Лицо школьной наркомании
16.03.2016 10:42

Неделю назад в прямом эфире программы «Траффик с Кивой» подростки сварили из кодеиносодержащих таблеток от кашля смертельный наркотик дезоморфин. До этого журналисты сняли, как они самостоятельно и без рецепта покупают необходимые составляющие в обычной аптеке.

Кива никак не пройдет люстрацию, сидевший, контуженый… вопросов к нему предостаточно. Да и к методам его тоже: продемонстрировать на всю страну рецепт изготовления тяжелого наркотика - хорошо или плохо?

На первый взгляд, ничего хорошего. Но что, если эта выходка ставит под вопрос всю логику Минздрава, годами лоббирующего кодеиновую мафию, жертвами которой становятся тысячи детей и подростков?

В результате длительного сокрытия статистики и отрицания на государственном уровне связи «таблетки-дезоморфин», это может показаться невероятным, но в данный момент в нашей стране тысячи подростков ежедневно покупают в аптеках легальные наркотики - по цене 30-50 гривен в зависимости от препарата. А именно - кодеиносодержащие таблетки от кашля, которые в течение полугода превратят любого ребенка в «овощ», если он ограничится таблетками.

Поскольку кодеин относится к опиатам, физическая зависимость возникает очень быстро, и если вовремя не спохватиться, зависимый станет увеличивать дозу, пока не сварит свой первый дезоморфин или простым языком «крокодил». Наркотик, который в рекордные сроки превращает здорового человека в полуразложившийся живой труп, а за два года - в труп настоящий.

Это не шутка и не преувеличение. И доктора наркологических центров, а также работники правоохранительных органов прекрасно знают о масштабах эпидемии.

Третий год подряд силовики, профессиональные медицинские объединения и отдельные областные советы требуют от Минздрава реакции - постановки кодеиносодержащих препаратов на строгий учет.

В ответ Минздрав созывает совещания, на которых неизменно присутствует Директор государственного учреждения, мониторингового и медицинского центра по наркотикам и алкоголю министерства здравоохранения Украины Светлана Румянцева. За ней, как профильным специалистом, и остается последнее слово.

Кадровый работник советского КГБ, затем офицер СБУ, Румянцева много лет противодействует обороту нелегальных наркотиков, и способствует обороту легальных.

В 2006 году ее назначили советником председателя Комитета по контролю за наркотиками Минздрава - Николая Хозбея. По словам ее бывшего сослуживца, который пожелал не раскрывать свое имя, - располагая компроматом на Хозбея, Румянцева в ручном режиме руководила комитетом, но с приходом нового руководителя Владимира Тимошенко, начала испытывать неудобства.

Новый шеф не стал мириться с открытым лоббированием кодеиновой мафии, и написал письмо в СБУ с требованием Румянцеву отозвать. Дальше смешно - Румянцева похитила письмо, и после этого еще полгода нелегально работала в Минздраве.

Узнав об этом, СБУ начала расследование, и кэгебистке чудом удалось избежать тюремного срока. Румянцеву выгнали из СБУ, после чего она в качестве «независимого эксперта» участвовала в различных медицинских форумах, пытаясь обзавестись новыми знакомствами и вернуться в Минздрав.

Знает ли министр Квиташвилли, какого ценного специалиста взял руководить целым мониторинговым центром, неизвестно. Так или иначе, Румянцева вновь у руля, и авторитетно заявляет на совещаниях Минздрава: «Поскольку факты употребления не по медицинским предписаниям кодеиносодержащих лекарственных препаратов и факты изъятия их из незаконного обихода не представляют угрожающих масштабов, объективных оснований для ограничения оборота кодеиносодержащих лекарств в Украине нет» (цитата из протокола).

Мониторинговый центр Румянцевой исправно лепит такие «факты» используя одну небольшую уловку - кодеин их стараниями просто не вынесен в отдельную категорию учета, и везде фиксируется как «опиат».

В наркологическую клинику обратился кодеиновый наркоман? Пишем: зависимость от опиатов. Полиция накрыла точку изготовления дезоморфина? Пишем: подпольная лаборатория изготовления опиумных наркотиков.

В эту же категорию попадает героин, морфин, «химка», «ширка» и при неустанном сокрытии Минздравом фактов распространения кодеиновой эпидемии, нам кажется, что речь именно о героине. А на самом деле?

В прошлом году в Украине было продано 140 604 230 таблеток с содержанием кодеина - это данные самих производителей. Если разделить эту цифру на все население страны целиком (включая стариков и младенцев), то выходит, что каждый украинец купил и съел половину пачки.

Учитывая, что кодеиносодержащие препараты прописываются только в тяжелых случаях, когда остальные не помогают, мы должны были бы прославиться на весь мир, как патологически и поголовно кашляющая страна.

Второй вариант - таблетки используются не по назначению. Сотни миллионов таблеток (чтобы словить кайф новичку хватит и пяти-шести).

Исключая первый вариант, мы видим, что верный - второй. Румянцева называет этот масштаб «не угрожающим». Врет?

Еще один решительный аргумент Румянцевой, это отсутствие связи между кодеиносодержащими таблетками и дезоморфином. Она неоднократно заявляла, что «физически невероятна» сама возможность превратить кодеиносодержащие препараты в инъекционный наркотик…

Согласитесь, это удивительно. Слова Светланы Румянцевой, директора учреждения, которое ведет учет и анализ наркосодержащих веществ страны, после небольшого эксперимента в прямом эфире оказались чистой ложью.

Как специалист со стажем, Румянцева не может не знать о популярности кодеина среди молодежи. Это модный наркотик (спросите своего или знакомого подростка, что такое «кода» или «катер», и удивляйтесь): его принято смешивать со спрайтом, его принято принимать демонстративно, выкладывая фотографии в социальные сети.

Вспомните нашумевший скандал с мажором – Стасом Толстошеевым, который насмерть сбил пожилую женщину около станции метро «Левобережная». Был ли он в тот момент под кайфом неизвестно, но на страницах соцсетей до этого открыто писал, что его любимый напиток «кодеин плюс спрайт».

Прием кодеиносодержащих препаратов перорально приводит к наркотической зависимости уже после 4 принятия «дозы», а инъекционное введение приготовленного «крокодила» приводит к необратимым изменениям в организме уже через полгода (а ведь «крокодил» можно приготовить буквально за минуты дома из подручных и легальных средств!)

Во всем цивилизованном мире за количеством продаж кодеина пристально следят, его поставили на предметно-количественный учет даже в России. У нас же в прошлом году произвели столько таблеток, что если сложить их рядом, площадь займет 6, 631 га, ими можно покрыть всю поверхность Олимпийского стадиона.

Помогает ли Румянцева распространению эпидемии за деньги кодеиновой мафии, или по каким-то другим причинам, но точно не могла бы противостоять силовикам, наркологам и губернаторам в одиночку - без помощи или хотя бы разрешения вышестоящего начальства - министра Квиташвили.

Интересно, какую новую стратегию выберут защитники смертельного наркотика после того, как вся предыдущая рассыпалась у нас на глазах в прямом эфире?