Главного рейдера Коломойского взяли на абордаж
03.12.2014 11:49

Вице-губернатору Днепропетровской области Геннадию Корбану предстоит ответить за гибель тысяч украинских добровольцев под Иловайском.

Вызов в Генпрокуратуру сразу двоих заместителей главы Днепропетровской ОГА Святослава Олийныка и Геннадия Корбана стал для их шефа Игоря Коломойского если не черной меткой, то совершенно четким предупреждением.

Киев больше не намерен терпеть беспредел местных чинуш, под прикрытием патриотических заявлений строящих для него свою собственную модель Украины, по сравнению с которой разгромленный Паханат Януковича выглядит очагом законности и демократии.

Пока что Корбана и Олийныка следователи ГПУ хотят опросить по поводу травли областного прокурора Романа Федыка и похищения главы Госкомзема Сергея Рудика, совершенного местными активистами по прямому наущению замов Коломойского.

Что само по себе хоть и неприятно, но не смертельно, учитывая политический и бизнес-вес днепропетровского губернатора. А вот намерение ГПУ расследовать роль Геннадия Корбана в Иловайской трагедии может закончиться для него куда печальнее, учитывая общественный резонанс и тяжесть последствий, которые повлекла за собой эта неудавшаяся операция.

Напомним, решение о лобовом штурме хорошо укрепленного боевиками Иловайска силами украинских добровольцев без надлежащей поддержки армейских частей, было принято по итогам совещания в кабинете заместителя председателя Днепропетровской ОГА Геннадия Корбана, на котором тот отдал приказ добровольческим батальонам атаковать захваченный противником населенный пункт.

«В ходе совещания, некоторые из присутствующих командиров получили денежное вознаграждение за участие в будущей Иловайской операции. Корбан информировал комбатов об отсутствии любых укреплений районов и военной техники в городе. Генерал Хомчак прибыл на совещание к Корбану значительно позже, на автомобиле «Лексус», который принадлежит группе Коломойского и полностью подтвердил все, что до этого говорил Корбан. Именно так, в кабинете совершенно гражданского человека, подчиненного олигарха Игоря Коломойского Геннадия Корбана было принято решение о походе на Иловайск», - написал в Facebook экс-заместитель командира батальона «Азов», народный депутат Игорь Мосийчук после итогам заседания Временной следственной комиссии ВР.

В свою очередь командир батальона «Шахтерск» Андрей Филоненко, дававший показания ВСК, заявил, что 7 августа у него были на руках агентурные данные о существенном увеличении количества террористов в Иловайске, которые он предоставил Корбану, руководству батальонов «Азов» и «Днепр-1». По словам
Филоненко, они эти данные проигнорировали и настаивали на малом количестве противника и возможности взятия города силами батальонов «Шахтерск», «Азов» и «Днепр-1».

Впоследствии, в комментарии «Украинской правде» Геннадий Корбан опроверг свое участие в разработке плана по взятию Иловайска, попутно сообщив, что не знает такого комбата как Филоненко и заявления «самозванцев» не комментирует. Сам же «Шахтерск» после того, как Андрей Филоненко на одном из заседаний комиссии остро раскритиковал Игоря Коломойского, поспешно распустили.

Подобная «скромность» Корбана вполне объяснима. Ведь, по словам главы Временной следственной комиссии Андрея Сенченко, общее количество украинцев, погибших (в том числе - от ран) в «Иловайском котле», составляет около тысячи человек. И это, как считают многие военные эксперты, еще очень оптимистическая цифра. Нести за это ответственность кабинетный стратег Коломойского, набивший руку на рейдерских захватах предприятий в пользу «Привата» и оттого, видимо, возомнивший себя великим полководцем, явно не желает.

Встречать Геннадия Корбана в Генпрокуратуру пришла целая свита: два других заместителя Коломойского Борис Филатов и Святослав Олийнык, комбат «Днепра-1» Юрий Береза (к слову, бежавший из Иловайска, бросив подчиненных на верную гибель), журналисты, активисты и добровольцы, в последнее время всегда сопровождающие Корбана.

Многочисленность делегации и ее агрессивная настроенность (визитеры даже пытались ломать турникет в холле) вряд ли были вызваны опасением, что поход Геннадия Корбана в ГПУ мог в тот день завершиться его задержанием. Скорее, имела место нарочитая демонстрация силы – вроде тех же сентябрьских митингов батальонов «Донбасс» и «Айдар» под стенами президентской Администрации или уже совсем свежих, декабрьских акций с молодчиками в балаклавах и с битами, перекрывавших Крещатик с требованием отставки генпрокурора Виталия Яремы.

Дело в том, что следующим высокопоставленным днепропетровцем, приглашенным на Резницкую, вполне логично может стать непосредственный начальник неудавшегося Наполеона-Корбана, глава Днепропетровской облгосадминистрации Игорь Коломойский. И отнюдь не за грехи своего подчиненного, а по поводу собственных побед в нелегком деле разграбления Украины.

Например, следователи ГПУ могут полюбопытствовать, почему «Приватбанк», отхвативший в этом году из госказны самый большой объем рефинансирования среди коммерческих банков (более миллиарда долларов), пустил эти средства не на погашение долгов по депозитам, а на куплю-продажу валюты. В результате чего Коломойский получил сверхприбыли, а гривня подешевела почти в два раза.

