Война все спишет? «Сюрпризы» от Кабмина Яценюка
29.01.2015 11:00

Похоже, правительство не отказалось от идеи перевести финансовую систему Украины в режим работы в так называемый особый период. 23 января соответствующий законопроект был представлен на обсуждение в правительственном комитете по вопросам экономического развития и европейской интеграции, который возглавляет премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

Ранее, ещё 27 марта 2014 года, проект закона «О финансовой системе Украины в особый период» уже вносился на рассмотрение прошлого состава Кабмина Яценюка бывшим министром финансов Александром Шлапаком.

Тогда чиновникам в правительстве не совсем понравился термин «особый период» (вернее, его законодательная неопределенность), и документ был возвращен на доработку.

Позже последовал указ Президента Украины от 24 сентября 2014 г № 744-17т/2014, а за ним и поручение премьера от 27 октября 2014 г № 40145/0/1-14 о необходимости создания законодательных оснований для функционирования финансовой системы в особый период. Результатом этого стало повторное внесение законопроекта на одобрение правительством (30 октября 2014 г), но и тогда документ «завернули».

Теперь уже третья попытка не увенчалась успехом – по информации источника «Обозревателя», законопроект был временно отклонен правительственным комитетом и не включен в повестку дня очередного заседания Кабмина (28 января 2015 г). Однако, ключевое слово здесь – ВРЕМЕННО.

Официальная причина отклонения документа пока неизвестна, но вряд ли это случилось по причине его критики со стороны НБУ, поскольку законопроект был внесен на предварительное обсуждение комитета Кабмина с формальным согласованием Нацбанка, «по умолчанию».

Тем не менее, учитывая недавние требования Яценюка о переводе экономики Украины на «военные рельсы» и заявления нынешней главы Минфина о необходимости финансовой мобилизации, можно предположить, что законопроекту все же дадут ход… вопрос времени.

«Обозреватель» разбирался, какие «сюрпризы» могут ожидать бизнес и рядовых граждан в случае, если законопроекту таки «включат зеленый свет».

Начнем с того, что следует понимать под «особым периодом». Определение термина содержится в законе «Об обороне Украины» – «это период, который наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации, или с момента введения военного положения в Украине, или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий».

Формулировка «или» фактически значит, что особый период может возникать в четырех случаях – 1) принято решение о мобилизации, 2) принято решение о скрытой мобилизации, 3) введено военное положение по всей территории Украины, 4) введено военное положение в её отдельных регионах.

В Украине на сегодня не введено военное положение, но действует особый период, который предусматривает мобилизацию. Напомним, он введен законом № 113-VIII  «Об утверждении указа Президента Украины «О частичной мобилизации», подписанным Петром Порошенко 19 января 2015 года.

Таким образом, если бы законопроект был одобрен Кабмином и принят Верховной Радой уже сейчас, правительство фактически в любое время смогло бы воспользоваться его нормами. А воспользоваться было бы чем…

Согласно законопроекту (текст которого есть в распоряжении «Обозревателя»), в особый период Кабмин получает право переходить на режим тотальной экономии бюджетных денег. Речь идет, в частности, о сокращении расходов на содержание бюджетных учреждений (кроме военных) путем пересмотра структуры зарплаты «бюджетников» вплоть до её выплаты в натуральной форме.

Также предусмотрено максимальное сокращение любых расходов (на природоохранные и другие меры), которые не имеют решающего значения в организации отпора вооруженной агрессии против Украины.

Вместе с тем, чтоб обеспечить рост поступлений в госбюджет, правительство в одностороннем порядке может увеличивать ставки налогов и сборов, а также отменять налоговые и таможенные льготы.

От банков Кабмин потребует осуществлять приоритетное кредитование предприятий, которые получат государственный оборонный заказ, и обеспечить «наличкой» любые воинские формирования в порядке, который установит НБУ.

Во всех остальных случаях, не связанных с военными потребностями государства, вводятся серьезные ограничения на работу банковской системы в особый период:

- запрет перевода средств в национальной и иностранной валюте за пределы Украины;

- ограничение, приостановление на территории Украины деятельности платежных систем и операций с электронными деньгами;

- ограничение наличных расчетов с участием любых субъектов;

- введение временной администрации в банки, контролируемые субъектами государств-агрессоров и их союзниками;

- ограничение или приостановление проведения операций по счетам государств-агрессоров и их союзников;

- ограничение проведения валютных операций и введение обязательной продажи всех поступлений в иностранной валюте из-за границы непосредственно Нацбанку, причем в полном объеме;

- ограничение вывоза наличных за таможенную границу Украины;

- ограничение выплаты процентов и возвращения средств по депозитным вкладам на все время действия особого периода (в том случае, если во исполнение норм закона НБУ примет решение о введении моратория на выплату банковских депозитов).

Обеспечивать нужды государства в особый период будут исключительно банки, перечень которых будет определяться НБУ по согласованию с Кабмином.

Кстати, для кредитования военно-промышленного комплекса смогут привлекаться также и средства небанковских финучреждений. Но то, какие средства (собственные или клиентские) финучреждений будут привлечены государством, законопроект не уточняет.

И, пожалуй, самый невиданный «сюрприз» подготовлен для граждан, которые помимо добровольных пожертвований, покупки государственных ценных бумаг и лотерей, должны будут поделиться с государством частью своих сбережений. Правда, это только при введении военного положения, а не во всех случаях особого периода.

«В случае введения военного положения и наложения моратория на выплату банковских депозитов средства клиентов, которые находятся на вкладных (депозитных) счетах в банках, и средства небанковских финучреждений, которые принадлежат гражданам и/или привлекались от граждан на возвратной основе, могут привлекаться для удовлетворения потребностей государства в особый период путем зачисления их части, установленной Кабмином, в госбюджет», — говорится в документе.

Взамен на такой «грабеж» граждане получат государственные ценные бумаги, в которых, по идее, должно быть указано, когда и как государство обязуется вернуть все долги. И вот тут есть серьезный повод для беспокойства, учитывая, что процедура возврата не будет прописана законодательно. А что там будет нарисовано в бумажке, именуемой «ценной», даже догадываться сложно…

В завершение добавим, что предусмотренный законопроектом механизм работы банковской системы в особый период уж очень напоминает постановление НБУ от 16.09.2004 года № 444 «О порядке прекращения, остановки, ограничения деятельности банков в особый период», за подписью исполняющего на тот момент обязанности главы Нацбанка Арсения Яценюка.

Сейчас этот документ имеется в свободном доступе, однако в 2004 году он «вышел в свет» со статусом конфиденциальности.

В частности, «секретным» документом предусматривалось, что в случае введения военного положения или объявления мобилизации, деятельность банков, которые не привлекаются к работе в особый период, по решению Нацбанка останавливается или прекращается, лицензия отзывается

При этом, перечень банков, которые будут работать в такой особый период, определяет лично НБУ, с учетом массы критериев и требований. Кстати, одним из таких требований было отсутствие в уставном капитале банка иностранной части, что на тот момент вызвало обеспокоенность ряда крупных зарубежных банков в Украине.

Вместе с тем, те банки, которые не приглянулись регулятору и не попали в привилегированный список, обязывались перевести все средства своих клиентов в уполномоченные банки, то есть «под крылышко» НБУ, возглавляемого Яценюком.

Очевидно, методы работы Арсения Петровича не имеют срока давности, и продолжают успешно «процветать» даже спустя 10 лет...