Кадровый голод – угроза для Украины
14.10.2014 09:50

Вы смеетесь, когда слышите «шедевры» Кличко, пытаетесь понять суржик Гелетея, вас забавляет нечленораздельная речь Парубия, вам уже кажутся привычными хулиганские поступки Ляшко и истерические выходки Черновол? Зря. Очень зря. Это не шоу. Это не развлекательная юмористическая программа – это ваша жизнь. Как это ни прискорбно признать, но подобные персонажи в наше время весьма востребованы, и они пока еще считаются элитой украинского политикума.

Социальные психологи отмечают феномен – в стране, которая находится в остром экономическом кризисе, на территории которой ведутся военные действия, отмечается снижение в обществе интереса к политике. Апатия.

Все больше и больше людей словно выходят из тяжелого сна. Попав под невиданное давление пропаганды, многие растерялись, потеряли ориентиры. Даже то, что уровень жизни заметно снизился, не оказывало глобального влияния на большинство людей. Но постоянно усиливать или поддерживать социальное напряжение в обществе крайне тяжело. Необходимо беспрерывно подпитывать состояние тревожности.

Конечно, есть универсальный прием – внешняя угроза. Продуманно или нет, но Россия тратит свой информационный ресурс для подтверждения своих агрессивных намерений и демонстрации непримиримости, чем поддерживает в украинском обществе состояние тревожности. Но, тем не менее, психологи констатируют апатию.

Интерес к политике неожиданно стал уменьшаться перед парламентскими выборами. Люди все больше и больше стремятся уходить от разговоров о политике. Политическая тематика стала раздражать значительную часть украинцев. Что же произошло, почему уровень напряжения в обществе пошел на убыль?

Мы попытались разобраться, что произошло, что же изменило отношение украинцев к сложившейся в стране ситуации.

Причин оказалось три.

Первая причина – это элементарная усталость. Перенапряжение в ожидании чего-то ужасного, ломающего привычный образ жизни. В течение года СМИ активно поддерживали в обществе социальные страхи. Постепенно психика большинства людей адаптировалась к состоянию постоянного напряжение. Но все же должно было произойти некое событие, некий казус, который бы привел часть общества в апатичное состояние.

Это казус произошел. Вторая причина апатичного состояния украинцев, как это ни парадоксально звучит, – поражение украинской армии под Иловайском. Социально направленные катаклизмы приводят общество в состояние эйфории.

Действия, которые воспринимаются как социально революционные, приводят к подъему социальной и политической активности населения. Термин «революция» воспринимается как что-то стремительное, радикальное и безвозвратное.

Поэтому каждый последующий информационный вброс служит лишь для подтверждения, если так можно выразиться, революционных ожиданий. Человек устроен так, что, как правило, все новое воспринимает как лучшее из возможных вариантов. Если б весной или в начале лета украинцам сказали, что украинская армия потерпит жестокое поражение на Донбассе, то подавляющее большинство не восприняло бы такую информацию.

Логические доводы тут ни при чем. Война в зоне АТО, сама по себе, как военные действия, тяжело осознавалась в обществе, но привычка получать информацию из зоны АТО стала для большинства украинцев защитой от своих социальных страхов.

Мало кто понимал, что происходило в реальности, да это и не важно. АТО воспринималось как действия, направленные против главной угрозы – внешней. Можно сказать, что после сообщения о взятии какой-нибудь Хацапетовки большинство людей испытывали такое же состояние, как человек, включивший свет в спальне, проснувшись после ночного кошмара. Оглядевшись, человек понимает, что никаких «монстров» нет, и успокаивается.

В середине лета украинцы ждали сообщения о капитуляции или полном разгроме Новороссии, чуть ли не в каждом выпуске. И тут грянул Иловайск. Неожиданно. Страшно. Ночные кошмары выявились явью? Нет. Но убаюкивающая информация о победах украинской армии пропала. Очень емко и по-простецки сформулировал состояние апатии мой сосед: «Оборона донецкого аэропорта это что-то не то».

Однако главной неожиданностью для социальных психологов стала третья причина, оказывающая влияние на политическую и социальную апатию в обществе. В начале статьи упомянуты некоторые особы украинского политикума, высказывания и поведение которых порождает в обществе социальные страхи.

Неадекватность поведения политиков наводит на мысль об отсутствии социальных гарантий для населения. Но главное – в обществе все больше и больше растет недоумение: как люди, которые не способны связать даже пару слов, могут управлять государством?

Большинство граждан, основываясь на своем жизненном опыте, понимают, что правильная речь определяет умственные способности человека. На работе многие сталкивались с начальниками, которые не способны даже сформулировать цели и задачи, и, как правило, это приводит к печальным последствиям. Работу можно сменить. Но когда в городе мэром является человек, действия, а главное – высказывания которого не только не снимают социальных страхов, а наоборот, создают их, люди начинают задумываться, а некоторые уже считают, что над ними издеваются.

Этот эффект усиливается сообщениями о «народной люстрации», которая большинством населения воспринимается как акты вандализма.

Следует напомнить, что краеугольным камнем украинской пропаганды является внешняя угроза. И кто вел борьбу с этой основной угрозой? Для большинства людей – министр обороны. Наложение явных ошибок и провалов в зоне АТО на восприятие в обществе личности генерала Гелетея, который воспринимается, прежде всего, как некомпетентный в военных вопросах человек, привело к резкому повышению состояния тревожности в обществе.

Вчера президент Украины уволил генерала Гелетея с должности министра обороны. По мнению экспертов, это не следствие личностного конфликта и не наказание за результаты проведения АТО. Это новое явление в Украине – социально-психологический PR. Целью его является активизация политической активности населения в период предвыборной компании.