Не исключено, что заодно прокуроры захотят поинтересоваться, по каким причинам экс-глава НБУ Степан Кубив выдал такую гигантскую сумму банку, предоставившему в качестве залога на 10 миллиардов гривен имущество в Крыму (когда еще весной было понятно, что эти активы фактически утрачены).

А еще в закромах ГПУ лежит так и не закрытое уголовное дело о выкачке по приказу Коломойского 600 000 тонн технической нефти из трубопроводов «Укрнафты» - под предлогом ее спасения от сепаратистов. Вначале «добытую» нефть по заниженной в 14 раз стоимости продали на переработку Кременчугскому НПЗ, принадлежащему группе «Приват», а затем в виде ГСМ (по опять-таки монополизированным «Приватом» контрактам и уже втридорога) поставили армии. «Гешефт» от аферы составил около полумиллиарда долларов.

Кроме того, добралась Генпрокуратура и до частной армии Коломойского – согласно собранным доказательствам, некоторые из созданных им добровольческих батальонов вместо борьбы с сепаратистами занимались захватом предприятий конкурентов «Привата» и издевательствами над мирным населением Донецкой и Луганской областей (убийствами, похищениями, изнасилованиями и мародерством). Так, после обнародования доклада «Международной амнистии» о зверствах боевиков «Айдара», ГПУ открыла криминальное производство в отношении некоторых бойцов данного подразделения.

Но, помимо неприятностей уголовного плана, у днепропетровского олигарх-губернатора с головой хватает и финансовых проблем. Война на востоке страны, на которую Коломойский возлагал столько надежд, не приносит ожидавшихся прибылей. Аграрный бизнес «Привата» практически лег из-за ограничений, введенных Россией. А «карманные» батальоны, требующие за свою лояльность все больше денег, даже не смогли удержать стратегически важный для его бизнеса Мариуполь, сбежав оттуда при первых слухах о появлении на окраинах разведчиков «ДНР». И теперь город находится под контролем регулярных частей, подконтрольных президенту Украины.

«Приватбанк», согласно докладной записке председателя НБУ Валерии Гонаревой, с учетом потерь в Крыму и на Донбассе – фактически банкрот. Оттянуть его крах могло бы новое рефинансирование (естественно, при условии целевого использования), но Гонтарева, в отличие от Кубива, не торопится дарить миллиарды гривень государственных средств под залог сомнительных активов.

Не оправдали себя и вложения в избирательную кампанию «Народного фронта», в результате изнурительной коалициады так и не получившего искомого количества ключевых должностей в правительстве. Мало того, из рук Коломойского начали ускользать даже те авансы, что щедро выдавал ему премьер Яценюк все предшествующие месяцы.

Так, недавно Минюст остановил действие скандального постановления Госавиаслужбы, позволявшего открывать новые маршруты фактически только «приватовской» авиакомпании МАУ (в частности, по этой причине из Украины собрался уходить крупнейший восточноевропейский лоукостер Wizzair).

В свою очередь «Нафтогаз Украины» предложил Минэнергоугля вывести из состава аукционного комитета представителя «Укрнафты» Андрея Куща, которого считают близким к миноритарному акционеру компании Игорю Коломойскому. Наличие своего человека в аукционном комитете давало олигарху возможность контролировать ход торгов и блокировать ненужные решения. Таким образом, связанный с ним переработчик нефти на протяжении нескольких лет покупал нефть у госкомпании по заниженным ценам, нанося ущерб госбюджету.

И буквально на днях глава Государственной фискальной службы Украины Игорь Билоус сообщил прессе о возбуждении прокуратурой Сумской области уголовного дела по факту неуплаты «Укрнафтой» рентных платежей за добычу газа и нефти: «Сейчас у нас наибольший долг по Сумской области – 1,1 млрд. грн. неуплаты, и именно там сейчас прошли акции налоговые, и они продолжаются. Арестовываем имущество. Людей мы не арестовываем, им просто повестки приходят в рамках отработки уголовного производства».

Словом, круг возможностей неумолимо сужается, а объем неприятностей нарастает снежным комом. Видимо, решив играть на упреждение, Коломойский (пока не сам, а с помощью подручных) начал подавать Банковой недвусмысленные сигналы о своей готовности к жесткому сопротивлению.

Между тем, действенность такого шантажа центральной власти с помощью дискредитации главы ГПУ Яремы и демонстративно бряцающих оружием террбатов с их периодическими угрозами похода на Киев, выглядит сомнительно. Вряд ли Порошенко, тоже прошедший суровую школу выживания в бизнесе и во власти, согласится уступить. Он прекрасно понимает, что, дав один раз слабину, обречет себя на неминуемое поражение.

Да и с батальонами не все так гладко. Во-первых, их командиры, исходя из неординарности ситуации, могут затребовать за свои услуги слишком высокую плату (вплоть до доли в «отжатых» ими предприятиях). Во-вторых, некоторые из комбатов (вроде Семена Семенченко), едва попав в Раду, уже начали самостоятельную игру, все меньше ориентируясь на прежнего хозяина. Ну и в-третьих, многие из бойцов просто не захотят защищать того же Корбана, пославшего их в иловайскую «мясорубку».

Мало того, у кого-то из них может возникнуть вполне резонное желание лично пообщаться с человеком, на чьей совести гибель сотен их побратимов. После чего нынешние хождения в Генпрокуратуру покажутся новоявленной «жертве политических репрессий» легкой прогулкой, а перспективы провести за решеткой энное количество лет за совершенные преступления – подарком судьбы.