Что будет с ценами, зарплатами и тарифами в 2015 году: прогнозы экспертов
28.11.2014 10:00

Наступающий 2015 год ожидается намного более тяжелым для Украины, чем уходящий 2014-й, прогнозируют специалисты по макроэкономике. Основных причин две: непрекращающаяся война на Востоке и то, что реформы, предложенные коалицией Рады, недостаточны, дабы остановить спад в экономике страны.

А это значит, что доходы госбюджета продолжат снижаться и могут не покрыть даже социально защищенные статьи расходов (зарплаты бюджетников, пенсии, пособия). О том, что ждет «маленького украинца» в будущем году, «Сегодня» рассказали исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко и президент Украналитцентра Александр Охрименко.

Тарифы: могут вырасти

По прогнозам экспертов, ВВП продолжит в 2015 г. снижаться. В этом году его падение составило 7% или 103 млрд грн, а за год показатель может дойти 10—13% или до 1,23 трлн грн. Дефицит госбюджета-2015 обещают до 15% ВВП и он может составить более 180 млрд грн (в этом году плановый дефицит бюджета 63 млрд грн, реальный свыше 100 млрд грн. — Авт.).

«Это плохой показатель, обвал экономики Греции начался с дефицита госбюджета в 15% ВВП, — говорит Устенко. — В краткосрочной перспективе ни одна страна не может резко увеличить доходы бюджета, Украина — не исключение. Выход один – резать расходы. Забудьте об обещаниях коалиции о сохранении затрат на образование, науку, медицину: их съедят увеличенные втрое расходы на оборону (50—60 млрд грн). Также невозможно станет дотировать цены на газ и «коммуналку» для населения».

В результате возможен рост цен на ЖКУ (до 1500 грн в месяц за 2-комн. квартиру в отопсезон). По мнению Устенко, выплаты субсидий продолжатся. Причем давать их государство должно тем, у кого расходы на «коммуналку» превышают 30% бюджета семьи (сейчас 10%).

Охрименко против резкого роста тарифов, так как это приведет к росту долгов за ЖКУ и волнениям: «Повысить тарифы на «коммуналку» можно, но не в три—четыре раза, а на 30—40% как и обещало правительство».

Выплаты: замерзнут

Нынешние прожиточные минимумы — зарплата 1218 грн и пенсия 949 грн — вероятно, останутся, но у бюджетников могут отнять все надбавки, составляющие до 100% оклада. Однако дыру в Пенсфонде (до 20 млрд грн), дотируемую сейчас из казны, закрыть будет сложно, что может привести к задержкам с выплатами пенсий, либо включению печатного станка.

Последнее опасно ростом инфляции. «Поэтому надо уже в 2015 г. повысить пенсионный возраст до 62 лет для всех (сейчас и мужчины, и женщины — в 60 лет. — Авт.)», — говорит Устенко.

У Охрименко другой рецепт: «Следует немедленно ввести использование личных накопительных счетов, влияющих на размер пенсии. Это заставит работников требовать от хозяев платить им зарплату «по-белому», а не в конвертах, что увеличит объем отчислений в ПФ и позволит выдать пенсии нынешним пенсионерам. Также Кабмину надо усилить борьбу с теневой экономикой, в том числе снизив начисления на зарплату».

Напомним: премьер Арсений Яценюк заявил, что 5% полученных доходов госбюджета в этом году (до 15 млрд грн) — это теневые деньги. Также коалиция обещает до марта 2015 г. уменьшить начисления на зарплаты с 32—34% до 18%, что должно послужить стимулом для детенизации экономики.

Цены: могут вырасти на 20%

Охрименко уверен, что инфляция замедлится с 25—27% по итогам 2014 г. до 20%, но реальные доходы населения станут меньше на 15—20%, так как промпроизводство потеряет еще 20% объемов выпуска продукции. Это может дать рост безработицы (до 16%). Непрогнозируемым остается курс доллара: эксперты не исключают, что без реальных реформ в сфере бизнеса гривна девальвирует до 24—25 грн/$, а при реформах — укрепится до 12 грн/$.

«Никто не будет фондировать страну, которая сама не хочет себя спасать. Если мы не идем на непопулярные реформы — денег нам никто не даст», — говорит Устенко.

Выход: убрать давление на бизнес

По мнению Охрименко, для возрождения экономики нужна одна, но радикальная реформа: гарантировать бизнесу неприкосновенность собственности.

«Тогда в страну начнут возвращаться капиталы, выведенные в 2013—14 г. в офшоры, — говорит Охрименко. — В 2010 г. было $6,7 млрд инвестиций, в 2011-м — $9 млрд, в 2012-м — $10 млрд, в 2013-м, когда началась нестабильность — всего $3,5 млрд, в 2014-м — почти ноль. Надо запретить даже разговоры о реприватизации. В этом случае ожидаю в 2015 до $10 млрд прямых инвестиций, в страну хлынет столько валюты, что не будем знать, куда ее девать».

Устенко также считает, что главная реформа должна касаться дерегуляции бизнеса (уменьшение налогов, проверок, отсутствие рейдерских захватов), но прорыва инвестиций в 2015 г. не ожидает, прогнозируя максимум $1 млрд, остальное в 2016 г. и позже.

«Если сейчас ничего не делать, то страна через полгода останется без денег в госбюджете. Тогда НБУ станет работать «филиалом Минфина», печатая пустые гривны, которых понадобится порядка 200—250 млрд грн. А это уже гиперинфляция. 2015 год будет для Украины намного тяжелее, чем 2014-й, но верю, что страна переживет его через принятие сложных решений — это рост тарифов на «коммуналку», урезание надбавок и субсидий, повышение пенсионного возраста. Но они будут смягчены популярными мерами по дерегуляции бизнеса», — уверен Устенко.