Между Майданом и Болотной
10.12.2013 11:00
Отказ Украины от ассоциации с Евросоюзом привел к массовым беспорядкам в Киеве. Москва рано праздновала победу, а для Киева «новая Болотная» может обернуться серьезными политическими последствиями.

Почта, телеграф, телефон. Горсовет и администрация. Украина попыталась разогнать Майдан, введя запрет на митинги, а вместо этого подошла к критической черте, за которой ситуация станет неуправляемой. Для Киева, для Москвы, для Брюсселя. Евросоюз скрежещет зубами, Украина пытается штурмовать институты власти, Москва празднует победу. Путин стал мировым политиком, а Украина обрела свою «новую Болотную».

Когда Украина в 2004 году в первый раз вышла на Майдан и победила, у России был шок. Ни софт-, ни хард-технологии не сработали, украинцы пошли своим путем. Последовал первый этап закручивания гаек внутри России, дабы уберечь от подобного сценария себя, создание «наших», «идущих», в общем, поющих и прославляющих действующую власть. Были страх и раздражение, оранжевый цвет мерещился повсюду. Удивительно, как еще работников коммунального хозяйства с их рыжими жилетами не переодели во что-нибудь менее вызывающее, например в розовое…

Но оранжевая команда совершила ряд ошибок. Очарование, надежда, разочарование. Раскол в команде, Ющенко пошел своим путем, Тимошенко попыталась пойти своим. А Украина вновь доказала, что состоит из двух половинок, западной и восточной. Прошли выборы, и пришли другие.

В Москве вздохнули с облегчением и, окрыленные возвращением «своих», начали строить отношения с Януковичем. Тоже вроде не подарок, но хоть свой. Не тут-то было.


Украинец — он ничей, он сам по себе. Наш друг — ЕС, но до известной степени. С Москвой хотим общаться, но тоже в меру.

А дальше мировой кризис. С деньгами плохо у всех, и украинец начинает смотреть, у кого лучше и сколько ему это будет стоить. Какова цена выбора Востока или Запада? Головой вправо–влево повертели и поняли: пока лучше с ЕС не связываться, никуда они не денутся, мечта не дать Украине вернуться под российский флаг не угаснет, Брюссель подождет, а пока посмотрим, что Москва нам предложит.

И вот Украина получила свою Болотную. Вновь вышли рассерженные горожане. Они уже думали, что один шаг до Европы, ан нет.

Разочарование, гнев, протест. ОМОН из тех регионов, откуда можно не бояться нелояльности. Из тех, которые, видимо, ненавидят этих «зажравшихся киевлян» так же, как ненавидит российская провинция «зажравшихся москвичей». Ишь, либерализм им подавай, участие в политике и европейский вектор!

В Европу они, понимаешь, захотели смыться няньками и уборщицами поработать. Здесь сидеть!

Москва не перестает повторять про внешнеполитическую силу и мудрость Путина. И непременно добавляет, что вообще Киев сам так решил. Сделал правильный выбор, раскусив истинные планы Брюсселя — Вашингтона: обескровить и ослабить великую Украйну. И Януковичу в тот самый полуподпольный его визит в российскую столицу Путин открыл глаза на коварство Европы. И тот прозрел и понял: только с великой Россией он обретет свое суверенное счастье и благополучие.

Как бы не так! Настоящий украинец всегда считает, с кем ему выгодно. И сейчас несложный математический расчет плюс очевидное экономическое состояние западных соседей привели лидера Украины в Москву.

А еще на Украине через год президентские выборы. Простые прикидки, с кем в ближайшие годы можно эффективнее поправить дела, — и вот Брюссель обижен и разозлен. А что вы хотели, господа из Евросоюза?

Винить во всем злого Путина было бы действительно несправедливо. Брюссель, особенно в последние годы, проявил себя вместе с валютным фондом не самым лучшим образом. На одних нажимал, невзирая на кризис, другим мило помогал. Одним широко давал кредиты, других давил вместе с банками и вкладами. А к тем, кто не определяет экономическое состояние Евросоюза, и вовсе относился примерно так: выживайте как хотите, мы вами позже займемся, сейчас не до вас.

Так что у украинцев был свой резон посмотреть в сторону Москвы, а у Путина — напомнить о себе.

А дальше будем посмотреть. Если верить прогнозам, Европа миновала нижние точки кризиса и в будущем году начнет потихоньку выбираться. Это на руку Украине — получит более окрепшие рынки на западном направлении.
России тоже на руку выправление дел в ЕС и неплохие прогнозы по Китаю. Хотя радикально внешняя конъюнктура российских дел не изменит, а дела эти выглядят на ближайшие годы не блистательно, вон уже и резервные фонды — недавний ковчег финансового завета — распечатываются. Но раз уж так дело пошло, можно и братскому народу помочь.


Майдан попытались разогнать, запретив любые «болотные» до Рождества, но не тут-то было. Сначала посыпались требования подвести президента Януковича под импичмент, затем пошли на штурм.

Главное ныне — не допустить крови. В разные века и в разных странах кровь становилась линией разлома настоящего и будущего.

Янукович так просто не сдастся. И есть что терять, и есть один фактор, который появился лишь в текущее президентство: Тимошенко. Экс-премьер сидит в тюрьме, а значит, нельзя поручиться, что потом и другие «бывшие» там не окажутся. А это уже совсем другой расклад.

Но даже если сейчас Майдан затухнет и его постигнет судьба Болотной, рано радоваться одним и «валить из страны» другим.

Скоро на Украине выборы, и страна снова окажется перед потенциально поворотной точкой. И пройдут они в то время, когда в свою выборную фазу начнет входить и Россия.

Поэтому надо ковать железо не отходя от кассы. Срочно делать так, чтобы ни о какой Европе эти украинцы и помыслить не могли. Например, благо впереди юбилей российской конституции и послание, которое должно содержать искрометные идеи, можно предложить Украине создать союзное государство. Тем более что союзная Белоруссия надежд не оправдала и иногда ведет себя черт-те как. А можно сразу предложить Украине стать субъектом РФ. Свежо и нетрадиционно.

Ну и наконец, самый лучший вариант — духовные скрепы. Пора поменять российскую Конституцию, вернуть идеологическую основу, скрепив ее мощью конфессиональной. Пора вспомнить, что именно с Киева началась история земли русской. Не повернуть ли ее, и землю, и историю, опять вспять? У нас это любят.