Руфинг: хобби с риском для жизни
19.08.2015 18:00

Руферы - это взбирающиеся на крыши высоток любители пощекотать себе нервишки. Но процесс, начавшийся в Москве, демонстрирует, что руфинг может оказаться опасным и по-другому.

Взобраться на 300-метровую высоту стальных канатов «Русского моста», что во Владивостоке, было до сих пор одним из самых захватывающих приключений в жизни 20-летнего москвича Артема Монахова. Страстный руфер и фотограф уже успел побывать и на крышах дворцов в Санкт-Петербурге, и на небоскребах делового комплекса «Москва-сити». Все это нравится Артему: сверху все видится маленьким и легким, а невыносимая тяжесть бытия оттуда кажется едва ощутимой.

Руфинг - разновидность экстремального спорта - особенно популярен в России и в Украине. Название происходит от английского «roof», «крыша». Увлекающиеся руфингом молодые люди без страховки взбираются на высокие здания, мосты, небоскребы или башни церквей, делают там селфи и видео, а затем публикуют их в социальных сетях. Вместе с тем это весьма рискованное занятие - всегда есть опасность сорваться с высоты. Но именно это для многих и является главным преимуществом руфинга.

«Игра со смертью зачаровывает», - полагает спортивный психолог Себастиан Райнольд.

Лето для руферов – «высокий сезон». В соцсетях Facebook, Instagram и «В контакте» ежедневно появляются новые фотографии и видеозаписи, на которых руферы фиксируют одновременно захватывающие дух виды с высотных зданий и собственную «безбашенность». Людям со слабыми нервами или боязнью высоты здесь не место. Городские «скалолазы» руководствуются принципом: еще выше, еще дальше.

Руфинг - составная часть индустриального туризма. В Москве и Санкт-Петербурге особенно много высоких зданий, как будто специально созданных для руферов. На Украине то же самое происходит в Киеве.

В соцсети «В контакте» есть группа, которая так и называется – «Руферы», в ней состоят более 18 000 человек - и симпатизирующих, и самих любителей руфинга. В других крупных российских городах также есть местные группы энтузиастов, насчитывающие тысячи членов.

При этом опасность они вполне осознают - на главных страницах групп висит или предупреждение («Внимание, опасно!»), или возрастная маркировка «18+».

«Опасность преследует нас постоянно», - пишет Артем Монахов. Риск ему по душе. Но щекотание нервов - не единственное, что привлекает молодого человека в его безрассудных выходках. Его фотографии свидетельствуют не только о том, что он сумел взобраться на очередную высотку. Его снимки - нечто особенное, нечто редкое. Это маленькие шедевры.

«Я это делаю просто потому, что мне это нравится», - говорит Артем, равнодушно относящийся к опасностям своего хобби. «Адреналин, фотографии и популярность - в этом дело», - добавляет он.

Свыше 80 000 человек подписались на страницу Артема в Instagram. И хотя это уже довольно много, но может быть и еще больше. Россиянин Вадим Махоров и украинец Виталий Раскалов уже известны по всему миру благодаря своему блогу «On the roofs» («На крышах»).

В мае этого года они взобрались на Шанхайскую башню высотой 660 метров, что в китайской городе Шэньчжэне. Эта башня - второй по высоте небоскреб в мире. Видеозапись этого восхождения посмотрели на YouTube более 44 миллионов раз.

Вне политики?

В целом руферы в политику не лезут. Своими рискованными акциями они не выступают против общества. «Поэтому руферов терпят», - говорит в беседе с DW культурсоциолог Кристиан Фрёлих. Единственное известное исключение - патриотическая акция украинского руфера, действующего под псевдонимом «Mustang Wanted» («Мустанг в розыске»).

В августе 2014 года он раскрасил звезду сталинской высотки на Котельнической набережной в российской столице в цвета украинского флага.

«Это было худшее, что могло произойти», - полагает Фрёлих. После этого руферы попали в поле зрения органов безопасности, а в Москве 17 августа начался судебный процесс против пяти молодых российских руферов, которые были задержаны при акции украинского «скалолаза». При этом обвиняемые заявили, что не собирались принимать участие в политической акции.

Впрочем, это все же исключение. Алексей Строколис, еще один российский руфер, рассказывает, что в России для любителей этого вида развлечений наказания не предусмотрены.

Проход на крыши, конечно, запрещен, и существует статья о «проникновении на охраняемую территорию», по которой, однако, полагается штраф в размере 300 рублей. В Германии, по словам Кристиана Фрёлиха, по-другому - руфера могут обвинить в незаконном вторжении в жилище, за что придется заплатить большой штраф или даже сесть в тюрьму на срок до одного года.

Однако в России «меры безопасности весьма слабы, и определенные законы всерьез не воспринимаются», говорит культуролог Кристине Грильборцер из университета Фрайбурга.

Руфер Артем Монахов хотел бы, чтобы появились законы, открывающие для фото- и видеосъемок доступ на крыши. Но дожидаться их нет никакого желания. Буквально на днях он снова поднялся на одну из московских высоток. Друзья и подписчики Артема в соцсетях могут насладиться новыми фотографиями новой «прогулки» руфера.