Какие перспективы у Объединения «Майдан»
24.12.2013 14:40
Создание Народного объединения «Майдан» (НОМ) – это ответ на кризис, постепенное затухание протестов. Оппозиция не может действовать ни революционно – через штурм, ни эволюционно – через парламент, и в итоге она не может добиться никаких целей. В результате Майдан стал превращаться в предновогоднюю киевскую ярмарку.

Изначально оппозиция сделала ставку исключительно на Майдан, и очевидно, не смогла провести успешные переговоры с той частью правящего класса, которая тоже недовольна существующим положением и тоже хочет перемен, хотя, возможно, не таких радикальных. Нужно было искать союзников во власти – внутри Партии регионов, большого капитала, бизнес-класса, и сформировать широкую коалицию из простых граждан, то есть, собственно, Майдан и оппозиционную часть правящего класса. Но если вынести за скобки Инну Богословскую и Владимира Мельниченко, то Партия регионов в парламенте, как и в целом правящий класс остался относительно монолитным.

Многоликий лидер

Оппозиция с самого начала играла не самими хорошими картами. Во-первых, Виктор Янукович – избранный, легитимный президент, и до 2015 года нет никакого способа лишить его президентского поста законным путем. Во-вторых, у власти парламентское большинство, поэтому Верховная рада находится под контролем. У оппозиции также нет возможности контролировать силовиков.


Что в этой ситуации делать оппозиции? Как по мне, наиболее эффективный путь – политизация Майдана, превращение его из формы гражданской самоорганизации в более иерархизированную политическую организацию. Во-вторых, это ставка на лидера Майдана, персонификация борьбы. В 2004 году была комбинация «Ющенко vs Янукович». Сейчас Майдан также нуждался в персоне, которая могла бы трансформировать борьбу из формата «Майдан против Януковича» в другую персональную форму, например: «Кличко против Януковича». И в-третьих, Майдан должен был объявить о едином кандидате на президентские выборы и начинать предвыборную кампанию этого кандидата.

Политизировать Майдан не получилось. Спустя месяц протестов нет понимания того, как должна происходить президентская компания. Между Яценюком, Тягнибоком и Кличко продолжается борьба за лидерство на площади. Параллельно появляется и другая когорта политиков и лидеров Майдана, которые рассчитывают на участие в президентской кампании и рассчитывают победить. Я думаю, что Майдан дал возможность почувствовать и рассчитывать на президентские амбиции Петру Порошенко, который, не исключаю, будет участвовать в президентской кампании, рейтинг которого во время Майдана значительно вырос и, по крайней мере, сравнялся с рейтингами Тягнибока и Яценюка.

Над политикой

Поскольку политически Майдан оказался нереализованным и невостребованным, решили идти другим путем – не политизации, а надполитизации Майдана. Создания надпартийного формата, трансформации в некий народный форум по модели восточноевропейских народных форумов конца 80-х начала 90-х годов: «Солидарность» в Польше, «Гражданский форум» в Чехии, «Народные фронты» в Прибалтике и т.д. Я думаю, другого выбора у Майдана не было, нужно было хоть что-то предпринимать, ставить внятные цели.

Что касается персоналий. В составе президиума НОМа нет представителей «Свободы», хотя это одна из ударных сил Майдана и протеста. Там нет моральных авторитетов, там нет масштабных фигур. Наконец, там мало интеллигенции, которая была драйвером гражданских протестов конца 80-х начала 90-х, так называемых бархатных революций Центральной и Восточной Европы. Большую часть занимает «Батьківщина» и симпатизирующие ей представители экспертного сообщества, журналисты, блогеры.


Я думаю, это объединение не разрастется. Думать иначе – политически наивно. Майданы на востоке и юге Украины могут быть масштабными тогда, когда стоит большой майдан в столице, а власть демонстрирует слабость. Тогда региональные власти, находясь в ступоре, в сомнениях, впускают энергию протеста в виде больших региональных майданов, как это было в 2004-м. Но этого не произошло в 2013 году. Кроме того, если что и может объединить Восток и Запад, то это общее неприятие нынешней власти и социальной ситуации в стране, но никак не европейская мечта или Таможенный союз.

Да, бархатные революции на базе такого рода форумов, движений, которые сегодня пытаются взять за образец лидеры Майдана, были успешными. Но нужно учитывать, что они происходили в период, когда империя сыпалась, а Запад активно развивался. Сегодня почти наоборот: Запад слаб, а путинская Россия на подъеме. И она просто так не отдаст Украину.

Майдан создал какую-то непонятную надстройку, в которой много амбициозного намека на будущее, но нет условий и адекватных инструментов для его реализации. Отсутствие единого кандидата – это деперсонификация, создание надпартийной организации – это деполитизация.

С политической точки зрения НОМ – это ничто, это интеллектуальный клуб, состоящий из не самых рейтинговых и сильных политиков, блогеров, писателей, музыкантов. Не думаю, что этот надпартийный Майдан сможет стать серьезным фактором мобилизации новых партийных слоев. Он не мотиватор, а демотиватор протеста.