Неужели Путину надоели его друзья?
19.08.2015 13:52

Владимир Якунин казался вечным: он думал, что ничто не могло подорвать его положение в системе, построенной в России президентом Владимиром Путиным. Но теперь он покидает высшую должность в национальной железнодорожной монополии после 10 лет неумелого управления.

Путин, видимо, понимает, что трудные экономические времена требуют лучших менеджеров, чем его приятели, и, чтобы остаться у власти, он должен дистанцироваться от олигархии, которую сам же и создал.

Якунин, который в течение 22 лет служил в качестве сотрудника советской внешней разведки, не был другом Путина во времена их службы в КГБ. Якунин сделал карьеру как шпион, и даже лучшую, чем у его будущего босса: он оказался в Нью-Йорке в советской миссии при Организации Объединенных Наций, в то время как Путин добился лишь скромного положения в Восточной Германии.

Они стали друзьями в 1990-е годы, когда Путин был заместителем мэра Санкт-Петербурга. В 1996 г. они присоединились к «Озерному кооперативу», который строил небольшие жилые комплексы на берегу озера под Санкт-Петербургом. Там уже Якунин вошел в тесный круг Путина.

После того как Путин стал президентом, Якунин быстро вырос в российской транспортной отрасли. С 2005 г. он стоял у руля «Российских железных дорог» (сокращенно ОАО «РЖД»), крупнейшего работодателя страны (монополия имела 841 тыс. 745 работников в конце прошлого года) и монополии, контролирующей всю железнодорожную сеть. В плане влияния и доступа к фондам эта работа была намного лучше, чем любой министерский пост.

В России очень престижно быть главой исполнительной власти в крупных государственных компаниях (производителя природного газа ОАО «Газпром» и нефтяной гигант «Роснефть» возглавляют друзья Путина из Санкт-Петербурга).

Сеть государственных компаний под лояльным Кремлю управлением была костяком Корпорации «Россия», путинского варианта капитализма, при котором экономика страны работает в интересах государства и, конечно, людей, которые имеют национальные интересы в глубине души. Но ни одна из этих госкорпораций никогда не будет изучаться в бизнес-школах в качестве примеров звездного управления. «Газпром» столкнулся с падением рыночной капитализации после ненужных миллиардных трат на политически мотивированную экспансию.

Крупная задолженность «Роснефти» грозит сокращением объемов производства, а ее генеральный директор Игорь Сечин просит своего друга Путина помочь ему путем выделения средств из истощающихся резервных фондов.

Железные дороги под управлением Якунина не стали исключением. За 10 лет его пребывания на высшей должности сеть почти не развивалась, зато средняя скорость грузовых поездов упала на 5 процентов в период между 2004 и 2014 гг., свидетельствуя о плохом техническом обслуживании. В прошлом году РЖД потеряла 99 млрд руб. (1,5 млрд долл. по сегодняшнему курсу).

Якунин обвинил правительственное решение о замораживании железнодорожных тарифов для нефтяных компаний, что пошло на пользу «Роснефти» и «Газпрому», но реальной проблемой было то, что он позволил операционным затратам компании утроиться в течение его срока пребывания на высшем посту. Затраты растут быстрее, чем выручка.

Деньги, впрочем, не идут в трубу. Антикоррупционный активист Алексей Навальный задокументировал строительство огромного поместья для Якунина под Москвой, в том числе специального помещения для хранения шуб (русское название для него – «шубохранилище» - стало популярным мэмом, описывающим путинскую эпоху коррупции).

Хотя Якунин позже отрицал существование мехового хранения и сказал, что он продал дом, Навальный продолжил поиски и показал, что сын Якунина, богатый отельер, занимался прибыльным бизнесом в железнодорожной монополии. Опять же, последовали официальные опровержения, но правдоподобных объяснений изложенным Навальным фактам не было.

Якунин и глава «Роснефти» Сечин отказались декларировать свои доходы и имущество в прошлом году, после того как правительство потребовало, чтобы руководители госкомпаний это делали. Якунин даже угрожал ранее в этом году оставить РЖД, если требование не отменят.

В марте ему, Сечину и главе «Газпрома» Алексею Миллеру официально разрешили не публиковать свои декларации о доходах и имуществе, но спустя два месяца выяснилось, что зарплата Якунина колеблется в диапазоне 4-5,5 млн руб. в месяц (61-83 тыс. долл.). И этого недостаточно для той роскошной жизни, о которой писал Навальный.

В то же время Якунин является одним из самых ярых сторонников антизападных теорий заговора, которые лежат в основе внешней политики Путина, но сам Путин осторожен в своих публичных заявлениях.

В недавней статье на одном из сайтов Якунин осудил глобализацию, назвав ее злом и планом создания наднациональной финансовой олигархии, пояснив, что снижение цен на нефть было «элементом глобальной финансовой войны, инициированной американским истеблишментом».

По словам Якунина, «глобальная финансовая система – это инструмент глобальной финансовой олигархии по ограблению развивающихся стран и созданию системы с глобальным доминированием США».

В ответ на этот бессвязный текст на сайт пошли вирусные атаки, и он перестал работать. И блогеры высмеяли Якунина.

Последней каплей может служить задержание в начале этого месяца в Латвии руководителя национальной железнодорожной компании Угиса Магониса, который женат на племяннице Якунина. РЖД вскоре заявила, что останавливает транзит грузов в порты Латвии якобы из-за плохого состояния Балтийской национальной железнодорожной сети. Премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма в интервью сказала, что это ответ на арест Магониса.

В любом случае старый друг Путина стал обузой, и сейчас будет изящно отправлен на второй план. Решение отправить Якунина в верхнюю палату парламента явно санкционировано свыше.

Выбор нового главы РЖД позволит ответить на важный вопрос: для Путина по-прежнему важнее всего верность чиновника или он начал учитывать компетентность? России нужно жить в течение длительного периода низких цен на энергоносители, а значит, ужесточения контроля за расходами, в том числе истребления коррупции, особенно в важных государственных компаниях.

Если Якунина заменяет технократом без личных связей с Путиным, изменения в ОАО «Газпром» и «Роснефти», вероятно, будут неизбежными. Если же в кресло Якунина сядет очередной олигархический соратник, это будет означать, что Путин продолжает курсировать без компаса, надеясь, что его пропагандистской машины будет достаточно, чтобы удержать власть, несмотря ни на что.

Перепечатка блога Леонида Бершидского на сайте Bloomberg.