Новая классика: Фильмы, которые заслужили «Оскар», но не получили его
01.03.2016 23:59

Оскаровские награды критикуют не только в последние месяцы: кажется, уже 50 лет церемонию каждый год осуждают за несправедливость к номинантам и предвзятое мнение членов Академии. Сайт The Village вспомнил самые интересные фильмы, номинированные на «Оскар» в категории «Лучший фильм» за последние 15 лет. Они не получили приз, но вошли в историю кино: именно эти картины приходят на ум, когда пытаешься вспомнить, что хорошего случилось в Голливуде после миллениума.

«Эрин Брокович»

Режиссёр: Стивен Содерберг В ролях: Джулия Робертс, Альберт Финни, Аарон Экхарт, Питер Койот

Кому уступил: «Гладиатор»

«Пока у меня одна задница, а не две, я буду носить то, что мне нравится» — этой фразой, глубоким декольте самоотверженным расследованием с риском для жизни и невероятной улыбкой Джулии Робертс нам запомнилась несгибаемая Эрин Брокович. Реально существовавшая юрист поставила на колени всесильную и бессовестную корпорацию и стала самой известной героиней Стивена Содерберга.

«Госфорд парк»

Режиссёр: Роберт Олтмен В ролях: Келли Макдоналд, Эмили Уотсон, Майкл Гэмбон, Клайв Оуэн

Кому уступил: «Игры разума»

За десять лет до «Аббатства Даунтон» легендарный американец Роберт Олтмен снимает свой самый известный фильм в привычных ему условиях. Множество героев и тайных мотивов, переплетение судеб десятков слуг и гостей и одно убийство, повергающее в шок всех постояльцев дома, — «Госфорд-парк» напоминает лучшие сюжеты Агаты Кристи.

«Властелин колец: Две крепости»

Режиссёр: Питер Джексон В ролях: Элайджа Вуд, Шон Эстин, Вигго Мортенсен, Иэн МакКеллен, Орландо Блум, Кейт Бланшетт

Кому уступил: «Чикаго»

Единственная часть «Властелина колец», не обласканная наградами, получилась у Питера Джексона самым захватывающим фильмом трилогии. Невозможно понять, как ему удалось снять путешествие без начала и конца с таким напряжением — за Фродо и Сэма начинаешь волноваться во время начальных титров и до самого конца забываешь, что это выдуманная история.

«Трудности перевода»

Режиссёр: София Коппола В ролях: Скарлетт Йоханссон, Билл Мюррей, Джованни Рибизи

Кому уступил: «Властелин колец: Возвращение Короля»

Безрадостные танцы в караоке, двое белых гайдзинов в чужом и не спешащем раскрыться городе, влюблённость от одиночества и жгучая растерянность там, где тебе должно быть по-настоящему весело.

Именно мелодрама «Трудности перевода» вспоминается каждый раз, когда ты чувствуешь себя чужим во вроде бы таких интересных обстоятельствах, а Скарлетт Йоханссон и Билл Мюррей играют самую нежную и трогательную невозможную пару.

«Доброй ночи и удачи»

Режиссёр: Джордж Клуни В ролях: Дэвид Стрэтэйрн, Джордж Клуни, Джефф Дэниелс

Кому уступил: «Столкновение»

Фильм Джорджа Клуни о судьбе телестанции во времена маккартизма стал одним из самых сильных высказываний о роли журналистики и принципах четвёртой власти. В центре повествования — жёсткий и уверенный в своей правоте ведущий Эдвард Мёрроу, считающий, что телевидение — это громкий голос, обращённый к обществу, а не просто светящийся ящик с проводами.

«Маленькая мисс Счастье»

Режиссёр: Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис В ролях: Эбигейл Бреслин, Тони Коллетт, Пол Дано, Грег Киннер, Стив Карелл

Кому уступил: «Отступники»

Несчастливая семья в долгой дороге — вроде бы на танцевальный конкурс семилетней дочери, а на самом деле — за собственным счастьем. Шесть невероятно смешных персонажей — от дяди-гея, попытавшегося покончить с собой от несчастной любви, до старшего сына-молчуна — удивительным образом именно этот фильм хочется показать за семейным застольем. Он никого не разочарует.

«Джуно»

Режиссёр: Джейсон Райтман В ролях: Эллен Пейдж, Дженнифер Гарнер, Майкл Сера, Дж.К. Симмонс

Кому уступил: «Старикам тут не место»

Сценарий «Джуно» написала Дьябло Коуди, бывшая стриптизёрша, которой явно есть что рассказать о жизни. Её Джуно забеременела от нелепого одноклассника и думает о том, как устроить жизнь будущего ребёнка. Смешной, добрый и внезапный, как подростковая беременность, фильм «Джуно» — один из самых честных и умных фильмов о взрослении как детей, так и уже взрослых.

