Как Иван Васильевич менял профессию
21.09.2014 09:00

Ровно 41 год назад, 21 сентября, состоялась премьера одного из лучших советских фильмов — «Иван Васильевич меняет профессию». До сих пор каждый просмотр вызывает у нас радость и восторг, снова и снова заставляя смеяться над одними и теми же шутками. Превосходные актеры, знакомые с детства, с годами становятся нам только ближе.

AdMe.ru решил вспомнить эту гениальную работу Леонида Гайдая, которую мы с удовольствием смотрим уже несколько десятилетий, и собрать самые интересные факты о фильме.

nnm

Сразу после завершения работы над «Кавказской пленницей» Гайдай собирался перенести на экран пьесу «Бег» Михаила Булгакова. По ряду причин эта затея не удалась, и «Бег» экранизировали другие. Однако в начале 70-х Гайдай вновь вернулся к Булгакову. Только на этот раз речь уже шла о комедии — пьесе «Иван Васильевич».

Сценарий писали дома у Гайдая. Автор сценария, Владлен Бахнов, был соседом великого режиссера по лестничной площадке — жил в квартире напротив.

Чудо-машину времени инженера Тимофеева придумал и сконструировал скульптор Вячеслав Почечуев.

Во время съемок в Ростове-Ярославском, где снимались погоня по Кремлю и отправление войска на войну, в музей как раз приехали иностранные туристы. Они были в восторге, когда мимо них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках.

slavyanskaya-kultura

Съемки в Ростове-Ярославском.

Дом, где проводилась московская часть съемок, находится на Новокузнецкой улице.

gallery

Эпизод, когда жена Бунши, увидев на соседнем балконе царя Ивана Грозного, спутала его со своим супругом, чуть не закончился трагедией. Актриса очень боялась высоты и отказалась исполнять трюк с перелезанием. Тогда Гайдай пошел на хитрость: он сказал, что внизу будет страховочная люлька с людьми. Никакой люльки не было, просто Гайдай рассчитывал, что актриса не заметит подвоха. Но Крачковская, перелезая через перила, глянула вниз и, не обнаружив люльки, от страха чуть не рухнула вниз. К счастью, ее успели подхватить и втащить обратно. Поэтому эпизод с перелезанием в картину так и не вошел.

Культовую сцену «И тебя вылечат» Крачковская вспоминала с ужасом. «Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребенка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Все это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала».

slavyanskaya-kultura

На главную роль царя Ивана Грозного и управдома Буншу Гайдай пригласил своего любимчика Юрия Никулина. Но он отказался. Тогда Гайдай устроил кинопробы. Худсовет «зарубил» кандидатуру Евгения Евстигнеева — пробы известного актера не понравились чиновникам. Георгия Вицина не взяли, потому что он ассоциировался со знаменитой троицей.

А Евгений Лебедев, по мнению режиссера, был прекрасным царем, но неубедителен как управдом. После долгих поисков на главную роль взяли Яковлева, который на первых же кинопробах смог блестяще «раздвоиться» на величественного царя и жалкого Буншу.

sfw

А вот роль Жоржа Милославского Гайдай предназначал Андрею Миронову. Но Худсовет решил, что актер на фоне Яковлева смотрится слишком уж «артистичным и излишне утонченным».

vasi

На роль Зины претендовали три знаменитые актрисы, три Натальи — Гвоздикова, Гундарева, Селезнева. Худсовет боялся, что за последней слишком укрепился образ «хорошей девочки Лиды» из «Операции «Ы», но Гайдай настоял, и утвердили именно Селезневу.

Сергей Филиппов Гайдая боготворил. Ведь именно он подарил комику единственную в его жизни большую роль — Кисы Воробьянинова. А Гайдай отныне звал его во все свои фильмы. Кстати, для речи посла Леонид Иович писал текст сам.

Шведский посол говорит не на шведском языке, а на ломаном немецком, что соответствует тексту пьесы Михаила Булгакова.

