Прощай, камикадзе: успехи и провалы первого Кабмина Яценюка
27.11.2014 08:30

В среду, 26 ноября, Кабинет министров Арсения Яценюка провел свое последнее заседание. В пространном посте на своей страничке в соцсети премьер написал: «Доволен ли я своей работой? Конечно, нет. Но все ли мы сделали, что могли? Я могу четко ответить: да! Все, что можно было сделать в этой ситуации - сделано. И мне за это не стыдно». Весьма обязывающая оценка от премьера, который возглавлял, по своим же собственным словам, «правительство камикадзе». Правда, сам Яценюк камикадзе так и не стал - возглавляемая им партия благодаря удачной медицинской кампании и ошибкам оппонентов выиграла выборы в Верховную Раду по партийным спискам. Теперь Яценюк вновь получит кресло премьера.

При этом структурных реформ ни в одной сфере так и не проведено, коррупция все та же, а отдельные успехи - результат скорее сверхусилий энтузиастов и давления западных партнеров и гражданского общества.

Можно все списать на российскую агрессию, потерю Крыма, войну в Донбассе. Но многие инициативы правительства - к примеру, проект налоговой реформы и внедрение специальных НДС-счетов - встречаются бизнесом в штыки. А истории с лицензией на 3-G и новыми авиаправилами и вовсе выглядят по-азаровски неприлично.

ЛІГАБізнесІнформ опросила экспертов, как они оценивают реформаторскую деятельность Кабмина Яценюка за время каденции.

Павло Шеремета, экс-министр экономики в правительстве Яценюка

- Основная проблема, с которой мы сталкивались при внедрении реформаторских инициатив, - сопротивление системы. По некоторым вопросам - прежде всего дерегуляция, сокращение количества контролирующих органов, реформирование системы госзакупок - нам удалось преодолеть это сопротивление и улучшить ситуацию. Но это только первые шаги. Для кардинальных изменений ситуации предстоит еще очень много работы. И в дерегуляции ведения бизнеса, и в системе госзакупок.

При этом я не могу сказать, что успехов в реформировании удалось добиться только команде Минэкономики. Наши коллеги из Министерства образования также сумели провести реформы. Определенные наработки есть по многим ключевым направлениям - к примеру, по реформированию системы налогообложения. Будем подготавливать предложения и по другим изменениям: нам предстоит еще долгий путь.

Владимир Дубровский, старший экономист исследовательского центра CASE Украина

- Я считаю этот Кабмин одним из лучших в Украине за все время ее независимости. Ему пришлось работать в очень сложных условиях и часто принимать непопулярные решения. Но хотя он намного лучше предыдущего состава правительства, он хуже, чем должен был быть, учитывая требования времени. К сожалению, Кабмин Яценюка не в полной мере отвечал тем вызовам, которые ему бросила экстремальная ситуация в стране.

Главная ошибка и лично премьер-министра, и его команды - чрезмерная самоуверенность. Они считали, что лучше знают, как действовать в том или ином случае, игнорируя рекомендации экспертного сообщества и иностранных советников. Хороший пример: разработка концепции налоговой реформы. Были созданы экспертные группы и в Минэкономики, и в Минфине, предлагались разные варианты, обсуждались и дорабатывались. В итоге же правительство представило вариант, который вообще не согласовывался ни с одной рабочей группой, бизнесом и общественностью.

Второй негативный пример: сокращение расходов бюджета. Никто не спорил, что этим нужно заниматься. Кабмин пошел по стандартному пути: сначала урезаем социальные расходы, потом уменьшаем количество госслужащих и депутатов. То есть принимаем непопулярное решение, а потом маскируем его популистским.

Реально же расходы бюджета сократились на сравнительно незначительные суммы. Урезать социальные выплаты для экономии средств - путь для стабильных рыночных экономик развитых западных стран, где «социалка» действительно является одной из ключевых статей расходов госбюджета.

У нас же добиться гораздо большей эффективности можно было за счет анализа и сокращения субсидий отдельным отраслям и предприятиям, реорганизации госслужбы, увольнения чиновников из раздутых бюрократических ведомств. Но этот путь вел к прямому конфликту между правительством с одной стороны и олигархами и госслужащими - с другой. Яценюк на этот конфликт не решился.

Прошедшие реформы системы госзакупок и дерегуляция ведения бизнеса - заслуга не столько премьера, сколько энтузиастов. Они заранее - еще при прошлой власти - сумели подготовить свои предложения и «протащить» их, ломая сопротивление чиновников после бегства Януковича. По другим направлениям столь детальных проработок не было, и чиновники разных уровней сумели затормозить их принятие всякими бюрократическими процедурами.

Новому Кабмину стоит внимательнее прислушиваться к экспертам гражданского общества, быть готовым действовать резко и принимать непопулярные меры, затрагивающие интересы крупных бизнесменов, преодолевать сопротивление бюрократического аппарата. Иначе экономику Украины ждет крах.

Иван Надеин, глава Комитета энергетической независимости Украины

- Наверное, это правительство сделало для реформирования газового сектора больше, чем все предыдущие. В первую очередь это касается тарифной политики. С мая 2014 года были подняты цены на газ, что является ключевым элементом, и задекларирован постепенный рост тарифов в дальнейшем с целью их приведения к экономически обоснованному уровню. Такое решение уже дает результат - это экономия газа и снижение потребления энергоресурсов в целом.

Второй позитивный момент - это довольно жесткая позиция на переговорах по газу с российским Газпромом. К сожалению, не все удалось в этом вопросе, но отмена принципа «бери-или-плати» в поставках на эту зиму, подача исков в Стокгольмский арбитраж по пересмотру контрактов с Газпромом - это позитивные моменты. Налаживание полномасштабного реверса газа из стран Европы на фоне газовых споров тоже можно отнести к успеху этого правительства.

Очевидным минусом является, по сути, ручное управление газовым рынком. Речь идет о решениях Кабмина об обязательной покупке природного газа крупнейшими потребителями только у Нафтогаза. Это никак не соотносится с задекларированным правительством курсом на либерализацию рынка газа.

Также реформы пока не ощущаются на рынке электроэнергетики и жилищно-коммунальных услуг. Эти сферы до сих пор остаются в монопольно-административном управлении, что затрудняет проведение каких-либо изменений на этих рынках.