Операция «И» в Северодонецком суде
15.01.2013 19:59
... «Третий сектор» Алексею Светикову. Представитель истца и ответчик предались буйству фантазии, трактуя текст, который стал поводом для подачи иск на миллион гривен. Что почему-то было явным поводом для веселья всех присутствующих, включая суд. Хотя возможно, стоило бы плакать?

Напомним фрагмент текста аналитического материала «И снова мажоритарка», по содержанию которого был подан иск: «Прежде всего, речь идет об одномандатных избирательных округах с городами Лисичанск и Северодонецк. По имеющейся у нас информации, эти округа уже «приписаны» к группе Фирташа-Левочкина. … Кто будет выдвинут съездом Партии регионов кандидатом в нардепы от Северодонецка-Рубежного округа, сегодня предсказать невозможно. Явные амбиции на него снова проявляет явно не «луганский» Юлий Иоффе, которого связывают многолетние дружеские отношения с Юрием Бойко. Мы считаем, что в «запасе» у группы Фирташа-Левочкина и бывший мэр Северодонецка Владимир Грицишин. … Самим парадоксальным в этой ситуации является то, что на стороне Иоффе оказались северодонецкие члены партии Юлии Тимошенко. Что, они уже союзники заклятого друга Юлии Владимировны Дмитрия Фирташа?».

Когда ответчик, а затем и судья Наталья Александрова попытались выяснить у представителя истца, опровержения каких именно слов из обжалованного текста истец требует, юрист пояснил, что требуется опровержение не буквального текста, а того смысла, который ответчик, как им кажется, вложил в тест, используя различные литературные приемчики. А именно — якобы распространенной ответчиком информации, что Иоффе принадлежит к группе Фирташа-Левочкина и что его политическая деятельность связана с Фирташем и Левочкиным. Доказательством, что в текст вложен именно такой смысл, истец считает наличие в пятом предложении союза «и». В связи с распространением этой «крайне негативной» в отношения Иоффе информации последний требует компенсации морального ущерба в миллион гривен. На вопрос судьи, почему именно миллион, а не 500 тысяч или 10 миллионов, представитель заявил, что таково субъективное ощущение Иоффе понесенного им морального ущерба.

Ответчик обратил внимание, что утверждения, которое Юлий Иоффе требует опровергнуть, в тексте обжалованной статьи нет. И что народный депутат требует от суда признать недостоверной не распространенную автором информацию, а свою собственную субъективную ее оценку. Ответчик также озвучил другой возможный вариант «скрытого смысла». Мол, текст надо понимать так: Иоффе самовыдвигается исключительно самостоятельно. Но Фирташ и Левочкин так уважают «старого» сподвижника Юрия Бойко, что готовы поддержать его, не задумываясь. И только в случае, если у Юлия Яковлевича чего не выйдет с выдвижением, тогда в запасе у Фирташа и Левочкина есть еще и бывший мэр Северодонецка Владимир Грицишин.

Автор материала «И снова мажоритарка» обратил внимание суда на отсутствие вреда, причиненного распространением материала. Ведь Иоффе был избран депутатом с довольно внушительным отрывом от соперников. Позитивную роль в чем, возможно, сыграло упоминание фамилии Иоффе в аналитическом материале. Потому Иоффе не только не должен требовать возмещения морального ущерба, но ему стоило бы заплатить автору гонорар за помощь в избрании.

Такой обмен фантазиями по поводу операции «И», сильно напоминавший театр абсурда, продолжался полтора часа. После чего в судебном заседании был сделан перерыв до 14 часов 4 февраля.

Увы, ситуация в украинском правосудии сегодня такова, что этот абсурд легко может закончиться судебным решением, которым с журналиста будет взыскано в пользу нардепа миллион гривен морального ущерба.
И.Чернобай
"Третий сектор"