Кому выгодно за нами следить и как на этом заработать
12.12.2014 12:30

Недавнее заявление британского трибунала, осуществляющего надзор за деятельностью спецслужб по сделанным ранее заявлениям Эдварда Сноудена, в очередной раз всколыхнуло общественность. Фактически, в Великобритании официально признали, что «…закон в некоторых случаях дает спецслужбам неограниченные полномочия, и они имеют возможность делать все, что хотят».

Однако американские и британские спецслужбы, которые проводили электронную слежку и осуществляли массовый сбор информации о частных лицах, не единственные в своем роде.

Директор учебного центра SearchInform считает, что каждый интернет-пользователь может уверенно добавить в список заинтересованных «наблюдателей» маркетинг крупных компаний, руководителей, родителей и проч.

Давайте вспомним, что такое PRISM (Program for Robotics, Intelligent Sensing and Mechatronics), и почему обнародование информации об этой программе вызвало такой шквал возмущения и недовольства во всем мире.

В рамках PRISM осуществляется сбор и анализ данных о пользователях сервисов Apple, Facebook, Google, Microsoft, Skype, YouTube и многих других. Она была разработана АНБ (Агентством национальной безопасности), но анализирует данные не только американских пользователей, но и жителей всех остальных стран.

Впрочем, США не одиноки в своем интересе к пользователям интернета – у каждой развитой страны есть собственная программа мониторинга сети. В Германии, едва ли не громче всех возмущавшейся действиями АНБ, разработали нашумевший «бундестроянец» Quellen-TKÜ для сбора данных о людях, подозреваемых в незаконных действиях. В совместной программе XKeyScore, помимо АНБ, участвуют те же Великобритания и Германия.

По мнению ряда специалистов, она собирает в 16 раз больше данных, чем PRISM. В России есть СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий), которая делится на СОРМ-1 и СОРМ-2. Первая предназначена для контроля телефонной связи, вторая – интернета. По некоторым данным, вторая система предназначена еще и для формирования общественного мнения.

Но настоящего успеха в деле контроля интернета добились китайцы. Знаменитая система «Золотой щит» не только пассивно наблюдает за всеми, но и активно вмешивается в отправляемые гражданами сообщения – для этого в Поднебесной существуют собственные локальные версии Skype и других популярных сервисов. Существует список «стоп-слов», которые никогда не пропустит «Золотой щит», или возьмет пользователя на заметку после их употребления.

Одно из них – «Тяньаньмэнь», название площади в Пекине, где 25 лет назад была жестко и с массовыми жертвами подавлена протестная акция студентов, выступающих за реформы по примеру перестройки в СССР. «Золотой щит» действует настолько эффективно, что к этой системе присматриваются многие другие страны в надежде повторить у себя ее успех.

В их числе и Россия, где депутаты и правительство неоднократно высказывались за усиление контроля над интернетом, и где в последнее время предпринято множество шагов в этом направлении.

Сегодня торговля через интернет – огромная индустрия, на которой выросли такие мировые гиганты, как AliExpress, Amazon и даже Facebook с Google, не говоря об игроках более маленького масштаба. Основная задача интернет-компаний – сделать пользователю самое выгодное в данный момент предложение, от которого нельзя отказаться.

Ситуация уже доходит до абсурда, особенно там, где технологии интернет-маркетинга поднялись на небывалую высоту, то есть в первую очередь в США.

Например, многие маркетинговые компании активно пытаются найти беременных женщин, потому что те находятся в преддверии большого количества покупок. Ритейлеры и производители детских товаров готовы много платить за такую информацию.

В эпоху таргетированной рекламы один только факт беременности примерно в 200 раз повышает стоимость профиля потребителя.

Источником информации для маркетологов становятся не только компьютеры и смартфоны, но и любые другие «умные» устройства. В частности, в слежке за пользователем замечены «умные» телевизоры LG, которые через приложение Smart Ad собирают данные о предпочтениях пользователя в отношении контента, его поисковых запросах и т.п.

Еще больший интерес для маркетологов представляют набирающие популярность носимые гаджеты – смарт-часы, фитнес-браслеты и т.д. С их помощью можно получить информацию, необходимую для продажи лекарств, абонементов в фитнес-клубы и проч.

Банки могут получать информацию о состоянии здоровья потенциальных заемщиков, и в случае выявления потенциальных проблем отказывать в получении кредита. Финансовые учреждения очень активно интересуются «большими данными» – технологиями, которые позволяют извлекать информацию о клиентах из социальных сетей и поисковых систем.

В этом сегменте возникает множество стартапов, на последней выставке CeBIT в Германии я насчитал не менее 30 начинающих компаний, специализирующихся на анализе данных для банков и страховых компаний.

Противопоставить массовой слежке рядовому пользователю нечего, кроме тотального ухода в оффлайн. С другой стороны, новый феномен открывает ранее недоступные возможности для бизнеса, ведь стоимость информации растет.

В США уже развернули бурную деятельность частные компании, которые специализируются на сборе данных о регистрационных номерах автомобильного транспорта.

Крупнейшая база насчитывает около 1,8 млрд номеров, или более 40% всего автопарка США. За информацию готовы платить страховые компании, детективные агентства и просто все желающие. «Пробить» один номер стоит $200-400.