Фиона Хилл: Путин – не аномалия
25.02.2015 10:20

Книга «Мистер Путин – оперативник в Кремле» вышла в свет в 2013 году. Стремительно меняющаяся международная обстановка заставила ее авторов – Фиону Хилл (директора Центра США и Европы Института Брукингса) и Клиффода Гэдди (экономиста, старшего исследователя Центра США и Европы), внести в свой труд поправки и дополнения. Книга в новом виде была презентована накануне в Институте Брукингса в Вашингтоне.

 

В числе выводов, сделанных авторами, в частности, заключение о том, что российский президент представляет «уникальный вызов для поддерживаемого Западом миропорядка».

«Путин верит в то, что российская сила, позиция и история означают то, что с Россией нельзя обращаться как с любой другой страной, – подчеркивает Фиона Хилл. – Он хочет, чтобы Запад и соседи продумывали, как любое решение в вопросах, которые непосредственно или опосредованно касаются Россию, может негативно повлиять на вопросы безопасности и экономики страны».

Такой подход, как подчеркивает Хилл, не принимается Западом, который на сегодняшний день в то же время «не знает, как реагировать на такого рода позицию».

Она продолжает: «Мы не можем использовать в этом случае стратегии, которые мы применям для других стран. Не можем мы и полагаться на прецеденты, возникшие в наших отношениях в прошлом. Россия сегодня представляет собой кардинально новый вызов. Даже стратегия того, что мы просто переждем Путина, в надежде на то, что его сменит кто-то другой, не сработает. Путин – не аномалия. Его взгляды – то, что очень глубоко укоренено в российском обществе. Любой преемник будет также защищать интересы России, как это делает Путин».

Клиффорд Гэдди отмечает при этом: «Мы думаем, что до 2013-2014 года у Путина было совсем другое представление о США». Он также подчеркивает: «Нельзя упрощать, когда мы анализируем действия и фигуру Путина. Характеристики, которые ему подходят – государственный деятель, непотопляемый, аутсайдер».

«Путин – человек, который профессионально научен анализировать людей и управлять ими. Особенно, на индивидуальном уровне», – подчеркивает Гэдди.

Он также обращает внимание на на уникальность России в том, что касается восприятия внешней угрозы.

«Ни одна страна в мире не является настолько сконцентрированной на своей безопасности, – подчеркивает Клиффорд Гэдди. – Когда Россия чувствует, что находится под угрозой, меняется все... Если у кого-то вообще сложится впечатление, что безопасность стоит для России не на самом первом месте в ряду приоритетов, могу сказать что их просто ввела в заблуждение краткосрочная передышка в новейшей российской истории. Девяностые годы для России были просто аномалией».

Фиона Хилл в свою очередь выступает с рядом рекомендаций о подходах, которы стоит применить в процессе дальнейшего выстраивания отношений с Россией и ее лидером. Она подчеркивает, что новая стратегия в отношении России должна быть реалистичной, пошаговой, гибкой и объединенной.

В преломлении к украинскому кризису, объясняет исследователь, реализм означает четкое понимание и принятие того факта, что Россия никогда не откажется от аннексированного Крыма.

«В свете этого, – пишет Фиона Хилл, – мы должны разделить вопрос Крыма и переговоров по Восточной Украине, и сфокусироваться на Восточной Украине, оставив Крым на долгосрочную перспективу. А пока с российской аннексией Крыма мы должны поступить также, как когда то поступили с аннексией Балтики после Второй мировой войны – мы никогда ее формально не признали».

Фиона Хилл также подчеркивает, что в сложившихся реалиях нужно понимать, что есть ряд уступок, на который никогда не пойдет Россия, а также уступки, на которые никогда не пойдет Запад.

«Есть также пределы уступок, которые Россия будет готова сделать в Восточной Украине. Россия не хочет, чтобы поддерживаемое Западом правительство в Киеве управляло стабильной Украиной. Даже если российские силы будут выведены, Москва не лишится возможности помогать мятежникам.

Россия захочет иметь возможность независимо претворять в жизнь любые соглашения по демилитаризации и разоружению, которые будут достигнуты для востока страны. Западу будет необходимо найти способы разрешения проблемы поддержки Россией сепаратистов», – отмечает Хилл.

Говоря о переговорах, она также подчеркивает, что в их ходе необходимо сконцентрироваться на обсуждении пошаговых договоренностей и целей, не ставя перед собой задач достичь «глобальной сделки».

«Сейчас нам необходимо отложить обсуждение таких больших вопросов, как будущие политическая и территориальная конфигурация Украины, а также статус страны в том, что касается НАТО и ЕС. Наша главная цель должна состоять в том, чтобы убедить Россию в том, что изменение ее поведения – в ее же интересах», – заключает Фиона Хилл.