С утверждением Пуговкина на роль Якина тоже возникли проблемы — протестовали известные режиссеры. Как так? Пуговкин, играющий дураков, и вдруг — режиссер?! На худсовете за актера заступился Г. Чухрай: «Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются...»

Нина Маслова сыгравшая царицу, одновременно играла Коровянскую в «Большой перемене». Съемки двух картин пересеклись интересным образом: лестничную площадку в доме Шурика и Шпака использовал режиссер А. Коренев для «Большой перемены».

Кстати, Нина Маслова и в жизни пользовалась мужским вниманием. В «Иване Васильевиче...» царица все время смотрит в пол не от скромности — просто актриса пришла на съемку с фингалом под глазом. Постарался второй муж, руководитель оркестра. В конечном счёте это пошло роли на пользу — этот приём добавлял царице кокетства.

По словам Натальи Селезневой, создавать царские облачения для фильма помогала художник по костюмам, работавшая с Сергеем Эйзенштейном над его картиной «Иван Грозный». Для героини же самой Селезневой шил костюмы молодой, но уже известный Вячеслав Зайцев.

Существует короткометражная версия фильма под названием «Чёрные перчатки». Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм плёнкой, и в советское время её можно было купить для домашнего просмотра.

В короткометражной версии оказались фрагменты, которых в фильме не было. Например, была вырезана финальная сцена с Милославским — герой помогает вывести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи», милиция начинает преследовать его, и на этом сюжетная линия с персонажем заканчивается, поэтому зрителю неясна его дальнейшая судьба.

В короткометражной ленте финальная сцена есть. Жорж плывёт на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек. Когда же транспорт выплывает из-под тёмного моста, по бокам от Жоржа сидят уже два милиционера.

Произносимая Л. Куравлёвым фраза «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» была записана в сценарии, а её продолжение — «...если, конечно, они у вас есть» — импровизация актёра.

На вопрос Бунши царица отвечает «Марфа Васильевна я». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28-м октября и 12-м ноября 1571 года.

Крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжег Москву в мае 1571 года. В следующем году он был разбит в Битве при Молодях.

Добавочный номер телефона «3-62», который называет Жорж Милославский, когда звонит на работу Шпаку, представляет собой цену бутылки водки в СССР. В пьесе добавочный номер — 501.

Фильм был переозвучен из-за нападок цензуры в нескольких эпизодах. Первый: во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «А кто платить будет?» Тот отвечает: «Ну, во всяком случае не мы», в оригинале по замыслу Гайдая, «Народ, народ, батюшка». Второй: сцена допроса Ивана Грозного в милиции: «Место жительства», царь отвечает: «В палатах». По замыслу Гайдая: «Москва — Кремль».

В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».

Фильм занимает 17-е место по просмотрам среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу «Гитлер капут», но по губам читается «Мир, дружба».

Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.

В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году.

В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами. До 1653 года православные крестились двумя перстами.

Первоначально песню «Звенит январская вьюга» исполняла София Ротару, однако её вариант из-за серьезной, проникновенной манеры исполнения не подошел для комедийного жанра фильма. Кроме того, голос Ротару совершенно не гармонировал с высоким голосом Натальи Селезневой. В результате в окончательном варианте фильма песню поет Нина Бродская.

Валерий Золотухин исполнил песню «Разговор со счастьем» («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...»).

Песню «Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная...» исполнил Владимир Высоцкий, записав её специально для фильма. Впоследствии она называлась «Вариация на цыганские темы».

Песня «Собака Крымский царь» — на аутентичные стихи из книжечки Ричарда Джемса, записанные в Смутное время.

Музыка погони для фильма была записана в студии Зацепина. Подобную тему в таком темпе невозможно было исполнить вживую. В СССР было лишь 2 студии, где можно было ускорять музыкальные записи, и с задачей удалось справиться на аппаратуре Зацепина.

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в прокат 21 сентября 1973 года и принес Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3-е место в прокате, 60,7 миллиона зрителей.