Поворотный момент. Пять сценариев для Донбасса
24.02.2015 10:15

Многое сейчас зависит от одного человека – Владимира Путина. Любая его ошибка может привести к опустошительной войне в Украине или к вооруженному конфликту с НАТО.

Мы наблюдаем поворотный момент в нынешней войне. Важно, что после захвата Дебальцево сепаратисты объявили о готовности пойти на перемирие. Если они действительно прекратят огонь – немедленно или после достижения еще каких-то краткосрочных целей - есть шанс на замораживание конфликта и почти полное прекращение боев.

Итак, что нас ждет впереди? Я вижу пять возможных вариантов.

1. Стабильный замороженный конфликт

Сепаратисты соглашаются на двустороннее прекращение огня, а затем (возможно, не сразу) на наблюдение со стороны ОБСЕ, а также разделение противоборствующих сторон силами миротворцев ООН. Такой вариант возможен лишь в том случае, если Украина признает новую фактическую линию разграничения.

Кроме того, придется согласиться и на участие российских представителей в мониторинговой миссии или составе миротворческого контингента.

Западным правительствам будет непросто поддержать договоренности об очередной линии разграничения после провала Минска-1 и Минска-2. Тем не менее, если бои стихнут и Киев поддержит перемирие и отвод вооружений, есть шанс, что Запад поможет в воплощении этого плана. Хотя серьезным вопросом остается, получится ли договориться с Москвой.

Вероятность такого сценария зависит от прямых переговоров между Москвой и Вашингтоном относительно широкой системы безопасности, которая будет касаться не только Украины.

Если противостояние перейдет в фазу замороженного конфликта, Киев получит возможность передохнуть и разобраться с экономическими проблемами Украины.

Я по-прежнему верю, что этот вариант будет для Киева меньшим злом. Но сомневаюсь, что Кремль устроит замороженный конфликт в Украине. К тому же, остается в силе фактор Запада и необходимость найти действенную формулу перемирия после двух провалов в Минске.

2. Нестабильный замороженный конфликт

Сепаратисты объявят, что согласны на перемирие, если украинцы тоже прекратят стрелять, но при этом не будет, ни формальной линии разграничения, ни международного мониторинга. По сути, сепаратисты продолжат удерживать уже захваченные территории силой оружия.

3. Война на истощение

Сепаратисты продолжат наступление сразу с нескольких точек вдоль всей линии фронта. Как результат - война на истощение, которая будет держать Запад и Украину в напряжении, но при этом не потребует ощутимого увеличения присутствия российских войск на Востоке.

Если сбудется именно этот сценарий, количество жертв зависит от того, нападут ли сепаратисты на такие города, как Мариуполь, Краматорск, Славянск и Артемовск. Нападения на густонаселенные территории без сомнения превратятся в длительные кровавые противостояния.

4. Попытка России пробить сухопутный коридор в Крым

Если Кремль пойдет на это, Москва фактически признает свое участие в конфликте. В таком случае линия фронта растянется до 900 км. Также российским войскам придется пройти мимо Мариуполя, взять его в осаду, либо же начать полноценную атаку. Мариуполь – значимый город, население которого до войны насчитывало 500 000 человек.

Российской армии в свое время пришлось практически уничтожить стотысячный Грозный, который обороняли около 2 000 чеченских повстанцев, чтобы взять его.

Словом, попытка тем или иным способом захватить Мариуполь для создания сухопутного коридора в Крым приведет к серьезным жертвам среди жителей и партизанской войне. Потребуется полноценное участие Москвы в конфликте. Итогом станет полномасштабная война с Западом, хоть и осуществляемая чужими руками.

5. Масштабная российская атака на украинскую армию

Рано или поздно Россия попытается прорваться вглубь контролируемых Украиной территорий. Это может означать наступление российских войск с севера и юга с целью отрезать украинские войска, находящиеся на востоке (что может оказаться весьма рискованным для самой России), либо же авиаудары - наподобие нанесенных НАТО Сербии в 1999 году, целью которых будут не только военные объекты, но и экономическая инфраструктура (мосты, дороги и даже заводы).

У России нет ресурсов для проведения сверхточной воздушной кампании в Украине. Ее потери также будут выше, чем у сил НАТО в Сербии. Но результат будет весьма разрушителен. Как минимум, это усложнит экономическое восстановление Украины, усложнит оказание ей помощи со стороны Запада и еще сильнее ослабит и так уже измученное государство.

К тому же, это наиболее короткий путь к прямой конфронтации между РФ и НАТО.

То, какой из этих сценариев в итоге будет осуществлен, зависит от воли одного человека – Владимира Путина. Именно поэтому ситуация настолько опасна. Любая ошибка Путина может привести к опустошительной войне в Украине и даже к вооруженному конфликту с НАТО.

Я склоняюсь к тому, что сбудется второй или третий сценарий. Также уверен, что независимо от событий на Востоке Москва продолжит усиливать давление на Украину, другие близлежащие страны и Запад, чтобы вернуть себе статус мировой державы, которого, как ей кажется, ее пытаются лишить.

Профессор политологии в Калифорнийском университете (Беркли) Эдвард Уокер