, что за последние пять лет снова узрели не зад, не косу, а лицо Украины. Но радость радостью, а деньги деньгами. Если говорить языком дипломатии, то «российская сторона с удовлетворением отмечает, что Украина, чьей территориальной целостности и независимости Российская Федерация никогда не угрожала, решила придать новый вид и характер межгосударственным отношениям в целях улучшения добрососедства». Витиеватый язык. Но факт остается фактом: мы опять начали разговаривать, а не прислушиваться или просто тупо «становиться в позу». Вот только найдут ли наши дипломаты и уполномоченные лица ту линию разговора, которая устроила бы обе стороны?

Да, Россия, возможно, может снизить нам цену на газ вплоть до 190 долларов за тысячу кубов (некоторые источники даже называют цифру в 175 долларов). Да, Россия предлагает нам пять миллиардов долларов вполне дешевого кредита. Да, Россия может помочь Украине со сбытом оружия. Да, Россия способна защитить Украину, если вдруг что... Но Россия хочет что-то и взамен. Времена братства остались в прошлом - на смену пришел прагматизм в отношениях, и за все это придется платить. Суть вопроса - чем?

По пунктам

1. Снижение цены на газ поможет и гражданам Украины (в плане оплаты ЖКУ), и промышленности (химическая, металлургическая). Но есть и условия! Нет, не контроль над ГТС или подземными газовыми хранилищами. Просто совместное управление.

2. Миллиарды долларов российского кредита помогут отечественной атомной энергетике - мы будем производить больше электроэнергии. Но есть и условия! ТВЭЛы, то есть топливо для наших АЭС, мы будем закупать у России, а не у американской Westinghouse. И кто его знает, не захотят ли российские промышленники заполучить эту станцию, как и все остальные АЭС, как «контрольные пакеты акций».

3. Россия, ныне контролирующая сбыт вооружений чуть ли не в двух третях стран Азии и Африки, вполне может поделиться рынком. Более того, она в состоянии перевооружить нашу армию. Но сможет ли тогда Украина выпускать новое вооружение? Вряд ли. Вся наша оборонная промышленность будет работать под российский заказ. Украине же придется довольствоваться тем, что ей отщипнут.

4. Может быть, мы бы и не потеряли шельф острова Змеиный, если бы на нашей стороне стоял российский Черноморский флот. И разговор о пролонгации Договора о базировании ЧФ в Севастополе вполне возможен между Януковичем и Медведевым.

А что еще?

В плане возможных уступок со стороны Украины россияне видят «общее Азовское море и Керченский пролив»; участие российского бизнеса в приватизации Одесского припортового завода, «Лугансктепловоза», участие деньгами в АО «Стирол», передачу контроля над Кременчугским НПЗ компании «Татнефть» и т. д.

По осени...

Встреча этой недели не сулит каких-то «решительных» заявлений, но дает шанс, дабы общественность - как украинская, так и российская - увидела направление взаимоотношений. И будущее, по крайней мере ближайшее, зависит не только от того, найдут ли Медведев с Януковичем общий язык. Все-таки есть еще и государственная выгода, и частная, о которой пекутся как правительства стран, так и лоббисты бизнесмены. Так что цыплят, как всегда, будем считать по осени.
Сергей Ковтуненко
«Столичные новости»