«Загадочная история Бенджамина Баттона»

Режиссёр: Дэвид Финчер В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Джулия Ормонд, Тильда Суинтон

Кому уступил: «Миллионер из трущоб»

В 2008 году этот фильм Дэвида Финчера отчего-то в лучшем случае воспринимался как должное, в худшем — казалось, не оправдывал надежд. Сейчас «Бенджамин Баттон» смотрится как потрясающая мелодрама, глубокий и изящный фильм о быстро проходящих чувствах и течении жизни с героями, которых не хочется отпускать с экрана.

«Серьезный человек», «Бесславные ублюдки» и «Аватар»

Режиссёры: братья Коэн, Квентин Тарантино, Джеймс Кэмерон соответственно

Кому уступили: «Повелитель бури»

Кому-то 2009 год запомнился одним из самых злых и смешных фильмов братьев Коэн «Серьёзный человек», кого-то не отпускал осязаемый «Аватар». Я рискну назвать фильмом 2009 года «Бесславных ублюдков» — самый долгосрочный, интересно сделанный и сложно собранный фильм Тарантино, о съёмках которого он мечтал с начала своей карьеры. Дэвид Боуи поёт «Cat People», Шошанна красит губы, победа 1945 года будет совсем другой.

«Социальная сеть»

Режиссёр: Дэвид Финчер В ролях: Джесси Айзенберг, Джастин Тимберлэйк, Эндрю Гарфилд, Руни Мара

Кому уступил: «Король говорит!»

Дэвид Финчер встречает Аарона Соркина — и получается держащий в напряжении детектив о встрече одарённого студента с огромными деньгами. Конечно, «Социальная сеть» не получилась бы без наглого, аутичного и бормочущего под нос Джесси Айзенберга, который может позволить себе ходить на работу в халате. «Социальная сеть» — байопик главного миллионера поколения миллениалов, который, хотим мы этого или нет, заставил половину населения Земли работать на себя.

«Человек, который изменил всё»

Режиссёр: Беннетт Миллер В ролях: Брэд Питт, Джона Хилл, Филип Сеймур Хоффман

Кому уступил: «Артист»

Спортивный фильм о команде лузеров из Окленда, пытающихся попасть в чемпионат, — не самое очевидное описание великого фильма. Смотреть Moneyball (именно так называется фильм в оригинале) будет интересно кому угодно — даже тем, кто никогда не занимался спортом и не бывал в Окленде.

Сценарий этого фильма — привет, Аарон Соркин и приятели! — самая увлекательная игра из диалогов и язвительных шуток: мячик летает с одной половины поля на другую, готовый исчезнуть из поля зрения, стоит слегка отвлечься.

«Звери дикого Юга»

Режиссёр: Бен Зайтлин В ролях: Куавенжаней Уоллис, Дуайт Генри, Леви Истерли

Кому уступил: «Операция «Арго»»

Пока отец сражается со смертью, шестилетняя Хашпаппи выживает в утопающей деревне дикого Юга и отправляется на встречу с собственной матерью. Потопы и тающие ледники, дикие звери и стихия: «Звери дикого Юга» — поэтичный, смелый и невыразимо красивый фильм о выживании на природе, который рифмуется с недавней трагедией Нового Орлеана.

«Афера по-американски»

Режиссёр: Дэвид О. Расселл В ролях: Дженнифер Лоуренс, Кристиан Бэйл, Брэдли Купер, Джереми Реннер, Эми Адамс

Кому уступил: «12 лет рабства»

Богатый на первоклассные фильмы 2013 год подарил нам лучшего Мартина Скорсезе за долгие годы, антиутопическую мелодраму «Она» и Сандру Баллок в борьбе за выживание в открытом космосе.

Но, опять же, если вы видели танцующую под «Wings» Дженнифер Лоуренс в жёлтых резиновых перчатках и у вас ничего не дрогнуло — посмотрите сцену с микроволновой печью. Дэвид О. Расселл умеет рассказывать истории о хозяевах химчисток и изобретательницах чудо-швабры как древнегреческий эпос — этот талант у него не отнять.

«Отрочество»

Режиссёр: Ричард Линклейтер В ролях: Итан Хоук, Патриция Аркетт, Эллар Колтрейн

Кому уступил: «Бердмэн»

Трёхчасовой фильм, который снимали десять лет: мы смотрим на мальчика Мэйсона с 6 до 18 (от детского сада до первого дня в колледже), а ещё на его папу, маму и сестру, школьных приятелей и первую любовь.

«Отрочество» — идеальное и при этом честное кино о взрослении, сотне невидимых встреч и тысячи не оставшихся в памяти разговоров, которые помогли нам стать такими, какие мы есть. Монументальное, душевное и очень тёплое кино о том, что ты такой же, как все, даже если казался себе особенным.